Рембрандт - великий художник и великий труженик-9

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Тревоги и огорчения не помешали Рембрандту работать без устали. Именно этим годам  мы обязаны некоторыми из лучших произведений великого мастера. Это относится к ряду близких по характеру и манере так называемых портретов –  биографий эрмитажной и московской коллекций.

Перед нами известный «ПОРТРЕТ СТАРИКА В КРАСНОМ» (1654, ЭРМИТАЖ). В картине отсутствуют внешние движения, парадные одежды, эффектные детали фона и т.д.- все то, что так нравилось большинству заказчиков  портретов. Внимание зрителя целиком приковано к лицу и рукам человека – они выделены светом, все остальное погружено во тьму.
   Лицо старика, сидящего в кресле, обращено к зрителю, в то время как взор слегка отведен в сторону и неподвижно устремлен в одну точку. Старик ушел в себя, в его памяти проходят видения прожитой им жизни. Всматриваясь в лицо этого человека, хочется разгадать его мысли, глубже понять суть образа.

   Друг Рембрандта бургомистр  Ян Сикс заказал художнику свой портрет; эта картина до сих пор составляет собственность потомков бургомистра. «ПОРТРЕТ ЯНА СИКСА» (АМСТЕРДАМ,СОБРАНИЕ СИКС) тоже одна из вершин портретной живописи Рембрандта.
   Сикс, собираясь выйти из дому, надевает на левую руку желтую перчатку; ярко-красный, шитый золотом плащ, небрежно накинутый на правое плечо, необыкновенно эффектно выделяется на нежно-сером кафтане. Благородное лицо написано широкими и смелыми взмахами кисти; отделка правой руки, по своей тщательности, может сравниться разве что с руками «Джоконды» Леонардо да Винчи.

   К концу 1657 года отношения Рембрандта с кредиторами обострились до крайности. Вот краткая хроника разорения Рембрандта.
В декабре 1657 года под ударами молотка аукционера было распродано все имущество Рембрандта. Одно за другим отлетали от него его сокровища, накопленные день за днем в течение всей жизни. Всего было продано 363 лота за смехотворную цену около 600 гульденов.В феврале1658  по решению суда был продан дом художника, а в сентябре 1658 года дошла очередь и до собрания графики.
Так закончилась одна из самых трагических глав в жизни великого художника. Ему пришлось начинать все сначала. Но как художник Рембрандт оставался на недосягаемой высоте. И в подтверждении этого приведу выдержку из выступления на суде адвоката  Рембрандта - ван дер Пита: «Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, хотят сделать Рембранта нищим... Подумайте все, находящиеся здесь, нас покроют могильные холмы, мы исчезнем из памяти потомков, а имя Рембрандта еще столетия будет греметь над миром, и его сияющие произведения будут гордостью всей земли... ».
   Перед нами «АВТОПОРТРЕТ С ПОДНЯТЫМ ВОРОТНИКОМ» (1657Г.). Рембрандт – банкрот. Но сила его искусства не иссякла. Перед нами красивая духовно личность, несмотря на ужасные потрясения жизни.
   Рембрандт нашел себе вскоре небольшую квартиру на Розенграхте, недалеко от улицы, где он жил в первые годы своей женитьбы. Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь, исполненная постоянного труда и строгой экономии. Каждый из ее членов нес посильную лепту для достижения заветной цели – уплаты долгов и снятия пятна с честного имени его главы. Картина за картиной выходили из скромной мастерской.
   Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал про обед, и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой. Титус помогал отцу всем, чем мог. Он также стал заниматься живописью, но, к  сожалению,  не унаследовал таланта отца и не пошел далее посредственных попыток.
   Понемногу в уединенное жилище художника стало водворяться довольство; он жил скромно, но не бедно. Его поведение не могло не внушать уважение к нему. После своего крушения он тихо, без жалоб и сетований, удалился в свой мир, чтобы упорным трудом добиться своего прежнего положения в обществе.
   И он достиг своей цели. Лучшие из его сограждан вернулись к нему: это Ян Сикс, богатый торговец искусством Франсен, известный собиратель эстампов Зоммер, выдающийся теолог  Менассе бен Израель и др.

   В это время Рембрандт создает произведения, отмеченные особой глубиной замыслов, печатью величавой  мудрой человечности, непревзойденного живописного мастерства. Такова картина «АССУР, АМАН И ЭСФИРЬ» (1660, ГМИИ ИМ.ПУШКИНА)– один из тех шедевров, в которых Рембрандт достигает вершин своего творчества.
   Библейская легенда о еврейке Эсфири, защитившей свой народ от истребления, была воспринята художником как победа правды и справедливости над коварством и злом. Рискуя жизнью, ибо никто не мог без зова царя вступить в его покои, царица Эсфирь пришла к царю Ассуру и  пригласила его вместе с первым визирем Аманом на пиршество, во время которого смело обвинила визиря в его коварных планах уничтожения евреев.
   На картине за пиршественным столом всего три человека. Они внешне разъединены, каждый замкнут в себе, но их жизни связаны невидимыми нитями, ибо именно эта встреча решает их дальнейшую судьбу! Эсфирь кончила свою речь, она сжимает руки, ожидая решения царя. Ассур задумался над услышанным, в его взоре горестное разочарование в человеке, которому доверял. Поник под тяжестью обвинений Эсфири визирь Аман. Полумрак сцены тушует второстепенные детали. Обволакивая фигуры, он рождает тревожное чувство ожидания. Аман затаился, зловеще вспыхивают отсветы на его плаще, но в его позе обреченность, опущена голова, закрыты глаза. Он сидит отдельно на краю стола.
   Расстояние отделяющее Амана от Ассура, кажется огромным. Царь, сдерживая гнев, сомкнул губы, сжал скипетр, как бы отстранняя им Амана. Величавый и прямой Ассур возвышается как реальная защита Эсфири и ее народа, как бы оттеняя хрупкую беззащитность Эсфири.

Цвет и свет слились в фигуре Эсфири воедино: блеск драгоценностей, горячий розовый цвет ее платья, золотая мантия звучат как символ победы. Выпрямляясь, Эсфирь обретает величие и силу. Ее облик, душевное благородство, женственность отражают рембрантовскую красоту глубокого гуманизма.


Рецензии