Рембрандт - великий художник и великий труженик-10

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1662 году Амстердам обогатился последним коллективным портретом, писанным рукою Рембрандта. Синдики цеха суконных фабрикантов поручили ему написать картину, которую они хотели поместить в доме своего общества. Это свидетельствует о том, что Рембрандт и в это тяжелое для него время не переставал пользоваться известностью в Амстердаме, по крайней мере, как портретист.
   На большом полотне «СИНДИКИ ЦЕХА СУКОНЩИКОВ» (1662,АМСТЕРДАМ, РЕЙКСМУЗЕУМ) мы видим всего 6 человек. Четверо синдиков, занятые проверкой счетов своей корпорации, сидят вокруг стола; пятый встал со своего кресла, желая высказать какую-то мысль. За ними стоит слуга, ожидающий приказаний господ синдиков.
   Даже покоряясь всевозможным указаниям и требованиям богатых «суконщиков», Рембрандт сумел сотворить картину, перед которой еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки и любители искусства.
   Серьезные правильные лица синдиков, кажется, живут и дышат; мы как будто слышим спокойный голос того, кто указывает на открытую книгу счетов, и горячие возражения его собеседников. На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности.
   Колорит картины сам по себе – целая поэма в красках. Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета. Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на темной деревяной обшивке стены. Чудное, золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины.
    Как после « Ночного дозора» Рембрандт потерял свою кроткую Саскию, так вскоре после окончания «Синдиков» он лишился своей верной Хендрикье (1662 г.).

   Новая утрата не остановила неутомимой руки Рембрандта; его творчество могло угаснуть только с жизнью. В Эрмитаже можно увидеть его «ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА» (1668-69).
   История сына, забывшего родительские наставления, предававшегося увеселениям и распутству, разорившегося, а затем вернувшегося в отчий дом больным и опустошенным, многократно привлекала внимание живописцев.
   Многие предпочитали ту часть легенды, которая повествует о разгульной жизни и увеселениях молодого человека. Реже изображали сцены раскаяния, молитвы блудного сына, а также финальную сцену прощения его отцом. Не раз обращался к этому сюжету и Рембрандт. Среди его офортов есть листы на эту тему, относящиеся к 1636 году.

Там изображен жалкий оборванец, упавший на ступени крыльца родительского дома и выронивший в волнении посох. Все здесь драматично и выразительно, но еще лишено глубокого обобщающего смысла.

   Совсем по-другому подходит к изображению отца с сыном Рембрандт в поздний период. Картина «Возвращение блудного сына» одно из наиболее драматических и глубоких по мысли произведений художника. Оно волнует нас, превращая в соучастников авторских раздумий над судьбами людей и смыслом жизни.
   Композиция картины строится так, что зритель становится одним из свидетелей развертывающейся человеческой трагедии. Он невольно оказывается в кругу людей, обративших из глубины и справа свои взоры на слепого старика, нежно прижимающего старческими руками сына, не оправдавшего его надежд, разбитого и раздавленного жизнью, но все же родного и близкого ему.

Ни один художник не раскрыл трагедию напрасно прожитой жизни с такой силой, как это сделал Рембрандт в своем произведении.

Силы престарелого художника слабели. Прощальное произведение его - «АВТОПОРТРЕТ» (ОК.1669, КЕЛЬН, ВАЛЛРАФ-РИХАРТЦ-МУЗЕУМ). Рембрандт прощается с миром в своей мастерской.
   Весь сгорбленный, седой, исхудалый, он кажется тенью прежнего Рембрандта. Но глаза не изменились: окруженные сетью бесчисленных морщин, они искрятся добродушным старческим юмором, беспечным весельем человека, уже пережившего все свои страдания.
   Рембрандт стоит перед бюстом древнеримского бога Термина, повелителя границ и времени. Перед этой аллегорией смерти, избежать которой никто не в силах, художник дает отпор времени, миру, им самим избранной судьбе; он стоит, освещенный золотым сиянием угасающего дня. Это была его лебединая песнь. Кисть выпала из онемевшей руки Мастера...
В завершение своего рассказа о великом мастере Рембрандте я позволю себе прочесть  отрывок из стихотворения нашего современника, поэта-барда Александра Городницкого, «Рембрандт»:

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок

Сын стоит на коленях, калека,
Изможденных не чувствуя ног,
Голова – как у бритого зека,-
Ты откуда вернулся, сынок?

Затерялись дороги во мраке.
За спиною не видно ни зги.
Что оставил ты сзади – бараки?
Непролазные дебри тайги?

Кто глаза твои сделал пустыми,-
Развратители или война?
Или зной Галилейской пустыни
Все лицо твое сжег дочерна?

Не слышны приглушенные звуки
На холсте и в округе темно,-
Лишь отца освещенные руки
Да лица световое пятно.

Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.


Рецензии