Первый напарник

Глава из повести "Чемпион" http://www.proza.ru/2015/01/30/180

    В Пскове открылась школа высшего спортивного мастерства по гребле на байдарках и каноэ. Валентин Михайлович, к тому времени он уже достаточно проучился на заочном в институте имени Лесгафта, стал тренером в ШВСМ. 
    Я в группу не попал. Минимум - второй разряд. Тренером в детской спортивной школе, где мне надо было продолжать заниматься, была мастер спорта по гребле на байдарках Валентина Пономаренко, но тренера и ребят менять не хотелось.
    Мама расстроилась не меньше меня. Пусть я не добился в первый год успехов, но за лето окреп, выровнялся и, самое главное, при постоянном деле. Решили идти на базу вместе. Разговор с Валентином Михайловичем оказался коротким: «Хочешь заниматься у меня - переходи в каноэ».
    Опять всё заново. Но уже по другому. Валентин Михайлович, взяв меня в Школу Высшего Спортивного Мастерства «авансом», как бы разделил со мной  ответственность за моё спортивное будущее.

    Гребля может и не так интересна и многообразна как игровые виды спорта, фигурное катание или гимнастика. На весле в каноэ  при правильной технике до сорока килограммов, протяжка - полтора метра, темп до шестидесяти гребков в минуту. Мощность — до одной лошадиной силы. Две минуты на пятисотке и семь тонн перелопачено. Сила и выносливость. И постоянная работа над техникой. Пока кости не окрепли, гребца умный тренер раньше времени форсировать не будет. Иначе спалишь досрочно.

    На весенних каникулах поехали на сборы в Тарту. Лёд на быстрой Эмайыге - Мать реке сходит рано. Я тренируюсь в двойке с одноклассником Толиком Степановым - Длинным Стёпой. Он и, правда, похож на Михалковского дядю Стёпу. Ростом на полголовы выше меня, и смотрит на меня как старший, немного свысока. Да он и на самом деле старше. В нашем классе недавно. Отец военный, переведён в Псков из Германии. На обеих руках у Толика шрамы. Во время учений, когда гарнизон уехал на полигон, и охрана военного городка была ослаблена, в жилые дома ворвались бандиты. Детей и женщин привязали к кроватям, перерезали вены и так и оставили. Успели спасти. Но, не всех. Говорить про это во времена «Дружбы народов» было не принято. Кроме Толика в семье и младший брат, Саня. Он тоже учится в нашей сорок седьмой, в одном классе с моим братом. 
   Год в байдарке для меня не прошел даром. В двойке я сижу довольно устойчиво, за неделю тренировок на сборе ни разу не выпал из лодки.

   Юношеская товарищеская встреча в Талине (как сейчас пишут в Таллинне). Первые соревнования на выезде. В Талине до этого я не был. Вышгород, золотые рыбки во рву вокруг замка. Знаменитый Таллиннский  зоопарк, действительно больше похожий на парк, а не на тюрьму для зверей. Чистота. Непривычно чинные ровесники. В школе  и по городу ходят в галстуках, в столовой едят ножом и вилкой.
   В команде я запасной. Тренер Валентин Михайлович, взял меня под свою персональную опеку. Шли тысячу, второй Псковской лодкой. Дистанция на загородном озере. Перед стартом вдобавок к обеду съел творожный сырок, уж больно вкусным показался. Ветер и боковая зыбь. Метров за сто до финиша выпал из лодки. Толик мужественно балансировал рядом, пока  не подъехал катер и вытащили меня из воды. Вода была холодновата, наглотался сгоряча и на всю жизнь запомнил вкус того предстартового сладкого сырка.

   Ребята приходили и уходили. Ушел и длинный Степа. У него оказались больные почки, и врачи не разрешили ему большие нагрузки. Но костяк Тимохиной группы, во многом благодаря тренеру, мягкому и человечному, немного мечтателю, - мальчишки в каноэ, девчонки в байдарке, остался.
   Я постепенно втянулся в серьёзные тренировки. Мы не только вместе тренировались, появлялись общие дела, проявлялись и общие интересы, возникало то, что сейчас называется клубностью (клуб, клубок).

Современное фото из интернета.
Чемпионат мира. Наши проигрывают немцам.


Рецензии
Василий, очень понравились ваши воспоминания! Хорошее было время.
Соревнования на байдарках, мне кажется, опасный вид спорта.
Удачи Вам! С уважением, Ли

Лидия Мнацаканова   08.02.2024 20:06     Заявить о нарушении
Лидия, Спасибо!
Ничего опасного, хотя
на зимних сборах вывернуться
в ледяную воду - это испытание.
Бывало. Сегодня Вы первая ко мне
с отзывом. Иду в гости.

Василий Овчинников   08.02.2024 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.