Схиигумен Сергий Н. В. Романов старец или провидец

Схиигумен Сергий (Н.В. Романов): старец или провидец?
[статья из серии по истории пророчеств].

    Письмо.
    «18 июля 2019 года схиигумен Сергий (Романов) заявил в присутствии примерно двухсот человек:
    «... Заявляю тебе, Диавол! И всем клевретам твоим, адептам, сатанистам, жидомасонам любых мастей! Пошли вон из России!
    Скажу вам – Православный Царь грядёт!
    Удерживающий уже среди нас!
    И потому ваш Антихрист не будет у нас в России!...».
    Не находите: сильные слова, при этом он не говорил проповедь спонтанно, а читал по бумаги. Колоритный батюшка, некоторые его заявления, которые не позволяли себе делать даже апостолы или святые, вызывают просто недоумение.
    Скомандовать самому Дьяволу, что бы Тот убирался из России. Смело!!! Дьявол сразу же послушался и тихо слинял!!! Или это просто сотрясение воздуха из-за неверия, что Дьявол существует?
    Звание лейтенанта, конечно даёт право командовать рядовыми, но даже Архангел Михаил в споре с Сатаной всего лишь сказал: «Да запретит тебе Господь».
    А ведь в инете начался целый гвалт: мол, батюшка прозорливый!!!
    Ваше мнение?».
   
    Ответ.
    В своё время русский философ, профессор И.А. Ильин писал, находясь в иммиграции:
    «Мы живём в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда безчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим – и не видим; видим – и не верим глазам; боимся поверить; а поверив, всё ещё стараемся «уговорить себя», что «может быть всё это не так»; и не к месту, и не во время сентиментально ссылаемся на евангельское «не судите», и забываем апостольское «измите злаго от вас самих» (1 Кор. 5,13).
    Делаем ошибку и стыдимся сказать: «я ошибся»; поэтому держимся за неё, длим её, увязаем во зле и множим соблазны.
    А воинствующее зло отлично знает нашу подслеповатость и безпомощность, и развивает искуснейшую технику маскировки. Но иногда ему не нужно никакой особой техники: просто назовётся иначе и заговорит, как волк в детской сказке, «тоненьким голосочком»: «ваша мать пришла, молочка принесла»... А мы, какъ будто только этого и ждали, – доверчивые «козляточки», – сейчас «двери настежъ» и на всё готовы.
    Нам необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; чутьё зла; совестная впечатлительность. Без этого мы будем обмануты как глупые птицы, переловлены, как кролики и передавлены, как мухи на стекле.
    В нас до сих пор живёт ребяческая доверчивость: наивное допущение, что, если человек, что-нибудь говорит, то он и в самом деле думает то, что говорит; если обещает – то желает исполнить обещанное; если рассказывает о своём прошлом – то не врёт; если развивает «планы», то сам относится к ним серьёзно; если обвиняет другого, то «не станет же заведомо и злостно клеветать»; если восхваляет кого, то не потому, что ему пригрозили, наобещали или уже заплатили; если выставляет себя «патриотом», то никак не может принадлежать к враждебной контр-разведке; если произносит священные слова, то не ради провокации; если носит какую-нибудь одежду (военную, духовную или иноземную), то и внутренно соответствует своему наряду; если располагает деньгами, то добыл их законным и честным путём; если обещает продовольственные посылки, то от сочувственной доброты и т.д. Мы, как маленькие дети, судим о внутреннем по внешности: по словам, по одежде, по статьям в газете и особенно по обещаниям, по личным комплиментам и по подачкам.
    Но слова без дела не весят. У каждого из нас есть своё прошлое, состоящее из поступков, совершённых нами и, может быть, втайне совершаемых и ныне. Это прошлое отнюдь не подобно змеиной коже, периодически обновляющейся; напротив – оно выростает у нас из души и сердца, оно остаётся внутренно вращённым, и несётся нами через всю жизнь; оно звучит в интонациях голоса, оно посверкивает во взгляде, оно сквозит в манерах, оно прорывается в оборотах речи и в аргументации, оно выдаёт нас. Иногда человек выдаёт себя одним взглядом, одним словом, одной постановкой вопроса.
    Поэтому за словами должны стоять общеизвестные дела; и судить надо не по речам, а по делам. Человек должен иметь нравственное право на те слова, которые он произносит. Священные слова не могут прикрыть грязных дел. Великие лозунги не звучат из уст предателя. Надо быть духовно слепым и глухим, чтобы верить в искренность наёмного агента. Наше поколение богато отвратительным опытом лжи и лицемерия; мы обязаны иметь чутьё зла и не имеем права поддаваться на соблазны.
    И одежда не гарантирует ничего. Разве иеро-чекисты, прилетавшие в Париж и соблазнившие митрополита Евлогия и митрополита Серафима (Лукьянова) – были не в рясах?
    Разве Скоблин не имел права на форму белого генерала?
    Разве шулер не выдаёт себя слишком безукоризненным фраком и белоснежной рубашкой с бриллиантовыми запонками?
    И газетные статьи не должны вводить нас в заблуждение. На статьи, как и на слова, и на речи – человек должен иметь жизненное право, право, приобретённое делами жизни, её мужеством, её искренностью, её жертвенностью. Современный мир богат костюмированными писателями, уже не раз переодевавшимися, писателями-наймитами, писателями «чего изволите», писателями-лицемерами и предателями.
    Надо научиться распознавать их.
    Ещё глупее верить «обещаниям». И под советами, и в эмиграции мы видели множество «искусников», которые делают себе карьеру неисполняемыми, а часто и заведомо неисполнимыми обещаниями: суля другим впустую мнимую «конъюнктуру», они постепенно готовят самим себе настоящую.
    Ещё глупее верить хвалителям и льстецам. Лесть есть такая разновидность взятки, которая ненаказуема и которую люди не стыдятся брать: и «дал», и «не дал»; и «взял», и «не взял»; подкуп состоялся, а доказать его нельзя. Между тем льстец всегда есть в то же время клеветник: кто не даст подкупить себя лестью, тот будет им оклеветан. А нам надо помнить: современное человечество кишит нравственно – и политически – скомпрометированными людьми, которым необходимо скрыть или диссимулировать своё прошлое; ложь, лесть и клевета – их главное жизненное оружие...» (Профессор И.А. Ильин, «Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг.», т. I, Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, стр. 77-79, 1956).
*    *    *
    К большому сожалению, сегодня в наше время в Русской Православной Церкви развелось столько «прозорливых» старцев и стариц, сколько не было на Руси со времени принятия христианства... Куда только не едут современные паломники, лишь бы побывать у «прозорливого» старца, услышать от него «свою судьбу». Едут, как к какому-то колдуну или экстрасенсу, способному «по молитве» поменять всю их жизнь к лучшему в одно мгновение. Мотаются по монастырям, делаясь уже не «паломниками», а просто туристами. Вера в колдунов и страх перед их «силой» практически всегда сосуществует в таких «православных» с верой в «прозорливых» старцев, «гоняющих» бесов и исцеляющих от порчи.
    По сути, «прозорливый» старец(а) в глазах таких «суеверных» чад («истинных рабов Божиих») становятся аналогом «белого», «доброго» колдуна, который «снимет порчу, сглаз, вернёт счастье и здоровье и т.д.» (как пишут о себе все «потомственные» колдуны и колдуньи). Этим и объясняется «спрос» на литературу о «прозорливых» старцах и старицах, именно поэтому большинство «истинных чад» и колесит по монастырям в поисках «спасения» в период прихода Антихриста.
    «Прозорливый старец благословил…» – за этим началом нередко следует мрачноватое продолжение: «сжечь паспорт», «уйти в леса», «не делать прививок» и т.д. По «советам» и «прорицаниям» таких «старцев» (под «старческой внешностью» нередко скрываются шарлатаны или, же люди, находящиеся в прелести) в начале «девяностых» прошлого века сотни человек продали городские квартиры и в ожидании «скорого пришествия антихриста» удалились в леса. Некоторые поселились вокруг Дивеева – по местному преданию: «в конце мира только избранные праведники спасутся, спрятавшись от мировой катастрофы в кольце дивеевской Канавки...».
    По прошествии двадцати лет, кто-то из этих «беженцев» вернулся к обычной жизни, а кто-то «не отступился» и стал частью причудливого «Дивеевского пейзажа»: в монастыре таких с иронией называют «неформалами».
    Та же картина характерна и для Оптиной пустыни, где с начала девяностых вокруг монастыря начали селиться «младостарцы», с проповедью «о последних временах и о грехе ИНН». Своего осуждения их «пророческая деятельность» дождалась в 2000 году, когда стало объектом критики на Архиерейском соборе Русской Церкви. К этому времени «пророческая традиция стоящих в истине» успела укорениться в церковной жизни, особенно в монастырской, скрытой от глаз высокого священноначалия. Чуть позже она дало плод в виде деятельности пензенских «сидельцев», епископа Диомида (Дзюбан), иеросхимонаха Рафаила (Берестов) и т.д..
    Для неофита, равно как и для человека малоцерковного, определить лжестарца довольно сложно. Когда человека приглашают в паломничество, то перспективы поездки ему описывают лучезарно: «Батюшка посмотрит раз в глаза, и всё про тебя скажет...».
    Поэтому надо помнить: настоящий старец никогда не навязывает свою волю, не лишает человека свободы выбора, не требует слепого повиновении. Последнее как раз характерно для лжестарчества», ибо сегодня вместо настоящих духоносных старцев, дьявол часто присылает каких-то актёров..
    К сожалению, эта игра в старцев очень распространена; и не только в Российской Федерации, некоторые «стоящие в истине» искренно заблуждаются, а некоторые это делают из меркантильных интересов, и они, как никто, наносят вред верующим, особенно неискушенным, ещё не утверждённым в вере.
    Подогревается этот интерес к «старцам» и нашей православной литературой. Главная беда издаваемой сейчас литературы «о подвижниках благочестия» – это то, что занимаются ею подчас «недобросовестные» люди, хорошо знающие, как сильно действует печатное слово на русского человека («раз написано – значит, правда»), и потому активно использующие это в своих далеко неблаговидных целях. Поэтому хочется пожелать всем, трезво относиться ко всем «геополитическим» пророчествам «старцев», которые наперебой «предсказывают» светлое будущее России. 
*    *    *
    В качестве примера хочется привести статью игумена Нектария (Морозов) от 08.12.2014 «Как не совершить роковую ошибку, доверившись не тому человеку? Можно ли узнать истинного старца по определённым признакам?»:
    «Сам по себе поиск духоносных старцев – явление абсолютно нормальное. Людям, живущим в Церкви, хочется видеть тех, кто гораздо дальше них прошёл по пути исполнения заповедей Христовых, кто уже явил некий зримый образ христианского совершенства.
    Но иногда этот поиск принимает некий болезненный характер. Естественно искать и находить нечто там, где оно должно быть, и неестественно – там, где этому неоткуда взяться.
    Зачастую вот как происходит: расходятся слухи о том, что где-то появился «старец», к нему все едут, потому что «он знает, что каждому сказать». Кого-то он «исцелил», кому-то «разрешил недоумение», кому-то – «путь указал». И люди, будучи не в состоянии критически оценить то, что слышат, слетаются к этому «духоносному наставнику», как мотыльки на свет.
    А ведь среди таких «старцев» порой оказывается человек, который или в Церкви – без году неделя, или его представления о Православии не соответствуют истине.
    Например, в Пензенской епархии, да и за её пределами, очень почитается некий «старец», который от рождения был беспомощным инвалидом. Он не мог говорить, при этом, согласно легенде, являлся священником, что совершенно невозможно при таком недуге. Группа неблагонамеренных людей возила его по стране, демонстрировала верующим, выдавая его маловразумительное мычание за какие-то откровения свыше.
    Выглядело всё это ужасающе и, казалось бы, всё было тут ясно. Тем не менее, огромное количество людей, прочитав книги об этом несчастном человеке (их вышло пять или шесть), до сих пор приезжают на его могилу, поклоняются ему.
    Таких примеров в Русской Православной Церкви за последние 25 лет, к сожалению, накопилось немало. Люди не прислушиваются к предостережениям архиереев и священников, которые без устали твердят, что подобного рода «паломничества» и общение с сомнительными «старцами» может нанести огромный вред душе.
    Когда человек живет в русле православной традиции, вдумчиво читает святых отцов, когда у него есть некий свой, пусть даже минимальный, но реальный опыт аскезы, то он может отличить подлинное от ложного. Когда подобного опыта нет, то человек будет ориентироваться на вымышленный яркий образ и в конечном итоге пройдёт мимо Христа.
    Афонский подвижник XX-го века старец Иосиф Исихаст говорил о том, что у праведности нет колокольчиков, в которые она могла бы позвонить и заявить о себе. Если мы слышим «звук колокольчиков», то скорее всего это – не праведность.
    Есть ли сегодня настоящие старцы – провидцы?
    Отрицать этого нельзя, ведь тогда, когда на земле исчезнут те, кто способен достигнуть святости и внутренней близости к Богу через покаяние и очищение от страстей, не будет смысла в существовании человечества. Но мир пока стоит, в том числе – молитвами таких людей.
    Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путём делания, растворённого смирением, скроют себя от людей». Возникает парадокс: старцы – провидцы есть, но если мы о ком-то узнаем, то это практически всегда оказывается – ложь…
    Общепризнанные подвижники нашего времени – архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) (ныне живущий, но, к сожалению, находящийся в тяжёлом состоянии) – никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым.
    Когда отца Кирилла в своё время спрашивали, есть ли ещё в России старцы, он говорил:
    «Насчёт старцев не знаю, а старики – точно есть».
    Под словом «старики», отец Кирилл разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и пастырской деятельности, способных оказывать людям существенную помощь.
    Такие «старики» есть и сегодня, и, может быть, даже не все из них по-настоящему пожилые люди, но, тем не менее, пожившие. Они многими болезнями переболели, многие бури пережили, входят в пору подведения итогов – и именно им даётся по-настоящему ясное и зрелое рассуждение… Когда человек, пусть яркий, замечательный и интересный, сам находится посреди брани, ждать от него духовной зрелости нельзя.
    Идти… Но к кому?
    Бывает, что священник действительно был хорошим пастырем, снискал доверие у верующих, но вдруг в силу неких причин он начинает заблуждаться в отношении тех или иных вопросов церковной и общественной жизни – и в этом своём заблуждении уводит за собой паству. Он объявляется – старцем, настоящим борцом за чистоту Православия.
    Для того чтобы обезопасить себя от подобного, важно ориентироваться не на человека, которому ты доверяешь, а на Церковь, её учение и традицию. Тогда неправильность, заблуждение очень легко увидеть.
    Есть несколько наиболее ярких примет того, что человек находится в ложном состоянии. Например, начинает говорить: «Идите за мной, я покажу... Слушайте меня и только меня...», то есть всё сводит к своей личности и «всегда знает, как надо...».
    Упомянутый уже архимандрит Кирилл (Павлов), чтобы дать ответ вопрошающему, мог помолиться, и Господь открывал ему правду, которая порой была парадоксальной, но звучала с потрясающей силой. Также он мог посоветовать поступить, как подсказывают конкретные специалисты, а мог дать совет, исходя из своего жизненного опыта. И при этом совершенно спокойно, не сомневаясь и не смущаясь, во многих случаях он мог сказать: «Не знаю». Он предлагал подумать вместе, помолиться, сообща понять, в чём заключается воля Божия относительно той или иной ситуации.
    Если находишься рядом с таким человеком, скорее всего, не заблудишься. С тем же, кто готов всех вести куда-то, где он якобы видит свет, можно и в яму упасть. Может оказаться, что свет на самом деле – тьма, и слепой ведет слепых.
    Если мы видим вокруг кого-то круг почитателей, и это почитание носит характер болезненного восторга, экзальтации, а сам объект этого не пресекает и даже культивирует, то совершенно очевидно, что перед нами – заблуждение. В любой ситуации человек не должен способствовать тому, чтобы в нём разглядели великое. И только к тому, кто от этого бежит, и надо идти.
    Древние святые всегда избегали известности. Замечательный патериковый пример: некий старец, которого очень почитали люди, вынужден был передвигаться из скита в город исключительно ночью, чтобы избежать встречи с теми, кто почитал и прославлял его, потому что понимал, насколько это вредно для его души. Но когда тот подвижник шёл ночью по тёмной дороге, Господь посылал ему Ангела со светильником, чтоб осветить путь. То есть старец настолько бегал славы человеческой, что Бог явил ему Свою славу.
    К сожалению, огромное количество людей в истории Церкви, в том числе и в новейшей истории, живя уединенно и тихо правильной христианской жизнью и потом оказавшись на всеобщем обозрении, очень сильно менялись. Эта беда грозит, наверное, каждому священнику, потому что легко уважение и почитание прихожан отнести не к своему сану и к той благодати Божией, которая тебе незаслуженно дана, а к себе самому».
*    *    *
    Провозгласив:
  «... Заявляю тебе, Диавол! И всем клевретам твоим, адептам, сатанистам, жидомасонам любых мастей! Пошли вон из России!
    Скажу вам – Православный Царь грядёт!
    Удерживающий уже среди нас!
    И потому ваш Антихрист не будет у нас в России!...», – схиигумен Сергий (Романов), конечно, показал, что его нельзя причислить к категории «пророческих» старцев, ибо его заявление противоречит Отечественной истории пророчеств.
    Дара пророчества у него – нет.
    Безусловно – он патриот, у него душа болит за Россию, но дара пророчества у него – нет. Однако он живёт в Екатеринбурге, сегодня он создаёт «патриотическую» атмосферу в данном городе, который в будущем возглавит сопротивление, значит, выполняет план Божий.
*    *    *
 ДТН.


Рецензии