В пространстве трех времен гл. 4
Сидеть без дела не могу. Окна хороши, когда есть чем заняться. Но тетради проверены, планы в порядке… А в голову лезут ненужные воспоминания о первом знакомстве с 10-б. Как я стояла в коридоре возле окна и ломала голову: что делать? Вернуться, молча забрать свои вещи и уйти? А если меня тут застукает директриса? И что я ей скажу? Может, вообще уйти из школы?
Но тут отворилась дверь, и симпатичная девочка с первой парты говорит:
-- Людмила Евсеевна, вернитесь, пожалуйста. Мы вас очень просим.
Я вернулась, подошла к столу, взяла в руки журнал и голосом без капли эмоций провела перекличку. А в голове мысль: « Дальше – что? Обзорная лекция? Я к ней готовилась, но…»
Сердце подсказывало: не надо! Будут сравнивать с Ларой.
А они уставились на меня, молча ждут. Я записала в журнал тему урока, встала.
- Будем считать – урок сорван. Запишите домашнее задание. Оно будет продолжением нашего…приятного знакомства.
Кто-то из девочек хихикнул, славная блондиночка по имени Лариса.А. оглянулась сердито.
- Хочу знать о каждом в отдельности…Лето было длинное, вы читали то, что Лара Юрьевна вам продиктовала. Я говорю о внеклассном чтении. Теперь должны написать сочинение о книге, которая вам понравилась. Учебник здесь не поможет. Я и узнаю, способны ли вы на выходе из школы думать самостоятельно. План свободный, тему сформулируйте сами. Судя по вашему поведению – вы народ, уверенный в себе. Дерзайте.
В классе недовольный гул, и снова моя защитница выручает:
- Людмила Евсеевна, а нужен какой объем сочинения?
- А это уже на ваше усмотрение. Еще вопросы будут?
Худющий парень возле окна на галерке с кислой физиономией паясничает:
- А можно на тему «Как я провел лето»? Мы каждый год про это докладывали.
- Вам – можно. Если не читали вообще, то можно. Грамотность проверю.
Класс смеется, кто-то выкрикивает:
- Можете сразу пару ставить!
Я знала, на что иду? Или забыла разговор в конце прошлого года с Людмилой Георгиевной здесь, в учительской?
Нет, сначала я услышала громкий голос Лары Юрьевны:
- Так я им и отдам на растерзание своего любимого Маяковского!
Мы столкнулись в дверях. Лара Юрьевна кивнула мне и зацокала каблучками по коридору.
- О чем это она? - спросила я у Людочки, которая в одиночестве проверяла сочинения. - Кому не отдаст на растерзание Маяковского?
- Как кому? Детям! Она же сама рассказывает и биографию писателя, и про его творчество.
- А они?
- Внимают молча, ведь она – блестящий лектор! Тут Людмила усмехнулась. - По словам Камиллы.
- А оценки? За что она ставит оценки?
- За то, что они повторяют дословно ее лекцию! Или учебник.
- Память тренируют? Ясно. Мне надо перестраиваться? А если я не могу? Или не хочу?
- Класс вредный, тебе не позавидуешь.
- Ничего, прорвемся, - сказала я без особого энтузиазма.
И вот прорываюсь. Получается неважно. Десятый класс тихо мне сопротивляется, демонстрируя преданность Ларе. Сочинение написали десять человек. Все девочки. Еще десять мальчиков под темой в двух предложениях сознались, что летом ничего не читали. Кто-то ездил в село к бабушке и (якобы) пахал там в огороде. Кто-то в летнем спортивном лагере тренировался. Остальные положили на стол пустые тетрадки и злорадно ожидали моей реакции. Я аккуратно перевязала тесемкой кучку тетрадей и сунула в портфель.
Мою обзорную лекцию о поэзии Серебряного века класс слушал с таким сонным видом, словно вот-вот они все упадут физиономиями на парты и захрапят. Одна Лариса не сводила с меня влюбленных глаз, особенно, когда я читала стихи по хрестоматии для филологов – без пафоса, просто, только меняя интонации. Домой задала выучить любое стихотворение по школьной хрестоматии.
В тот же день, пока мои семиклассники делали упражнение, я заглянула в тетрадь Ларисы А. Она писала о поэзии начала 20 века! И как эмоционально! В каждой фразе - свое мнение, свой стиль. У меня даже настроение поднялось.
Звонок с урока вернул меня в день сегодняшний. Сейчас у меня сдвоенный урок в родном 7-б. С моими не соскучишься. Мчусь в свой литературный кабинет. Нужно проследить за уборкой. Близнецы Алтуховы – хуже пацанов. Одна с тряпкой гоняется за сестрой по классу. В беге я их не различаю.
- А класс проветрить? – кричу с порога. – Эй, остановитесь!
Одна замирает (кажется, Вера), вторая успевает мокрой тряпкой оставить на ее щеке следы мела (Надя?). Потом обе хором:
- Здравствуйте, Людмила Евсеевна!
Надя (или Вера?) шустро убирает бумажки в проходах. Вторая (?) открывает окно и бежит вытирать доску той тряпкой, какой лупила сестру.
Пишу на доске тему урока. Начну с русского языка, пока не очень устали. Звонок - и в кабинет врывается толпа с радостными воплями от самой двери:
- Здравствуйте, Людмила Евсеевна!
- А сегодня будем читать «Маленького принца»?
Усаживаются с грохотом, но меня не раздражает их энергия. Они улыбаются, я отвечаю тем же…
Устала зверски: после уроков Лара согнала всех на срочное совещание. А я только намылилась к выходу: тетрадями портфель загрузила, довольная, что после пяти уроков успею Ирочку разыскать во дворе, накормить…
- Ку-уда?! – Лара Юрьевна руки растопырила – меня перехватить. – Людмила Евсеевна, назад! – а сама в хорошем настроении. – Вы - то мне и нужны! К нам едет комиссия – с проверкой воспитательной работы!
- Так это к вам едут!
- Скорее – к вам! Проверяют готовность приема октябрят в пионеры, пионеров в комсомол, и вы, как руководитель самого активного нашего класса…
- Лара Юрьевна, вы ничего не перепутали? Какой комсомол в тринадцать лет? Мне дочку нужно кормить! Ей только 8 лет исполнилось! Она с ключами на шее по двору мотается. А вдруг…
- Никаких «а вдруг!» У меня две дочки выросли без меня, но я…
Лара Юрьевна пропускает в учительскую всех, кто не успел удрать домой, перекрывая собою дверь.
Я так и не поняла, почему ей понадобилась моя персона. Лара всем раздала задания, навязала свой сценарий мероприятий, и все покорно внимали, прямо как ее ученики. И меня в этих сценариях не было.
Бегу по улице на остановку (ходить уже разучилась), без единой мысли в голове… И вдруг проклюнулась!
Пока я воевала с 10-б, обижалась на коллег, так и не пустивших меня на свои уроки, эпоха потерялась! Может, прикорнула где-то, обиженная моим невниманием? Я ей робко так: «Ау-у-у!», а она помалкивает, притаилась. Или хочет, чтоб по имени ее, конкретно? Как же она недавно называлась? «Хрущевская оттепель»? Но та вроде бы приказала долго жить – после «Пражской весны, по которой мы танками проехались… Какая оттепель, если Хрущеву на выход указали?!Брежнев нами правит, почти что наш земляк – из соседнего городишки.
И тут до меня дошло: а я каким боком к этой эпохе?! Она же обо мне даже не знает! Нет меня для нее, и нет ее – для меня! Мне не все равно, кто там рулит? У меня своя эпоха началась – вместе с записью в Трудовой книжке: « Принята на работу в школу № 28 , дата…»
И что тогда получается – не совпадают две эпохи, как ни крути? И у мужа моего с победительным именем, тоже своя? Как пришел работать на завод, так и тянется она? А нас таких, с персональной эпохой, тьма-тьмущая? И где-то они пересекаются в пространстве, то совпадая с общей по стране СССР, то выпадая из нее?
Ничего себе! Голова кругом.
Пока я гордо отрекалась от эпохи всей страны, теперь уже шагая к троллейбусной остановке, в башке моей одуревшей песенка вдруг запелась:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,..
Мне даже стыдно стало: как это, как это – разные эпохи?
Ну, ладно, Вторая мировая война проехалась не по мне – по Европе. А эпоха Великой Отечественной войны? Разве не сделала нашу семью бездомными погорельцами, а потом и гонимыми родной державой?
В общем, с эпохами лучше шуточки не шутить – никогда не знаешь, совпадет общая с твоей персональной? И что лучше для отдельно взятого гражданина – переживать эпоху вместе со страной или…
Ой, троллейбус! Успею добежать?
Успела, и даже отловила своего ребенка во дворе. Сидит, бедняжка, одна на лавочке, ножками болтает. Увидела меня, вскочила:
- Мама, ты чего так долго? Я уже ку-ушать хочу! Девочек обедать позвали, а я…
- А ты должна была в продленке пообедать!
Я целую свою дочку в обе щеки, невольно любуясь ею. Большие серые глаза - папины, ровный нос - мой. Спасибо природе за красивую дочку! Вот только характер…
Продолжение http://www.proza.ru/2019/09/25/1005
Свидетельство о публикации №219092301096
Теперь уже материал для философского трактата появился!
Ваши размышления о текущей эпохе и о многовариантности причастия к ней каждого из нас, достойны отдельного отзыва:
- одни целиком и полностью погружаются в эпоху, плывут по течению и соответственно получают в виде бонусов все блага, доступные в данном социуме;
- другим, подобно героине повести, удается двигаться параллельно, персональной дорогой, варьировать, то пересекаясь, то выпадая из общей концепции;
- сложнее всего тем, кто открыто бросает вызов эпохе, отрекаясь от неё.
Философский вопрос: "а я каким боком...?" заставляет задуматься.
Ладослава Идущая 10.01.2020 17:39 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 10.01.2020 17:50 Заявить о нарушении
Ладослава Идущая 10.01.2020 18:11 Заявить о нарушении
Ладослава Идущая 10.01.2020 18:14 Заявить о нарушении