В пространстве трех времен гл. 4

                Гл.4

                Сидеть без дела не могу. Окна хороши, когда есть чем заняться. Но тетради проверены, планы в порядке… А в голову лезут ненужные воспоминания о первом знакомстве с 10-б. Как я стояла в коридоре возле окна и ломала голову: что делать?   Вернуться, молча забрать свои вещи и уйти? А если меня тут застукает директриса? И что я ей скажу? Может, вообще уйти из школы?
                Но тут отворилась дверь, и симпатичная девочка с первой парты говорит:
                --  Людмила Евсеевна, вернитесь, пожалуйста. Мы вас очень просим.
                Я вернулась, подошла  к столу, взяла в руки журнал и голосом без капли эмоций провела перекличку. А в голове мысль:  « Дальше – что? Обзорная лекция? Я к ней готовилась, но…»
                Сердце подсказывало: не надо! Будут сравнивать с Ларой.
                А они уставились  на меня, молча ждут. Я записала в журнал тему урока, встала.
                - Будем считать – урок сорван. Запишите домашнее задание. Оно будет продолжением нашего…приятного знакомства.
                Кто-то из девочек хихикнул, славная блондиночка по имени Лариса.А. оглянулась сердито.
                - Хочу знать о каждом в отдельности…Лето было длинное, вы читали то, что Лара Юрьевна вам продиктовала. Я говорю о внеклассном чтении. Теперь должны написать сочинение о книге, которая вам понравилась. Учебник здесь не поможет. Я и узнаю, способны ли вы на выходе из школы думать самостоятельно. План свободный, тему сформулируйте сами. Судя по вашему поведению – вы народ, уверенный в себе. Дерзайте.
                В классе недовольный гул, и снова моя защитница выручает:
                - Людмила Евсеевна, а нужен какой объем сочинения?
                - А это уже на ваше усмотрение. Еще вопросы будут?
                Худющий парень возле окна на галерке с кислой физиономией паясничает:
                - А можно на тему «Как я провел лето»? Мы каждый год про это докладывали.
                - Вам – можно. Если не читали вообще, то можно. Грамотность проверю.
                Класс смеется, кто-то выкрикивает:
                - Можете сразу пару ставить!               
                Я знала, на что иду? Или забыла разговор  в конце прошлого года с Людмилой Георгиевной  здесь, в учительской?
                Нет, сначала я услышала громкий голос Лары Юрьевны:               
                - Так я им и  отдам  на растерзание своего любимого Маяковского!
                Мы столкнулись в дверях. Лара Юрьевна кивнула мне и зацокала каблучками по коридору.
                - О чем это она? - спросила я у Людочки, которая в одиночестве проверяла сочинения. -   Кому не отдаст на растерзание  Маяковского?
                - Как кому? Детям! Она же сама рассказывает и биографию писателя, и про его творчество.
                - А они?

 
                - Внимают молча, ведь  она – блестящий  лектор! Тут  Людмила усмехнулась. -  По словам Камиллы. 
                -  А оценки? За что она ставит оценки?
                - За то, что они повторяют дословно ее лекцию! Или учебник.
                - Память тренируют?  Ясно. Мне надо перестраиваться? А если я не могу? Или не хочу?
                - Класс вредный,  тебе не позавидуешь.
                - Ничего, прорвемся, - сказала я без особого энтузиазма.
                И вот прорываюсь. Получается неважно. Десятый класс  тихо мне сопротивляется, демонстрируя  преданность Ларе. Сочинение написали десять человек. Все девочки. Еще десять мальчиков под темой в двух предложениях сознались, что летом ничего не читали. Кто-то ездил в село к бабушке и (якобы) пахал там в огороде. Кто-то в летнем спортивном лагере тренировался.  Остальные положили на стол пустые тетрадки и злорадно ожидали моей реакции. Я аккуратно перевязала  тесемкой кучку тетрадей и сунула в портфель.
                Мою обзорную лекцию о поэзии Серебряного века класс слушал с таким сонным видом, словно вот-вот они все упадут физиономиями  на парты и захрапят. Одна Лариса не сводила с меня влюбленных глаз, особенно, когда я читала стихи по хрестоматии для филологов – без пафоса, просто, только меняя интонации. Домой задала выучить любое стихотворение по школьной хрестоматии.
                В тот же день, пока мои семиклассники делали упражнение, я заглянула  в тетрадь Ларисы А. Она писала о поэзии начала 20 века! И как эмоционально! В каждой фразе - свое мнение, свой стиль. У меня даже настроение поднялось.             
                Звонок с урока вернул меня в  день сегодняшний. Сейчас у меня сдвоенный урок в родном 7-б. С моими не соскучишься. Мчусь в  свой литературный кабинет. Нужно проследить за уборкой. Близнецы Алтуховы – хуже пацанов. Одна с тряпкой гоняется за сестрой по классу. В беге я их не различаю.
                - А класс проветрить? – кричу с порога. – Эй, остановитесь!
                Одна замирает (кажется, Вера), вторая успевает мокрой тряпкой оставить на ее щеке следы мела  (Надя?). Потом обе хором:
                - Здравствуйте, Людмила Евсеевна!
                Надя (или Вера?) шустро убирает бумажки в проходах. Вторая (?) открывает окно  и бежит вытирать доску той тряпкой, какой  лупила сестру.
                Пишу на доске тему урока. Начну с русского языка, пока не очень устали. Звонок  - и в кабинет врывается толпа с радостными воплями от самой двери:
                - Здравствуйте, Людмила Евсеевна!
                - А сегодня будем читать «Маленького принца»?
                Усаживаются с грохотом, но меня не  раздражает их энергия. Они улыбаются, я отвечаю тем же…

                Устала зверски: после уроков Лара согнала всех на срочное совещание. А я только намылилась к выходу: тетрадями портфель загрузила, довольная, что после пяти уроков успею Ирочку разыскать во дворе, накормить…
                - Ку-уда?! – Лара Юрьевна руки растопырила – меня перехватить. – Людмила Евсеевна, назад! – а сама в хорошем настроении. – Вы - то мне и нужны! К нам едет комиссия – с проверкой воспитательной работы!
                - Так это к вам едут!
                - Скорее – к вам! Проверяют готовность приема октябрят в пионеры, пионеров в комсомол, и вы, как  руководитель самого активного нашего класса…
                - Лара Юрьевна, вы ничего не перепутали? Какой комсомол в тринадцать лет? Мне дочку нужно кормить! Ей только 8 лет исполнилось! Она с ключами на шее по двору мотается. А вдруг…
                - Никаких «а вдруг!» У меня две дочки выросли без меня, но я…
                Лара Юрьевна пропускает в учительскую всех, кто не успел удрать домой, перекрывая собою дверь.
                Я так и не поняла, почему ей понадобилась моя персона. Лара всем раздала задания,  навязала свой сценарий мероприятий, и все покорно внимали, прямо как ее  ученики. И меня в этих сценариях не было.
      
                Бегу по  улице на остановку (ходить уже разучилась), без единой мысли в голове… И вдруг проклюнулась!
                Пока я  воевала с 10-б, обижалась  на коллег, так и не пустивших меня на свои уроки, эпоха потерялась! Может, прикорнула где-то, обиженная моим невниманием? Я ей робко так: «Ау-у-у!», а она помалкивает, притаилась.  Или хочет, чтоб по имени ее, конкретно? Как же она недавно называлась? «Хрущевская оттепель»? Но та вроде бы приказала долго жить – после «Пражской весны, по которой мы танками проехались… Какая оттепель, если Хрущеву на выход указали?!Брежнев нами правит, почти что наш земляк – из соседнего городишки.
                И тут до меня дошло: а я каким боком к этой эпохе?! Она же обо мне  даже не знает! Нет меня для нее, и нет ее – для меня! Мне не все равно, кто там рулит? У меня своя эпоха началась – вместе с записью в Трудовой книжке: « Принята на работу в школу № 28 , дата…»
                И что тогда получается – не совпадают две эпохи, как ни крути? И у мужа моего с победительным именем, тоже своя? Как пришел работать на завод, так и  тянется она?  А нас таких, с персональной эпохой, тьма-тьмущая? И где-то они пересекаются в пространстве, то совпадая с общей по  стране СССР, то выпадая из нее?
                Ничего себе! Голова кругом.
                Пока я гордо отрекалась от эпохи всей страны, теперь уже шагая к троллейбусной остановке, в башке моей одуревшей песенка вдруг запелась:
                Вставай,  страна огромная,
                Вставай на смертный бой,..
                Мне даже стыдно стало: как это, как это – разные эпохи?
                Ну, ладно, Вторая мировая война проехалась  не по мне – по Европе. А эпоха Великой Отечественной войны? Разве не сделала нашу семью  бездомными погорельцами, а потом и гонимыми родной державой? 
                В общем, с эпохами лучше шуточки не шутить – никогда не знаешь, совпадет общая с твоей персональной? И что лучше для отдельно взятого гражданина – переживать  эпоху вместе со страной или…
                Ой, троллейбус! Успею добежать?
                Успела, и  даже отловила своего ребенка во дворе. Сидит, бедняжка, одна на лавочке, ножками болтает. Увидела меня, вскочила:
                - Мама, ты чего так долго? Я уже ку-ушать хочу! Девочек обедать позвали, а я…
                - А ты должна была в продленке пообедать!
                Я целую свою  дочку в обе щеки, невольно любуясь ею. Большие серые глаза - папины, ровный нос -  мой. Спасибо природе за красивую дочку! Вот только характер…

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/09/25/1005
               


Рецензии
Дорогая Людмила Евсеевна, не перестаю восхищаться многогранностью Вашей личности, и как следствие, Ваших произведений.
Теперь уже материал для философского трактата появился!
Ваши размышления о текущей эпохе и о многовариантности причастия к ней каждого из нас, достойны отдельного отзыва:
- одни целиком и полностью погружаются в эпоху, плывут по течению и соответственно получают в виде бонусов все блага, доступные в данном социуме;
- другим, подобно героине повести, удается двигаться параллельно, персональной дорогой, варьировать, то пересекаясь, то выпадая из общей концепции;
- сложнее всего тем, кто открыто бросает вызов эпохе, отрекаясь от неё.
Философский вопрос: "а я каким боком...?" заставляет задуматься.

Ладослава Идущая   10.01.2020 17:39     Заявить о нарушении
Людмила, а что Вы преподаете?Столько мыслей вызывают у меня Ваши рассуждения, что всего сразу и не охватишь. Я сегодня не в форме. Большое спасибо за Ваш труд!

Людмила Волкова   10.01.2020 17:50   Заявить о нарушении
В школе преподавала математику и информатику, потом параллельно достаточно долгий период работала тренером по бальным танцам. Сейчас диапазон дисциплин, которые читаю, достаточно широк: из любимых, финансовая математика, финансовая аналитика, информационная и кибер безопасность. Увлекаюсь методологией управления и эзотерикой.

Ладослава Идущая   10.01.2020 18:11   Заявить о нарушении
Давно обещала прочитать Вашу повесть, но все некогда. Пока появился свободный денёк, решила с головой погрузиться в Ваше пространство, и получила море удовольствия! Здоровья Вам и дальнейших творческих успехов, Людмила Евсеевна.

Ладослава Идущая   10.01.2020 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.