Осенью вдоль Реки Теснин

Можно ли разглядеть больше, чем и так уже видно?
Что значит "за деревьями видеть лес"? Вроде, мы в лесу, что ещё?

Когда-то я пришёл к пониманию "созерцательных путешествий". Ведь грибники ходят медленно, чтобы найти грибы, верно? Точно также человек с фотоаппаратом отстаёт от тех, кто идёт впереди. Он хочет заснять что-то интересное. В древних племенах среди охотников, подсчитывающих добытых зверей, находились чудаки, которые тратили дни и ночи, чтобы запечатлеть окружающий мир рисунком на камне.

Можно стремглав пронестись сквозь чащу, так ничего и не заметив. А ведь, попадая в лес, мы оказываемся совсем в других мирах, которых мы зачастую не знаем и не понимаем. Мы гости Царь-Леса, и может быть, стоит внимательней посмотреть на его царство, начиная с прихожей.

Всё-таки, физкультура и спорт – разные вещи. Можно идти машинально по маршруту от точки А к точке Б, считая пройденный километраж, высчитывая скорость и отмечая набор высоты. Можно машинально есть в быстрозаведениях, не задумываясь, картошку фри или доширак.

Если цель – набить желудок, это ещё не самый плохой вариант. Однако некоторые люди всё же задумываются над тем, что они едят и что пьют. Кто-то приходит к пониманию, что приготовленная по-домашнему еда вкуснее, а кто-то с интересом углубляется в дебри кулинарии.

Можно даже читать механически, гордясь скоростью чтения. Хотя лично мне некоторые вещи в понравившихся книгах хочется перечитывать медленно и по нескольку раз, наслаждаясь смешанным ароматом книжной бумаги и типографской краски.

Да что там, можно механически жить, как белка в колесе, исправно успевая отмечать количество прожитых лет. Рано или поздно каждый задаёт себе вопрос – а зачем я тем или этим занимаюсь? Что это даёт?
Что-то нужно и для души.

Зачем я хожу и брожу вдоль Чусовой? Оказывается, чтобы понять, как-то прочувствовать священную Чуоси, не нужно плыть по ней сотни километров. И одной версты хватит.

Попробуйте идти за мной по лесу, по берегу Чусовой не спеша. Теперь ещё медленнее, ещё…
Остановись. Оглянись. Послушай тишину. Лес-то затих! Он кажется пустым, как только его покидают птицы.

Вглядитесь в воды Чуоси. Они то светлые, то тёмные как камень, то невозможно глубокой синевы. Чем и хороша Осень, ведь вешние воды Реки Теснин мутные, ярко-бурые. Сейчас за окном летят полчища белых мух, облепляющих коченеющую землю. Перед зимой природа преображается, празднуя Новолетье.

Посмотрите, как нежно обсыпана строгая колючая ель золотыми листочками. Кажется, она смягчилась от такого внимания. Деревья на берегу Чусовой выглядят торжественно, переливаясь красно-жёлтой парчой и багряно-лиловой вуалью. Подул ветер – и листочки, как снежинки, порхают над Рекой Времени. И она уносит их куда-то вдаль. Осенью, как никогда, сильно чувство ностальгии по ушедшим дням.

Мы неторопливо прогуляемся по старой деревенской дороге, посмотрим на камушек Складки. И будем просто наслаждаться бабьим летом. Как наслаждается этот странный белого цвета гриб, раскинувший "крылья" на пеньке, изумрудном ото мха. Словно деревня Синяя Гора всё ещё жива, надо только дойти до неё. Рябины и берёзы расступаются перед нами, и дорожка устремляется в красивый лес, в заливные луга. Да-да, она приглашает!

Мы пойдём по ней, и увидим старицу реки Чусовой, отделённую от стремнины длинным островком. Солнце висит над Синей горой. Наш берег во тьме, а правый берег полыхает красками.

Тронутый холодом, хвощ превращается в пушистый лисий хвост. Кровохлёбка становится фиолетовой. Лучи Вечной Звезды проникают к нам сквозь листву, создавая ощущение таинства.
Осенний Царь-Лес  - волшебный! Его гигантские стражи с крупной чешуёй коры окружают нас.

Как и в жизни, не все в лесу обязаны быть тонкими и стройными. Каждое деревце по-своему красиво, даже изящно выгнутая коряга. Каждый, кто жив здесь - не сломлен до конца, ни молнией, ни ветром, ни морозом. Только топор дурного пришельца да пожар может помешать.

Хуже нет для леса, чем нашествие людей и всепоглощающая промышленная цивилизация. Уголков нетронутой, нехоженой природы остаётся всё меньше. Хотя она не желает человеку зла.

Калина стремится угостить тебя вкусной после заморозка ягодой. Рябина приветливо разбросала красные гроздья напротив крепкой сосны, чей ствол отливает благородной медью. Её листья создают среди леса такой воздушный рыжий туман, напоенный солнечными лучами. Осенняя красота мимолетна.
Попробуйте поймать эту жар-птицу за хвост!

Дорожка звала нас дальше, а ноги не шли. Хотелось остаться в этом лесу, сошедшем с картин Шишкина, вдыхая чистый и вкусный сентябрьский воздух.

Через некоторое время мы очутились напротив камушка Складки. Есть у него маленькая скала с красиво изогнутыми дугами. Красивый камушек, хоть и мал золотник. Бегут с горки к реке длинные каменные косы. Похожи на те, что у камня Корчаги у деревни Трёки.

Голубое небо распростёрлось над островком и Лебяжьим перебором. Ветерок поднимал на воде рябь. Чусовая одним берегом улыбалась, другим – хмурилась. Смурные тени деревьев вблизи нашей тропинки делали воду чёрной. На Складках, наоборот, пригорки сияли светлыми берёзами, а вода под ними золотилась.
Где-то – праздник, где-то – пост!

Левый берег в этом месте высокий, на нём растут вековые сосны. Среди них была Сосна Великая, не обхватишь. Я подошёл и обнял её, по традиции. Сколь она перевидала, сколь прожила – и меня переживёт! Старше неё только чёрно-золотая Река Теснин, несущая воды к матушке Каме.

На Чусовой выше по течению виднелась новая протока, с новой старицей и островком. Камень Лебяжий близко, тоже интересно посмотреть на него. Для этого вернёмся в густую чишму и урёму. Деревенская дорожка поможет нам пройти дальше.

В тишине огненным зайчиком солнышко будет светить тебе через кроны могучих осин и берёз. Царь-лес встретит тебя молчаливым вопросом.
С добром пришёл?


Рецензии