Протокол чрезвычайного заседания

ПРОТОКОЛ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАСЕДАНИЯ
Бюро коганизма совместно с немеркнущими деятелями прошлого.
(Присутствовали: тов.С., тт.СУСЛОВ, МАЛЕНКОВ, зав.5 отделом НКВД майор
Арон ХИХАХЕР, тов.И.КОГАН ( поневоле).Приглашены без права сидеть и говорить:
ДЖ.СВИФТ, ДЖ.ДЖОЙС, Томас ВУЛЬФ, А.П.ЧЕХОВ, ВАЛ.П.КАТАЕВ).
Тов.С.( бурные продолжительные аплодисменты.Крики: -СКАЖИ им, сволочам!САМОВОЗРОДИСЬ!).
Тов.С.- Товарищи и господа!Мы собрались для обсуждения чрезвычайного события
в области беззащитного русского СЛОВА: издания И.Коганом книжки с вызывающем названием « Бедная проза».Слово имеет т.Суслов.
М.А.Суслов- Товарищи!Наша литература, помимо классиков,-Антон Павлович! Можете сесть!-имеет давние традиции реалистического отражения жизни.Отражения, а не отторжения!Я бы образно сказал,что она-щит,  которым наш народ заслоняется от врагов.Представьте, что наш человек, как Антей, прикрылся миллионами томов, наклеенных на амбарные ворота! Нет такой пули, которая пробила бы  эту преграду.Я думаю, товарищи писатели поняли,  в чем высшее назначение их творчества- не описывать любовные муки, измены и
духовные изыски, а создавать нужные нашему обществу баръеры и заслоны.При  этом особенно важное значение имеет картон обложки.Типографии должны
создавать стальные книги.Что там будет записано на их жестяных страницах- неважно.( Дж.СВИФТ, протестуя, машет связанными руками).

Тов.С.(усмехаясь в полу-седые усы)-Михаил Андреевич немного увлекся.Нет, нам книги нужны, причем с облегченным классовым содержанием: красть можно у богатеев, доводить до аборта их выхоленных жен, подковывая их лошадей, подпиливать копыта.Надо учиться у Каина!-(ДЖ. ДЖОЙС возмущенно жестикулирует).
Г.М.Маленков- Мне довелось как-то пару дней отдыхать в Переделкине.И вот я наблюдал звон лопаты, которую бешено вонзал в подсохшую почву поэт Пастернак.И, видя, как играют его мускулы, подумалось: вот истинное назначение человека! Это-прирожденный агроном!А он создал какого -то морального урода, который не может выбрать между революцией и эмалированной ванной! Я говорю о враче, некоем Живаго.Не хотел бы я лечить свои тестикулы,т.е.яйца у такого коновала!-( Шум, движение в зале)
И.Коган-Хотелось бы услыхать суждения о моей книге.-
А.Хахахер-Как отражена бывшая советская эпоха?Революция-итог неотмены черты оседлости плюс продажные большевики типа Парвуса и Ленина.
Образ тов. С.искажен зверски, в том смысле, что, кажется, писал не презренный эгоист и полу-эстет, а то ли мокрица, то ли бурундук-графоман.
Книга сочится сексом, причем не задорно-строительным,  а буржуазно-разложенным.Злой старикан, он не пощадил бедную Надю К. и её супруга, высмеял таких авторитетов, .как Кафка и  З.Фрейд.Если мы в 1940 году не пощадили почти невинного Исаака Бабеля, то какой кары заслуживает этот вооружившийся сарказмом человек?-

Тов.С.(не спеша закурил трубку и почти беззвучно шагая в мягких шагреневых сапогах, приблизился к побледневшему А.Хахахеру)-Кто вы, тов.Хахер-махер?Откуда этот местечково-
социологический тон? Вы давно знакомы со мной? Пили на брудершафт в Вене? Работали в редакции " Правды"?( А.Хахахер что-то мыча, бросается на колени.Маленков и Суслов срывают с него погоны.)А мне лично очерки обо мне понравились.Да, я не сахар.Но чуть ли не впервые в литературе меня показали , пусть иронически, но- человечески.-(Суслов              и Маленков провозглашают здравицу тов.Когану).
И.Коган- Так что, тов.С. я - мастер?-
Тов.С.- А вот мы спросим у господ классиков.Принесите виски , коньяк и шампанское для товарищей писателей.Смелее к столу, господа.( Ирландцы и американец пьют виски,А.П.Чехов-шампанское, В.Катаев и И.Коган-коньяк).
Тов.С.-Катаев!А Коган-мастер?-
В.П.Катаев-Иосиф Виссарионович! Бунин был мастером, я- с Вашего позволения--подмастерье.А Исидор, на мой взгляд, идеальный любитель хорошего чтива.Вот что-то и отложилось и преобразовалось.-
Тов.С.- Значит под давлением прочитанного уголь преображается  в ..алмаз?-( Обращаясь к Чехову)Антон Павлович! Ваше мнение?-
Чехов-Помилуйте, г-н Сталин!.Я -обыкновенный земский врач.Попросите меня осмотреть г-на Когана-.сделаю это без особенного удовольствия, но сделаю.Что касается литературы.Да, он  пишет живо и забавно.Но, я , знаете, мне хочется большей глубины и духовного развития.Надо помочь русскому народу агроинвентарем и медикаментами.Извините.-
Тов.С.- А что скажут мастера зарубежного слова?(Обращаясь к Дж.Свифту) -Ваше преподобие! Ваш " Гулливер"-замечательная сатира.Я читал Вас ещё семинаристом.-
Дж.Свифт- По-моему, Исидор-мастер не только гротеска; я бы определил совокупно дух его прозы, как мениппею.-
Тов.С.-Во как!Исидорова мениппея- не хуже звучит.чем " Одиссея"!Пора высказаться г-ну Джойсу.-
Дж.Джойс-Я, товарищи,  должен покаяться: я вывел в качестве ново-Улисса-дублинского  обывателя Блума.А надо было в центр  сюжета поставить простого русского сталевара Сидорова.Что до " Бедной прозы"-  Коган не мой ученик, но стиль, вроде, выдержан.Попрошу ещё бокал.( Сделав глоток)Главное, чтоб Исидор не сделал моей ошибки- патологическое
испереживание из-за недостаточной популярности   своего творения.Это ускорило мой уход.Черт с ним, с  " Улиссом"!Всё равно его полностью прочло 295 человек, а поняло-21.-
Томас Вульф-Вы позволите?Книгу эту я не читал: я берегу свою писательскую девственность.Ибо стиль и образы Ис.Когана опасны для таких неукротимых романтиков, как я.
Молодые люди не должны читать пресыщенного автора.Он передаст им свой психо-культурный опыт, а им самим надо жить, искать и находить.Но я  рекомендую издателям и критикам эту книгу.Я вижу её путь: одиночество, пинание снобов, признание несколькими чуткими..Ну, а потом-тиражи, слава.И прошу Вас, Исидор,- не запирайтесь в башне из слоновой кости!-
Тов.С.-Какой сентиментальный!Нам проще кинуть его в шахту сионизма.А то совсем оторвался от предков.! Ну,что ж ,товарищи, позвольте на этом закончить наш обмен мнениями.-

КОНЕЦ       3.12.2018.


Рецензии