Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами

Титульное фото
-------------------
Э.Т.А.Гофман. "Песочный человек". Коппелиус.
Фото-инсценировка Tanja Bochmann
--------------------------------------------

                КОППЕЛИЯ, ИЛИ ДЕВУШКА С ЭМАЛЕВЫМИ ГЛАЗАМИ. БАЛЕТ. ИЛИ БЫЛЬ?
                ***********


Балет "Коппелия" - яркий пример сотрудничества нескольких мастеров, отмеченных печатью гениальности: немецкого (вернее, прусского) сказочника Э.Т.А.Гофмана, выдающегося французского хореографа Артура Сен-Леона и французского же композитора Лео Делиба.

Хореограф, танцовщик и скрипач-виртуоз Артур Сен-Леон взялся за постановку "Коппелии, или Девушки с эмалевыми глазами" сразу же по возвращению из России, где в течение 10 лет успешно возглавлял Петербургскую балетную труппу при российских императорских театрах.

В основу либретто Шарля-Луи-Этьена Нюиттера легла сказочная новелла Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек» ("Der Sandmann"). Сен-Леон и Нюиттер убрали из гофмановской новеллы всю мистическую линию (можно сказать, собственно, убрали самого Гофмана) — и в их версии возникла веселая история, случившаяся в одном из небольших городков Галиции /1/ с двумя молодыми людьми, Сванвильдой и Францем. Балет полон комических ситуаций вокруг ссоры и примирения двух влюбленных, и заканчивается всё счастливой свадьбой.

Премьера "Коппелии" состоялась 25 мая 1870г. в Парижской опере в присутствии императора Наполеона III и его супруги императрицы Евгении. На главную роль Сванвильды хореографом Сен-Леоном была приглашена  никому на тот момент не известная 16-летняя итальянская танцовщица Джузеппина Боцакки (Giuseppina Bozzacchi). Мужскую партию Франца танцевала балерина-травести Эжени Фиокр (Eug;nie Fiocre). В этом не было ничего удивительного, ведь то было время, когда балет во Франции стал почти женской профессией, и танцовщиков-мужчин в Гранд-Опера в ту пору почти не осталось.

Премьера балета прошла с огромным успехом, "Коппелия" благодаря своей чудесной музыке сразу же вошла в репертуар театра, и юная (и очень талантливая) танцовщица, и не менее талантливый балетмейстер удостаивались самых восторженных отзывов зрителей и критики......

.....Увы, так случилось в истории, что премьера балета «Коппелия» оказалась для его участников роковой. Ни Наполеон III, ни его поданные не могли себе и представить тогда, что находятся на своего рода пире во время чумы.

Уже через два месяца, 19 июля 1870 года, вспыхнет франко-прусская война. Начавшаяся вместе с ней революция положит конец Второй империи и монархии во Франции, сам император попадет в германский плен и во Францию так и не вернется. Наполеон III был последним монархом Франции.

Всего через несколько месяцев, во время осады Парижа, заболеет и умрет от черной оспы в день своего 17-летия Джузеппина Боцакки. Она успела исполнить прославившую ее партию Сванвильды всего 18 раз.

Еще раньше от сердечного приступа в кафе неподалеку от Оперы умер и хореограф Сен-Леон, совсем немного не успев дожить до 49 лет.

А балет «Коппелия» очень скоро вошел в репертуар разных музыкальных театров и любим нами до сих пор.

ВИДЕО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФАЙЛ
-----------------------
Лео Делиб. Вальс "Коппелия"

Ссылка:
https://youtu.be/-cBzYYPIXug
-----------------------

Впрочем, первоначальная великолепная (как писали все музыкальные критики того времени) хореография Артура Сен-Леона во время революционных событий 1870 года, когда Парижская Опера закрылась, была утеряна.

Таким образом, при дальнейших постановках каждый балетмейстер, бравшийся за «Коппелию», оказывался полностью свободен в создании своей танцевальной идеи этого балета.
                ***********

"...И еще два слова о «профанации». ....Делиба обвиняют в известной профанации Гофмана. Я ли не поклонник последнего? Ведь он — столь жуткий, столь близкий, столь насквозь поэтичный Эрнст Теодор Амадеус — является моим кумиром и художественным путеводителем. Вот кому в жизни я обязан созданием своей «меры вещей». Но именно благодаря этой самой мере я не могу согласиться с тем, что Делиб повинен в какой-либо профанации, когда он передал на свой лад сюжет сказки «Песочный человек». Правда, у Гофмана царит великий серьез, — это очень серьезно задумано, тогда как у Делиба все носит характер потешной шутки. Однако я убежден, что, если бы Гофман услыхал музыку Делиба, он первый пришел бы в безоговорочный восторг. Получилось во всяком случае, не уродливое искажение, а нечто самодовлеющее в своей убедительной прелести."

А.Н.Бенуа
"Мои воспоминания". Книга II

ПРИМЕЧАНИЯ.
-------------
1. Действие "Коппелии" было перенесено постановщиками балета в Галицию, чтобы выигрышно блеснуть прекрасными аранжировками народных (в частности, венгерских) танцев. А если это так и все происходит в некоем типичном галицийском городке, то почему бы не представить, что это Дрогобыч или Самбор, или Трускавец? )))

2. Рекомендуется к прочтению исходная статья в блоге, где можно также познакомиться с рисунками к "Коппелии" итальянского художника, иллюстратора, мультипликатора Либико Марайя (Libico Maraja) /1912 — 1983/.
Наибольшее признание получили его иллюстрации к детским сказкам: «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэролла, сказкам Ганса Христиана Андерсена, мультфильмам "Роза Багдада", "Питер Пэн", "Пиноккио" и др.
 
Ссылка:
{https://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_87.html}


Рецензии