1. Лондонский старт

1.1.Лондон ориентирует на Голландию

Сначала я, просто, бродил по лондонскому Национальному музею. Радовался «знакомым» картинам, выискивал еврейские следы в сюжетах, авторстве, обстоятельствах создания и жизни картин.

Естественно, потолпился, поужасался, поухмылялся, попытался позубоскалить перед «Уродливой герцогиней» фламандского художника Квентина Матсиса.

Не задумывался связывать увиденное с предстоящим посещением ВинерБиблиотеки.

В библиотечных встречах сразу приступать к обсуждению прорабатываемой мною исследовательской концепции было не просто. Узнав, что я побывал в Национальной галлерее, моё внимание обратили на специфическую группу эмигрантов - тех, кто нашел убежище в Англии на пути из Нидерландов (Голландия) или из гитлеровской Германии через Нидерланды. 

А после тех связей с Голландией, которые обозначились в беседах и материалах Библиотеки Винера, в следующее посещение музея уже специально попытался всмотреться в образцы Нидерландской живописи. 

== Спасибо гостиничному WiFi - вечером или рано утром можно было уточниять и, главное, фиксировать, полученные представления. ==

Ранняя нидерландская живопись - это работа художников, иногда известных как Фламандские примитивы, в течение 15-го и 16-го веков Северного Возрождения. По времени совпадает с ранним и высоким итальянским Ренессансом, но начальный период (до приблизительно 1500 г.) рассматривается как независимая художественная эволюция, отдельная от ренессансного гуманизма, который характеризовал развитие в Италии. Но, начиная с 1490-х годов все большее число нидерландских и других северных художников путешествовало в Италию, перенося идеалы Ренессанса и стили живописи в Северную живопись.

== В 2016 году я обменивался с филологами и историками из Иенского университета своими соображениями израильтянина о выявленных мною лермонтовских ориентирах к проблеме радикального изменения еврейской ментальности для прекращения состояния провоцирующей жертвы:

М. Харитонов. Использование поэтики М. Ю. Лермонтова в проработке проблем обустроенности евреев в мировом сообществе. / М. Ю. Лермонтов: Межкультурный диалог на евразийском пространстве: Материалы международной научной конференции, 200-летие со дня рождения поэта. Пятигорск, 2015.
М. Харитонов. Тьюторство в среде русскоязычных израильтян старшего возраста. / Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2015.
М. Харитонов. Дистанционное обучение израильтян старшего возраста, объединенных в сетевую структуру политической направленности. /Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2015): XVII Международная научно-практическая конференция.

В те дни все свободное время бродил в Иене и Веймару среди памятников ученым, философам, деятелям - с волнительным почтением вчитывался в знакомые имена, «самопочтительно» переживал собственное стояние перед такими(!) памятниками, но и отдавал себе отчет, что кроме имен, практически не имею никакого содержательного представления о состоявшемся прошлом. ==

Четверть века работы тьютором, экзаменатором школы бизнеса Открытого университета Великобритании (самый большой в мире заочный университет, дистанционное обучение), методологом и методистом, переводчиком в его партнерской структуре на постсоветской территории, сдача экзаменов кандидатского минимума, доклады на международных конференциях по методологии и практике преподавания - в этом поле многое вызывало состояние восторженной творческой захваченности. Навскидку:

- различение самореализации и самоактуализации,
- холистическое видение и трансдисциплинарное осознание увиденного,
- ...
- критическое мышление (Critical thinking).

Для ввода в учебные материаля каждого такого средства эффективной самоактуализации Университет имел возможность привлекать ведущих мировых специалистов соответствующего профиля.   

И сейчас, в Лондоне, ощущение территориальной близости к Alma mater, встреча и обсуждение нынешнего моего «израильского проекта» с коллегой из Университета - вернуло настроенность Critical thinking.

С такой настроенностью я снова прошел по залам Национальной галлереи, высматривая «голландский интеллектуально-этический след». Предстояло, до поездки в Голландию-Бельгию-Люксембург, засесть в Шварцвальде и проработать (попытаться проработать) материалы, подсказанные ВинерБиблиотекой.

На рисунке вверху показаны некоторые картины Нидерландской живописи:

1.«Уродливая герцогиня»
2.Босх, «Коронование терновым венцом»
3.Матсис, «Дева с ребенком и святые Варвара и Екатерина»
4.Бутс, «Погребение». За спиной у Екатерины обломок колеса - эту историю мы уже рассматривали в главке «Бесштанные Микельанджело», http://www.proza.ru/2019/01/03/876
5.Ян ван Эйк, «Портрет человека в тюрбане»
6.Роджер ван дер Вейден, «Читающая Магдалина». Около нее кувшинчик с мазью - ее традиционный атрибут в христианском искусстве. Иконография Магдалины обычно показывает ее с книгой, в момент размышления, в слезах, или с прикрытыми глазами - образец созерцательной жизни, раскаявшейся и освобожденной от прошлых грехов.
7.Ян ван Эйк, «Портрет супругов Арнолфини»
8.Антонис ван Дейк, «Портрет Вильяма Фейлдинга». Вильям Фейлдинг - английский морской офицер и титулованный придворный. Посетил с посольской миссией персидского шаха, совершил поездку по молодым индийским владениям Ост-Индской компании.

1.2. Контекстные истоки появления библиотеки Винера

Современный германский виртуальный проект «1933: The Beginning of the End of German Jewry» - «1933: Начало конца немецкого еврейства» предоставляет документы к пониманию того, как началось движение миллионов евреев к своей гибели, а тех, кто не погиб, к страданиям и УНИЖЕНИЮ.

Материалы Библиотеки, собеседования с посетителями и интернет - подсказывают.
Еще в 1893 году в Германии был организована Центральная Ассоциация немецких граждан еврейской веры (Central-Verein Deutscher Staatsb;rger j;dischen Glaubens, или CV) - для борьбы с антисемитизмом и защиты и поощрения прав немецких евреев.

В начале 1930-х годов она была крупнейшей организацией евреев в Германии, насчитывающей более 60 000 членов.

Когда Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером 30 января, исполнительный комитет CV опубликовал заявление, в котором выразил не только свои опасения и скептицизм в отношении нового правительства, но и свое доверие к Рейхспрезиденту Гинденбургу. В заявлении комитета звучит ПОЧТИ УМОЛЯЮЩИЙ ТОН: "тем не менее мы убеждены, что никто не посмеет нарушить наши конституционные права."

=== «почти умоляющий тон» - это не мои слова, я только акцентирую внимание на той действительной настроенности, которая, видимо, пряталась за декларацией о «борьбе и защите». ===

Через две недели после прихода Гитлера во власть, местное отделение Ассоциации в Крефельде пригласило своих членов на мероприятие под названием " Будущее немецких евреев."В нем приняли участие Юлиус Бродниц (1866-1936) и Артур Санделовский (1892-1946)—два высокопоставленных представителя CV.

К представлению личности Юлиуса Бродница архивные данные из интернета подсказывают следующее.

Будучи весьма уважаемым членом берлинской адвокатуры, в 1920 г. был избран президентом Союза защиты прав германских евреев и сделал эту организацию весьма влиятельной. Вскоре после прихода нацистов к власти, объявил через редакционную статью в газете CV о готовности его организации адаптировать геманское еврейство к новым обстоятельствам:

«CV, который был создан для защиты прав германского еврейства,   полностью отдает себя в противостояние возникшим угрозам. Организация готова использовать все свои ресурсы, когда речь идет о будущем всего немецкого еврейства. Она готова сделать это и требует того же от всех других групп, чтобы они отдали себя в распоряжение руководства германского еврейства, не считаясь с своими личными престижными устремлениями».

Вслед за этим провозгласил, что некоторая эмиграция неизбежна, но это лишь частичное решение насущной германоеврейской проблемы, которая возросла с приходом нацистского режима; первоочередным является обеспечение для 400 000 евреев, оставшихся в Германии, «возможности быть духовно здоровыми и иметь жилище».

Практически заметным реальным действием явилась организационная и тематическая реструктуризация печатных изданий. Реструктуризация - в приспособлении к давлению нацистского режима: вместо просветительской литературы об антисемитских течениях в обществе стали выходить книги с ориентирами к приспособлению евреев в существующей ситуации, книги с поучениями и книги для развлечения; из детской литературы были выведены книги с названиями, проблемными в возможном конфликте с нацистской цензурой. Эмиграция рассматривалась как часть объективных потребностей и последним, в 1938 году, еще издали справочное руководство по эмиграции. После «хрустальной ночи» 10 ноября 1938 года власти закрыли многие издательства, куценькая издательская функция осталась за Еврейским союзом культуры, деятельность которого была прекращена в 1941 году, а оставшиеся немецкие евреи были депортированы в концентрационные лагеря.

Он умер в июне 1936 г. из-за ранения в автомобильной катастрофе. В похоронах участвовали его три сына:

- с 1933 по 1937 год президент Федерации еврейских молодежных организаций Германии. В 1923 получил степень доктора медицины и работал в берлинских клиниках. Был активен в отцовской CV, в Центральном Комитете Организации еврейской самопомощи и строительства и был членом актива Еврейского Агентства и Керен Hajessod - всемирной организации содействия созданию Государства Израиль. Руководил системой печатных изданий общегерманской еврейской общины, участвовал в создании Еврейского культурного союза. В 1937 эмигрировал в США.

- проживавший тогда в Нью-Йорке и работавший у Л. Ф. Ротшильда,

- инженер в Тель-Авиве.


Рецензии