C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

История и современность Крещенских праздников

Звоню своему старому другу: «Привет! Ты где?» «Да вот загораю на Красном море, а вчера купался в реке Иордан…» «А ты знаешь, чем отличается Иордан от иордани?» «Нет…» «Ну приезжай, - узнаешь». И вот - отзвенели Крещенские праздники в Кажирово, участие в которых приняли не только жители нашего района, но и ближайших соседних, не говоря уже о дальних гостях из Костромы и Москвы, и пришло время подвести какие-то итоги, заглянув в глубь истории.

Палестина. 30-й год от Рождества Христова.

   На реку Иордан пришел великий праведник и аскет по имени Иоанн. Все время проводил он в молитве и посте. Бог повелел Иоанну проповедовать, что Христос уже родился и, чтобы они приготовились достойно встретить Его. Со всей иудейской земли народ приходил к Иоанну и каялся в своих грехах. Иоанн крестил их в реке Иордан в знак того, что Бог прощает им грехи.
   Как запачкавшись, люди моются, купаются, так и всякому, кто раскаявшись в сделанных грехах, крестится, прощаются грехи: он выходит из купели чистым и безгрешным. Это один из духовных законов, установленных Богом для людей. И много людей крестил Иоанн, многих грешников обратил он к Богу. Народ спрашивал его – не он ли Христос – Спаситель мира, которого согласно пророчествам ожидал древний Израиль? Иоанн отвечал: «Нет! Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин снять сандалии с ног.»
   Когда же Иисусу Христу исполнилось тридцать лет от роду, Он пришел на Иордан креститься от Иоанна. Бог открыл Иоанну, что это не простой человек, а Сын Божий. Вошел Иисус в реку, и Иоанн, возложив руки на Его главу, погрузил его в воды Иордана, освятив божественною благодатию естество воды. И раскрылось небо над Христом, на Него спустился в виде голубя Дух Святой и слышан был с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение.» так впервые Бог явил пред людьми Свою троичность, явившись нам в трех лицах одновременно, потому и праздник Крещения называется Богоявлением.

   1240 год от Рождества Христова. Поветлужье. Черемисские земли.

   Русские поселенцы обратились к черемисскому князю Кодже Ералтему, хозяину городища Якшан (оно располагалось тогда где-то напротив устья реки Якшанга), женатому на русской княжне из Галича, с просьбой разрешить им осваивать угодья по берегам Ветлуги. Так возникло первое поселение земледельцев, на еще неосвоенных землях черемисского племени. В русских традициях бытует обычай давать название селу по имени человека, явившемуся его родоначальником. Так, село Матвеевское, что находится в 20 км. от Заветлужья, получило своё название по имени купца, который дал крестьянам деньги на приобретение земли под строительство этого села. Вот точно так же появилось и название села Кажирово (изначально – Коджарово), по имени князя – благодетеля.   Черемисский князь Коджа, первый среди своего народа, принял христианство с именем Елеазар, и уже в 1240 году здесь был построен деревянный храм Николая-угодника, а поселение постепенно разрослось в городище – укрепленный форпост, который был обнесен вокруг бревенчатым частоколом, от внезапного нападения лихих людей. Судя по всему, это был один из первых храмов в здешних краях.



   1417 год от Рождества Христова. Городище Якшан.


   Хан Дервиш и черемисский князь Кельдибек с Ветлуги вместе с вятичами совершили крупный набег на Великий Устюг. Город был разорен, многие жители попали в плен. По преданию, черемисы увели тогда местного священника Варнаву на Ветлугу, где он и поселился, получив свободу.
   Летописи, собранные краеведом начала XX века Д.П. Дементьевым в его «Историческом очерке Пыщугской волости Ветлужского уезда с древнейших ;времен», позволяют проследить путь Варнавы. Пленника привезли в городище Якшан . Князь Кельдибек даровал Варнаве свободу и даже позволил служить ему в Кажировской Никольской церкви.
   Три года спустя на Николо-Корельский мужской монастырь в г. Архангельске было совершено очередное нападение норвежских разбойников. На этот раз монастырь был полностью уничтожен, монахи частью побиты, частью разбежались, как повествует летопись, вот тогда и было принято решение перевести многострадальный монастырь на р. Ветлугу подальше от морских разбойников. Когда монастырская братия прибыла сюда, здесь уже подвизалась мужская община, состоящая из 14 человек вместе со священником Варнавой. Судя по всему, о.Варнава был весьма влиятельным священником, так как имел связь как с Архангельском, так и с Москвой, находясь в плену в Кажирово,  и сумел в короткий срок организовать переселение Архангельского монастыря на р. Ветлугу.
Монастырю были дарованы земли, лесные угодья, рыбные ловли, и обзаведясь своим хозяйством, он стал быстро развиваться. Можно с большой долей вероятности предположить, что располагаясь на самом берегу Ветлуги, монастырская братия и крестьяне близлежащих деревень на Крещенские праздники согласно русским благочестивым традициям шли крестным ходом на реку для Великого освящения воды и, вырубив во льду большую лунку (на Руси ее называют – иордань, в память о реке Иордан, в которой был крещен Спаситель), с верой и благоговением брали оттуда воду, а желающие и купались в ней. Скорее всего, именно поэтому в 1682 году здесь был построен второй деревянный храм – Богоявленский, в память о Крещении Иисуса Христа.
   Таким образом, Крещенские традиции в Кажирово уходят своими корнями в глубокую древность. Им, как минимум 600 лет, а может быть и все 800. Молитвами наших предков здесь пропитано всё и не случайно наши крещенские традиции, возродившись пятнадцать лет назад, собрали нынче более тысячи человек.
Особенно радостно за тех, кто в этот день принял таинство святого крещения. Можно смело сказать, что в современной России немного людей, которые были крещены в иордани 19 января, в день, когда крестился Сам Господь.
   На святой Руси, согласно древним Византийским традициям, крестили полным троекратным погружением, и простое обливание водой из ковшика за крещение не считалось. Вспомните, где и как крестил равноапостольный Владимир киевлян. Стоит задуматься так же тем, кто «крещён» бабушкой, а таких много. Это тем более не является крещением, т.к. сегодня есть возможность креститься непосредственно в церкви у священника. Однако, надо иметь в виду, что полный чин крещения занимает не менее полутора часов, а никак не 15-20 минут, как это практиковалось до недавнего времени в Вохомском храме. На мой прямой вопрос – можно ли считать человека крещеным, если обряд крещения длился не более получаса – ни один ответственный священник не ответил утвердительно. По простой аналогии – ребенок, развивавшийся в утробе матери лишь одну третью часть положенного срока – нежизнеспособен, это выкидыш. Любой технологический процесс, предусматривает затраты какого-то строго определённого количества времени для изготовления той или иной продукции: варка стали, выпечка хлеба, покраска автомобиля. Произвольно сократив время процесса, т.е. опустив какие-то моменты, мы однозначно получим на выходе брак. Тем более это касается духовных процессов.

19 января 2014 год от Рождества Христова. с. Кажирово.


И уж коль мы заговорили о духовном аспекте Крещенских праздников (а это основной их аспект), стоит задуматься о следующем. Иоанн креститель крестил народ в покаяние, произнося при этом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Это был праздник духа. Мы же все извратили и устраиваем себе праздник плоти. О великой святости праздника и крещенской воды у нас нет никакого понятия. Основная масса народа едет поморжеваться и себя показать. Матерщина, табачный дым и обязательное спиртное над святой купелью (!!!) – это самое натуральное кощунство, за которое рано или поздно каждому придется дать ответ пред Богом. Духовные законы неумолимы и незнание их от ответственности не освобождает! Мы знаем, что ни один из тех, кто в своё время сбрасывал колокола и рушил храмы, не дожил до глубокой, почтенной старости, а умер нехорошей смертью и род его, если не принес покаяние, выродился через несколько поколений. А чем мы лучше их? Подумать только, в часовне на источнике, перед святой иконой Божией Матери, не задумываясь, устроили пьянку, порадовали бесов, и после этого мы хотим, чтобы у нас все было хорошо. И здоровья хотим получить – как же, зря, что ли моржевали? Тем, кто не понимает, о чем идет речь можно посоветовать прийти в любую церковь с водкой и сигаретами и перед алтарем и его святыми иконами устроить такое вольное «застолье». Дремучее духовное невежество сопровождает нас всюду, но хотя бы элементарная совесть, светская этика в конце концов, должны присутствовать если не перед Богом, то хотя бы перед людьми. Впрочем, надо отдать должное, помойку на этот раз за собой не оставили ни на реке, ни на источнике, и бутылки не разбросали, и двери не сломали. Спасибо. Ну а разбросанные вокруг церкви и часовен окурки я по весне уберу… Не впервой.


Вечность. Планета Земля. Вселенская Православная Церковь.


«Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающим от Тебе великия и богатыя милости» - на сугубой ектении во время Божественной Литургии возглашает священник; «Помяни, Господи плодоносящих, и добротворящих во святых Твоих церквах…» - читает он тайную молитву в алтаре.  «Помяни, Господи плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и Жизнь Вечную…» - ежедневно читает каждый православный христианин свою вечернюю молитву. 
 Таким образом, вся Вселенская Православная Церковь возносит свои молитвы Богу за людей, которые часть своих трудов направляют во славу Божию. Монастыри, церкви, скиты и пустыни а также простые миряне по всему земному шару, в разных часовых поясах и на разных языках молятся за них. И молитва эта не прекращается ни на минуту – так велико в мире число предстоящих пред Богом православных людей. И стоит лишь человеку хоть однажды где-то потрудиться во славу Божию, как он тут же попадает в число тех, о ком непрестанно молится вся Вселенская Православная Церковь.
Это не значит, что в жизни данного человека всё тут же начинает складываться благополучно с житейской точки зрения, (ведь очень часто житейское благополучие уводит нас от Бога, так уж мы воспитаны, что о Боге вспоминаем лишь в самых критических ситуациях, и обращаемся к Нему как к последней инстанции, когда уже никто не может нам помочь). Пути Господни неисповедимы, и каждого, обращающегося к Нему, Он ведёт своим путём ко спасению, и путь этот порой бывает очень тернист. Но конечная награда претерпевшему, стоит того. Да и что значит мгновение нашей суетной земной  плотской жизни в сравнении с духовной Вечностью рядом с Творцом, образом и подобием Которого мы являемся. Верующий человек это знает, а от неверующего не сокрыто: «Прииди и виждь!»


Рецензии