Учительница истории

В преддверии праздника "День учителя" принято чествовать учителей.  Я закончил школу № 70 в городе Минске в 1981 году. Многое стерлось из памяти.
         Больше всего запомнилась учительница истории Нина Ивановна Чижова. Она выделялась среди учителей. Многие даже учителя, не говоря об учениках, побаивались её. Если по служебной надобности надо было прервать урок на 2-5 минут, то у Нины Ивановны сделать это было просто физически невозможно. Свой урок она считала самым важным в жизни! Ведь с октября 1917 года до распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС)— была руководящей и направляющей силой советского общество, ядром его политической системы. Это было даже отражено в Конституции СССР в 6 статье. Других партий тогда существовать просто не могло. Нина Ивановна Чижова была продуктом Советской система. Она была убежденной коммунисткой, свято верила в идеалы Коммунизма. Нам в младших классах преподавала историю СССР, БССР и всемирную историю. В старших классах прибавилось Обществоведение. Конспектировали мы и труды классиков марксизма-ленинизма: труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Изучали Программу КПСС. А как же иначе, мы ведь жили в Советское время? Должен отдать должное Нине Ивановне, мне она привила любовь к истории и обществоведению. Изучал я и Политическую экономию капитализма и социализма. Я учился в школе средне, но историю и обществоведение знал на "отлично" и после окончания школы получил Похвальную грамоту по истории, обществоведению и экономической географии. Была у меня мечта стать учителем истории и обществоведения, но увы осуществить её не удалось. Надо было быть членом КПСС или хотя бы кандидатом в члены этой партии, поэтому мне вчерашнему школьнику это было не подсилу.
 Запомнилась мне Нина Ивановна еще и потому, что моя младшая сестра Оксана ( на 3 года младше меня) и младший брат Александр ( 17 лет моложе меня). Если мы с сестрой учились в Советское время, то брату пришлось учиться уже в независимой Республике Беларусь в "лихие 90 годы ХХ столетия". Это было тяжелое время. Распался могучий Советский Союз, КПСС перестала быть руководящей и направляющей силой общества. Заводы закрывались, росла инфляции и безработица. Появились гонения на коммунистов. Приходилось даже слышать, что КПСС и нацистская партия — это одно и тоже, были слышны призыва к физическому истреблению коммунистов. Советское прошлое подвергалось охаиванию. Даже подвиги наших дедов высмеивались. Зоя Космодемьянская из патриотки превратилась в психопатку, склонную поджигать дома мирных советских граждан и дескать она больше вреда нанесла этим гражданам, чем гитлеровцам. Александр Матросов тоже подвергся гонениям. Да и другим героям "досталось на оре-хи". Нина Ивановна в годы Великой Отечественной войны потеряла родителей и воспитывалась в детском доме. Если сейчас выражение: "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" вызывает смех и улыбку, то Нине Ивановне Чижовой было за что благодарить товарища Сталина. Именно он, Иосиф Виссарионович Сталин, не дал ей умереть с голоду в послевоенное время. Как не лю-бить такого человека? Могла бы она получить высшее образование кроме Советской страны бесплатно? Она была уверена, что высшее образование ей дала Советская власть. Приходилось видеть омерзительные сцены. Те, кого Советская власть обласкала, а КПСС дала возможность занять хорошую должность сжигали публично партбилеты. Я не являюсь коммунистом, хотя и воспитывался в Советское время, привык с уважением относится к тем, у кого есть жизненная позиция.
Могла ли убежденная коммунистка — это выдержать??? Я встречался с Ниной Ивановной, когда уже мой младший брат учился у нее. Как никак, но брата я старше на 17 лет. Брат родился в год, когда я кончал школу, Советскую школу. Ему было 11 лет и Нина Ивановна учила и его. Я спросил не учителя истории, а коммунистку Чижову Нину Ивановну, как же так, вы нас учили одному, а сейчас все это придается анафеме. Мой учитель ответила мне честно: "Чему- то я Вас, Сергей научила! Я учила Вас любить Родину, защищать её. Плохому я Вас не учила и совесть моя чиста!" Нина Ивановна не смогла пережить "лихие 90-е годы". Крушение Советских идеалов, смена общественного строя, развал великой державы, гонения на коммунистов, подорвали здоровье моей учительницы истории, и она умерла. Я даже не знаю в каком году "лихих 90-х это произошло.  "Трус и предатель всегда презираем!"— так пел Владимир Высоцкий. Можно по-разному относится к Советскому прошлому, но надо уважать тех, кто не изменил своим идеалам. Тем, кто даже "в лихие 90- е годы" не поддался искушению ,и не стал предателем своих идеалов в угоду шкурническим целям. Шел я как-то по проспекту Независимости и увидел надпись: "Райком КПБ Советской района города Минска". Коммунистическая партия Беларуси" (раньше было Белоруссия) сохранилась. Сохранилась и пионерия, правда современные пионеры не носят значка "Всегда готов" и красных галстуков, как в свое время носили мы, советские пионеры. Нету и девиза : "К борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!"
 Нету и ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи) хотя в Белорусской Советской Социалистической Республики была республиканская организация Ленинский Коммунистический Союз Белоруссии (ЛКСМБ) и ЛКСМБ по  другому называется.
Сегодня членство в КПБ или Российском Дворянском собрании или какой-либо партии и общественной организации не дает никаких привилегий её обладателю. Хорошо это или плохо, не мне судить.

Сергей Семёнов

P.S. Пользуясь случаем хочу поздравить с профессиональным праздником Днём учителя мою бывшего классного руководителя учительницу белорусского языка и литературы Марию Лаврентьевну Чирикову, самую молодую в то время среди учителей учительницу химии Жанну Ивановну, тех будущих учителей, которые ими станут, но были воспитателями в лагере "Смена " Минского завода колесных тягачей в 2017-2018 годах. Многих моих учителей уже нет в живых. Время неумолимо, ведь и мне уже 55 лет. А сколько им было в далеком 1981 году?


Рецензии