Случайность

Виктор не танцевал.
Он относился к той категории людей, которые идут в клуб одни и исключительно ради знакомств, под незатейливыми предлогами вроде «друзья почему-то не пришли» или «который час?». Если честно, это редко срабатывало. А других вариантов как-то и не случалось.
Тем сильнее была радость Виктора - пополам с замешательством – когда на соседний барный стул неграциозно плюхнулась девушка в платье с коктейлем ядовитого цвета в руке.
Очень кстати диджей сподобился взять паузу в дорожных работах. Витя ощутил ёкающее желание поздороваться и завязать непринужденный светский разговор, но тут рассмотрел гостью получше. Красивая…
Тогда Витя решил рассмотреть коктейль, но не успел: часть напитка уже оказалась в девушке, часть – на его брюках.
- Ой, - сказала девушка. – Извини. Извини. Я просто… э-э, просто засмотрелась на твой… профиль, да. Профиль.
Она бросила косой взгляд на витино лицо, на мгновение поджала губы и кивнула на открытую вкладку на его телефоне. Одна прядь упала ей на лицо, мило-премило.
Витя не смутился. Он вообще никак не отреагировал – прогружался.
Через пару секунд, пока собеседница сдувала волосы, Витька двинулся по привычному алгоритму:
- Привет. Я тут мартини пью. Не желаешь ли разделить со мной…
Растянутое во времени непринужденное мгновение с анализом жидкости на брюках, пустого бокала, поднятой брови и совершенно опустевшего кошелька, ведь Витя сын хороший, и…
- … эту чудную клубную ночь?
Девушка фыркнула.
- Если бы ты сказал про «этот мартини» или «эту замечательную барную стойку», в мире было бы одним евнухом больше.
Витя с уважением покосился на пунцовые накладные ногти и воздержался от комментариев.
Девица со скучающим видом провела пальцем по краю бокала-сироты. Витька, то есть Виктор, воспринял это как сигнал к атаке непринужденностью.
- Однако как любопытно работает случай, не правда ли?
Девушка пожала плечами, равнодушно оглядывая зал. Диджей снова вернулся за стойку и готовился. Витя сконцентрировался на цели.
- Вот не пролей бы ты – можно же на «ты», да? – свой, гм, напиток на меня, мы бы и не начали разговаривать! Разве не удивительно? И вдруг это зачин чего-то большего?
«Ты» смерила его таким взглядом, как если бы он просил монетку в переходе.
-Чтоб ты понимал: я не верю в фатум. Не верю в предназначение, в судьбу, в случай. И в бога не верю. И в нас с тобой, естественно, тоже.
Вот уже тут Витя почувствовал себя уязвленным. То есть не себя, а случайность. Случай обижать нельзя; случай часто приносит в жизнь самое лучшее. Виктор чётко разделял для себя случай и Случай – первое обозначало преимущественно невезение, а вот второе использовалось как мера для Событий Знаковых и Символичных.
Витя с детства любил давать Названия Стоящим Явлениям.
- Не берусь утверждать, что всё в мире имеет глубокий смысл, но, - он изобразил пафосный жест, - случайности не случайны. Никогда ведь не знаешь, когда с тобой произойдёт что-то хорошее. Или плохое. Но лучше хо…
Собеседница резко парировала:
- Случайности случайны и должны быть незначительны. А если нет, это уже не случайности, а результаты твоих и чужих выборов. Просто кто-то их делает, а кто-то – нет.
Витя нахмурился:
- Ну как же. Вот, например, ты же наверняка слышала о том, как был открыт пенициллин? Первый антибиотик, революция в медицине, а всё благодаря везучему случаю.
- Разве? Флеминг был бактериологом, располагал лабораторией и искал там именно то, что и нашёл.
Витя почувствовал, как забилось сердце. Чаще забилось. Не только красивая!
Он подался вперёд:
- А что скажешь касательно вполне реальной истории моих деда и бабки? Они познакомились ещё в детском саду и всю последующую жизнь были неразлучны – хотя детсадов в их районе было четыре и родители их не были никак связаны. Они могли и вовсе не встретиться. Случай!
Девушка флегматично поправила платье, не разделяя его энтузиазма:
- Ты сказал «в их районе». Значит, их дома были рядом. Родители не были связаны? Ну, они хотя бы были. И потому могли направить своё потомство в самое лучшее из доступных мест. Четырех мест, кажется?
Девушка закончила утюжить подол и пристально взглянула ему в лицо. Витя недовольно тряхнул головой: девица попала в самое яблочко, но делиться этим фактом он не хотел. А она продолжила:
- Да и речь о детях идёт. Если бы не хотели, не общались бы, будучи взрослыми. Значит, сознательный выбор. А не хотели бы – не было бы тебя. Так что ещё вопрос, случай этот какой…
- Я понял, понял. Хорошо, а как насчёт квантовой механики? Знаешь, принцип неопределённости, кот в коробке тот же… я к чему: мы не можем контролировать всё, и некоторые события от нас не зависят. Например, распад ядра радиоактивного элемента, от которого в эксперименте, между прочим, жизнь зависит. Как ты сказала, «незначительность»?
- Пфф. Ты не мог привести ещё более избитый пример? Если ты знакомился с экспериментом Шредингера и с квантовой механикой ближе, чем с девушками, ты должен был понять, что он показывает несостоятельность квантовой механики в описании макромира. Да, распад ядра редко зависит от сознательного решения, тут мы, то есть я, согласны.
Она хихикнула и положила ногу на ногу. Витя пялился ровно на секунду дольше, чем было бы прилично.
- Кхм-кхм. Э… эффект бабочки?
- О, да ты молодец. Назвал ещё более заезженное!
- Я старался…
Вите стоило больших трудов держаться молодцом.
- Я не знаю, про фильм ты или про рассказ Брэдбери, а может, и про термин из естественных наук, а, умняш? В любом случае, на мой взгляд все возможные эффекты от воздействия бабочки на наш большой человеческий мир можно охарактеризовать как «незначительные», да. А фильм – отстой.
- Ладно, я не хотел этого делать, но… эволюция. Ты говорила, что не креационистка? Что тогда можно сказать о возникновении жизни на планете и её развитии? Что может быть более случайным?
Девушка склонила голову.
- А по-моему, нет ничего более определённого и выборочного, чем эволюция, адаптация и естественный отбор.
Они чуть-чуть помолчали, глядя друг на друга. Бармен за стойкой, дождавшийся паузы, подождал, вздохнул и снова отвернулся.
- Надеюсь, ты не собираешься привести как аргумент Большой взрыв или возникновение на Земле подходящих для коацервата условий?
Витя картинно – чересчур, вероятно – схватился за сердце. Потом одумался, напоровшись на Взгляд. И решил пойти ва-банк – все равно крыть больше нечем:
- Ладно, я признаю поражение в доказательстве веса случайности этим вечером. Пусть значимые вещи не будут диктоваться случаем, пусть это будут наши выборы. Но в таком случае кое-что ведь точно не случайность. Эм… Я пришёл сюда именно сегодня, сел именно сюда. И потом ко мне присоединилась ты – села рядом, начала разговор… случай с бокалом, конечно, помог, но по твоей логике здесь сработал твой сознательный выбор, так?
И собеседница Вити холодно улыбнулась. Тот с ухнувшим в пятки сердцем осознал, что допустил какую-то критическую ошибку в рассуждениях. Но какую?
- Дело в том, что я не выбирала сесть с тобой. Я перепутала тебя с другом, которого потеряла в этой кутерьме, пока ходила в туалет. Действительно, это событие – случайность. Незначительное событие, которое не влияет на общую картину, - она пожала плечами, - если только не делать выборы сознательно, что лишит понятие случайности веса. Признаться, я первое время ожидала, что ты закажешь мне выпить, но, так как я пролила на тебя коктейль вследствие воздействия выпитого мной ранее, может, всё и к лучшему.
Витя не нашёлся с ответом.
С новой силой заиграла музыка. Девушка в платье легко снялась со стула и, без всяких прощаний, нырнула в толпу, окруженная вспышками молний из стробоскопа, под нарастающие раскаты музыкального грома  – вся из себя стремительная, неприступная и принципиальная.
Привстав, Виктор провожал её взглядом. Он понимал, что располагает всего парой секунд… И от души надеялся, что пока решает, что делать дальше, не потеряет её из виду. Чисто случайно.


Рецензии