Мы заплатили слишком дорогую цену
Вот что он сказал:
В 1991 году страна пережила один из самых непростых моментов своей истории - распад Советского Союза. По его словам, события 1991 года он воспринимал и воспринимает трагически. Меньшов признается, что порой ему кажется, что если отмотать всё назад, то можно было бы что-то исправить. Но, тем не менее, он понимает объективность тех процессов, которые тогда происходили. Хотя субъективность там превалировала, добавляет кинорежиссер. За распад СССР страна заплатила жутко дорогую цену, неприлично дорогую цену, подчеркивает Меньшов.
"И то, что на смену Ельцину пришёл Путин, я считаю громадной удачей нашей страны, хотя бы потому, что в отличие от Ельцина он не сидит дома или на даче. И не "работает с документами", как тогда это называлось, а работает, пашет", - сказал Владимир Меньшов.
Кинорежиссер признается, что его поражает работоспособность и энергия президента России, с которой он исполняет свои обязанности. Но это также и пугает, так как Владимир Путин, как и любой человек, не бесконечен. И не известно, что будет, когда его не станет.
"Надеюсь, что он об этом думает: кто придёт, и как будет работать, и в какую сторону поведёт страну", - отметил Меньшов.
Он добавил, что при мудрой политике Россия, Белоруссия и Украина в будущем должны быть вместе.
У меня уже давно написана статья, которую я все не могу решиться опубликовать. Кто я такой, чтобы поучать кого-то? Но интервью Меньшова помогло мне решиться и опубликовать написанное. Статья называется «Война за прошлое»
Взяться за эту статью меня сподвигли комментарии некоторых моих соотечественников, которые уехали из страны, той, что им дала образование, возможность профессиональной карьеры, и там, живя за границей, они очень негативно отзываются о временах существования советской власти. К ним присоединяются многие из тех, кто живет в нынешней России, и тоже поливает грязью её прошлое. Это касается очень многих людей, которых давно уже называют «пятой колонной». Это и современные публицисты, деятели культуры, кинематографисты и так называемые эксперты, которое видят только плохое, и часто элементарно перевирают известные нашему поколению факты.
Многие в своей критике не говорят о том, что в СССР было бесплатное образование и медицина, многочисленные театры, библиотеки, дома культуры, спортивные сооружения, равные возможности сделать профессиональную карьеру. Умалчивают о многих социальных льготах (отпусках, санаторно-курортном лечении, бесплатных квартирах и низких тарифах за ЖКХ), а только о том, что бачки в унитазах не держали воду, или плохо смывали, о небольшом ассортименте вино-водочных изделий, малом количестве сортов колбасы, отсутствию хороших презервативов, туалетной бумаги, т.е. все сводилось к удовлетворению своих физиологических потребностей. И к тому же во многих публикациях нагло врали, не думая, что их можно проверить. Есть ли у меня факты? Да их полно, вот только некоторые из них.
В одной из серий «Ментов» один из жуликов, объясняя свой “сволочизм”, говорит примерно следующее: «Распределили меня в 1986 в НИИ, оклад 85 рэ., а приличная обувь стоит минимум 120 рэ. Так я всю дорогу и ходил в кедах резиновых и зимой и летом. По три пары носок одевал, чтоб согреться»…
Ну, во-первых в 86-м году ставка старшего лаборанта была 120, видно, сценарист работал старлабом где-то в начале семидесятых, тогда действительно было 90.
Во-вторых, вполне приличные туфли, без изысков, стоили 8-10 рублей. А итальянские или английские от 30-40 до 60-70, в зависимости от толщины подошвы, фасона и прочее. В 82-м году я купил зимние мужские румынские сапоги за 90 руб. В которых проходил 20 лет (!) два раза менял подметки и три раза молнии. Вот какая кожа была!
В-третьих, говорится это как-то между делом, к основному сюжету отношения не имеет и надо быть таким крючкотвором, как я, чтобы это отметить. Главное «забить» маленький гвоздик в психику зрителя, потом еще и еще, а потом, глядишь, на эти гвоздики можно и полочку «повесить», а на полочку положить все, что хочешь — протеста не вызовет. Ведь все пласты психики уже подготовлены к восприятию чуши как светлой истины.
Думаю, читатели сами умножат подобные примеры, если приглядятся и прислушаются чуточку внимательнее и критичнее. Вот идет передача о том, как люди проводят свободное время и ведущая, спрашивает у представителя старшего поколения: «А если захотелось поесть? Как же тогда это делали? Ведь кафе-то не еще было!». И женщина отвечает: «Ну, вообще, пирожки продавались прямо на улице, и квас».
Вот это меня почему-то сильно заело. Ну, во-первых, кроме пирожков (самых разных от гороха за 3 коп. , с повидлом - 5 коп. и с мясом - 10 коп.) продавали чебуреки за 14 коп., беляши за 16 коп., пончики по 3 коп. Кроме улицы, как это не странно, но еще были: «блинные», «пельменные», «вареничные» (порция вареников с сыром стоила 10 коп.), «сосисочные», «рюмочные», «хачапурн», «хинкальни»... Речь идет о Ленинграде и Москве, где я не раз бывал на всевозможных курсах повышения квалификации и питался в этих учреждениях общепита.
В начале Невского проспекта в Питере было кафе «Минутка», где продавали только пирожки, бульон и кофе с молоком, чай, какао. В нем было достаточно пунктов раздачи, чтобы даже в час пик не было очереди. И стоил обед из двух пирожков, бульона и стакана кофе меньше 40 копеек. Были просто столовые и, как это не дико звучит, но кафе и даже рестораны тоже были при советской власти. Я там предпочитал обедать во время учебы на курсах повышения квалификации в 80-е годы.
Столовые были самые разные, от простых студенческих «тошниловок», где маленькие порции стоили буквально копейки, до рабочих, которые работали до 22.00, и где меню было разнообразное, и порции большими. Вообще столовые делились на три категории плюс высшая или вне категории, где были официанты, и можно было заказать пиво в бутылках, как в столовой на улице Желябова в Питере.
Разница между столовой и кафе была в том, что в столовой никогда не было спиртного, за исключением пива. Помните фильм, где герой Роллана Быкова, свирепо спрашивает: «А если бы он вез патроны?» Там все недоразумение было в том, что до 16.00 это была столовая, а после 16.00 — ресторан. Просто как иллюстрация, что разница между хорошей столовой и рестораном небольшая.
Кафе тоже были трех категорий и фирменные. Ресторан от кафе отличался тем, что там всегда был свой повар, своя закупка продуктов, в кафе больше работали с полуфабрикатами. Рестораны тоже были трех категорий и фирменные. Я сам помню это все хорошо, потому, что достаточно долго питался в общепите, а на память никогда не жаловался.
Прочитал воспоминания одного знатока общепита, который жил в Казахстане. Вот что он пишет:
«В Караганде в ресторане «Центральный», позже его переименовали в «Восток», мой воскресный обед был таким: салат «Оливье», солянка сборная, двойной бифстроганов с тройным гарниром (к ним гарнир был картофель фри, и в тройной порции получалась целая горка румяной картошки) две бутылки жигулевского пива и чашка кофе. Стоило это все 2 рубля 20 копеек, если заказывал коньяк, то получалось 3.00-3.50 Стипендия в горном была 43 рэ 75 коп. Если повышенная, то на десятку больше.» Хороший аппетит у товарища, согласитесь. Но даже с таким аппетитом он мог прокормиться.
Теперь отдельно о пивных, которых тоже, как оказалось, не было при советской власти. Открыл мне глаза на это безобразие Сергей Лукьяненко.
«Пить пиво на детской площадке — это старинная советская традиция. А куда еще могла податься молодежь, желающая выпить... ну, допустим пива? На рестораны денег нет, пабов и баров в СССР не существовало, в крошечных квартирках — мама, папа, бабушка, брат с сестрой и родственник из деревни, приехавший в город за колбасой... не разгуляешься. Вот и сидели на детских скамеечках и карусельках великовозрастные дети, еще недавно ковырявшиеся в песочницах, а теперь распивающие пиво в родных дворах...»
Уж не знаю, может быть, рукописи не принимают в печать, если там нет пинка в сторону советов, или это внутренняя потребность авторов. Но такие рефлексии в фантастике видны сразу, ибо чужды повествованию. Правд, вся литература о «попаданцах» — это уже по-моему социальный заказ, где главное показать, какая тогда была страшная и ужасная жизнь. Как говорил герой мультфильма «На задней парте» — «Воздействовать на настоящее путем направленного воздействия на прошлое». Так, что идет самая настоящая война за овладение прошлым.
Опять возвращаюсь к воспоминаниях мужчины из Казахстана:
В Караганде на 32 квартале была рабочая столовая, рядом с ней пивная. Где с одной стороны отпускали пиво и закуски, с другой шашлыки. Пиво стоило 24 коп. палочка шашлыка 28 коп. Чуть в стороне была еще одна пивная, где пиво стоило 22 коп., а шашлык 24 коп., но был из сайгачатины.
Пиво привозили в больших деревянных бочках , и прямо на глазах посетителей открывалась бочка. Обычно продавщица спрашивала: «Есть, кто-нибудь, чтоб бочку открыть?» Всегда находился умелец, брал инструмент и ловко всаживал насос в бочку. Ему, ясное дело, наливали кружку без очереди и все радовались, что так удачно зашли, на свежую бочку.»
Видимо, этот казах был большой любитель не только поесть, но и выпить пивка, коль он в своих воспоминаниях говорил о злачных местах и в Москве, где тоже успел отметиться в пивных. Вот его воспоминания об этом периоде:
«В Москве на улице Строителей был пивной автомат, где опустив монетку в 20 коп. тебе наливали 435 мл. пива. Этот пивняк показан в фильме «Москва слезам не верит», эпизод, когда Гридин выпрашивает выпивку. У китайского посольства было кафе, где всегда было разливное пиво и поэтому оно было популярным местом у студентов. Называли его в просторечии «Формоза», «Тайвань», «Даманский».
На Покровских воротах было сразу две пивных. У перекрестка трамвайных путей от станции «Кировская» на ул. Чернышевского такой же автомат с двадцатикопеечными монетами. Там было в действии аж 12 краников и поэтому никому не приходило брать пива в запас, тем самым создавая дефицит кружек, очереди никогда не было. А рядом на углу в полуподвале была пивная, где можно посидеть. Называли ее «Семь ступенек» ибо именно столько ступеней вели в полуподвал.
Из популярных мест можно назвать еще «Пльзень» в парке им.Горького и «Киевский пивной зал» у киевского вокзала, в просторечии КПЗ.
Я перечисляю только те, где сам бывал и любил бывать, да и то не все. А еще было ВДНХ с его неисчерпаемым количеством ресторанов, кафе, пивных. Где в павильоне «Узбекистан» прямо на террасе стояли жаровни, и вдоль них носился узбек, готовивший шашлыки. Где у павильона «Животноводство» работала линия изготовления сосисок из свежего фарша. Можно было посмотреть весь процесс и приобрести сосиску, что называется с пылу, с жару.
Были буфеты и шашлычные с кебабными и у каждой пристани в Москве. А на улице Кирова, ныне Мясницкая, был совершенно замечательный ресторан «Русский чай». У них была своя пекарня и все пирожки, кулебяки были свежими и горячими. К чаю можно было заказать розеточку меда, сгущенки и варенья. Спиртного там не было, курить было нельзя и поэтому туда любили ходить с девушками. Из всех окрестных министерств и главков туда бегали за выпечкой. Все цены приведены мною на период от 60-х до начала 80-х. После этого я надолго залез в горы и спустился с них уже совсем в другую страну.»
Вы знаете, я склонен верить автору. Со мной на курсах повышения квалификации учился парень из того же Казахстана, но русский. Он поставил перед собой задачу – за 2 месяца обойти все рестораны Москвы. Денег у него было немного, поэтому в ресторанах он просто сидел за столом, глядел по сторонам, и пил чашечку кофе, на что у него денег хватало. Иногда покупал бокал портвейна. Видимо, тот представитель Казахстана поставил себе задачу побывать в пивных нашей столицы, а как это у него получилось, видно по его воспоминаниям.
И, чтобы не думали, что я это все придумал, приведу под конец цитату из текста тех людей, которых Лукьяненко наверняка уважает.
«Есть в нашем жилом массиве такое питейное заведение, расположенное точнехонько напротив районного Дома пионеров. Внешний вид у этого заведения довольно странный, более всего напоминает оно белофинский дот «Миллионный», разбитый прямым попаданием тысячекилограммовой бомбы: глыбы скучного серого бетона, торчащие вкривь и вкось, перемежаются клубками ржавой железной арматуры, долженствующими по замыслу изображать морские водоросли; на уровне же тротуара тянутся узкие амбразуры-окна.
А внутри это вполне приличное заведение, никаких изысков: холл с гардеробом, за холлом — приветливый, хорошо освещенный круглый зал, там всегда есть пиво, можно взять обычные холодные закуски, из горячего подают бефстроганов и фирменное мясо в горшочке, а вот раков я там не видел никогда. Время от времени я хожу туда завтракать — когда надоедают мне вареные яйца и фруктовый кефир».
Это написали А. и Б. Стругацкие в романе «Хромая судьба». В романе это называют «Жемчужина», на самом деле он назывался «Ракушка», как мне стало известно недавно.
Так что неплохо было в Советском Союзе с общепитом, за исключением того периода, когда предатели в лице Горбачева и Яковлева стали делать все, чтобы у народа остались воспоминания о пустых полках в магазинах, о небольшом ассортименте в меню столовых и кафе, включая пиво и другие популярные у народа напитки. Про очереди за алкоголем я вообще молчу.
Теперь бы хотел ответить тем, кто утверждает, что большевики нарушили естественный ход истории и ввергли Россию в хаос. Но и здесь они нагло врут.
Как известно, вначале была Февральская революция, которую осуществили буржуазные слои, всевозможные либеральные партии, которые поняли, что удержать в повиновении огромную массу крестьян, одетых в солдатские шинели, которым надоело умирать за какие-то Дарданеллы, невозможно. Царский режим прогнил и без большевиков.
Но взяв власть в свои руки, не звать же Рюриковичей управлять Россией. Большевики не собирались начинать гражданскую войну. Она как бы вытекает из самой сущности революции, как в той же Франции в 18-м веке. И красный террор был ответом на белый. И оба они были ужасные, и нанесли большой урон населению России в первую очередь. А по окраинам огромной страны этот террор был как бы сам по себе, ведь там ни красных, ни белых армий не было.
Но я не собираюсь развивать дальше эту мысль по двум причинам. Первая. Человека в нашем возрасте с уже устоявшимися взглядами трудно в чем-то переубедить. Второе. У меня есть отдельная работа на тему Гражданской войны и репрессии, там я постарался быть более аргументированным. http://www.proza.ru/2019/04/13/427
По поводу отъезда в эмиграцию лучших умов России после революции тоже можно поспорить. В работе, на которую я ссылаюсь, написано, сколько из российской академии наук на 1917 год уехало в эмиграцию. Совсем немного. И дворянство никак нельзя назвать элитой, оно прожигало жизнь по заграницам, закладывая землю, что свести концы с концами. Дворяне, получившие землю от царей за обязательство нести военную и гражданскую службу, манкировали своим обязанностями, лишь ничтожная часть детей дворян служила в армии, и в первые два года Первой мировой войны они погибли на фронте или попали в плен. Офицерами в 17-ому году служили дети князей-иноверцев и купцов. И генофонд из России никуда не делся, дал миру много выдающихся ученых, деятелей культуры, медицины, образования. Многие из них носили еврейские фамилии, это верно, но это ни о чем не говорит, сами они считали себя советскими людьми. Да, и сейчас покидают страну люди, известные миру или это только им кажется, что о них весь мир только и говорит. Но талантов в нашей стране хватает, по крайней мере, есть кому изобретать новые вооружения, чтобы защитить Россию.
А в 30-е годы никто не рвался из СССР на Запад, в котором разразился экономический кризис, которые не мог произойти в ведущей плановую экономику России. Наоборот, многие иностранцы приезжали в нашу страну, помогали строить заводы и фабрики, добывать полезные ископаемые. Но среди иностранцев были и шпионы, и вредители, об этом тоже не стоит забывать. И лишь когда в 70-е годы Запад стал жить неплохо, правда, далеко не все слои населения, стали стремиться уехать за границу люди, у которых не складывалась карьера по той или иной причине, которых не устраивали бытовые условия в нашей стране, им хотелось большего. И это вполне естественно. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Но человек, мало чем отличающийся от рыбы, не тот творец, которым хотел его воспитать сталинский режим, а потребитель, каким его хотели видеть Хрущев и другие вожди СССР. И в угоду Западу, с которым стали мирно сотрудничать, немало в этом преуспели. Только вот Запад в 90-е годы, когда перестала наша страна быть социалистической, предпочел грабить нас, а не помогать строить «демократию». И наши доморощенные «демократы» и либералы известной национальности им в этом помогали, заодно рассовывая по карманам то, что осталось с барского стола.
Два слова насчет усиления классовой борьбы, о которой говорил Сталин в 30-е годы. Этим либералы объясняют те репрессии, которые были в 30-е годы. Сейчас историки утверждают, что он имел в виду усиление борьбы среди партийной прослойки, в которой сформировались два основных течения – сталинизм и троцкизм. Первый вел партию к строительству социализма в одной стране, т.е. в СССР, и на примере построения самого справедливого общества агитировать пролетариат всего мира на проведение революций в этих странах. А троцкисты желали мировой революции путем насильственного насаждения в самое ближайшее время. Вот между этими течениями и развернулась борьба.
И еще мне лично не нравится, когда эти, весьма порядочные люди, из нынешнего устроенного быта в Израиле и других стран Запада, обвиняют наших дедов, отцов в жестокости, неправильности проводимой политики, репрессиях и прочих грехах, забывая о том, что этот социалистический строй позволил многим людям из грязи превратиться в ученых, музыкантов, режиссеров, врачей, педагогов и других представителей интеллигенции, известных всему миру. Причем совершенно бесплатно, да еще получая стипендии, награды и другие блага, недоступные многих другим категориям населения нашей страны.
Я могу понять, когда об этом пишут люди, которые не застали той жизни, как наше послевоенное поколение. Да, нам было трудно, не всегда мы ели досыта, да и помощь родителям от нас требовалась, особенно в селах, небольших городках. Но мы старались учиться, овладевать знаниями, чтобы потом появились возможности сделать профессиональную карьеру.
Мы радовались, когда получали «пятерки» по трудно дающемуся предмету в школе, а не модным джинсам, как следующее поколение, или новому смартфону, как нынешнее. При всех издержках нас воспитывали творцами, или, как пелось в одной из песен, «прежде думай о Родине, а потом о себе». Я, и многие мои земляки, с душевным трепетом вспоминаем школьные годы, когда мы были пионерами, помогали старушкам не переходить улицу, а колоть им дрова или носить из колодца воду. Среди школьников была настоящая дружба, чистая первая любовь, а не грубые тисканья девчонок в подворотнях, или даже секс еще в школьные годы.
И в студенческие годы, мы, вырвавшись на свободу после родительской опеки, бывало, хулиганили, и много чего делали, но не забывали учиться и получать знания в институтах, а потом становились хорошими специалистами. И, получив дипломы, ехали туда, где потребность в нас была самой большой, по распределению. Три года – это далеко не вся жизнь, и, отработав положенное, любой из нас мог поехать туда, куда хотел, и заниматься тем, чем хотел. Так что и это время при здравом размышлении можно записать в актив тому социалистическому строю, что был в нашей стране.
Сейчас с ностальгией вспоминаем демонстрации трудящихся на 1 мая и 7 ноября. На них мы могли встретить и пообщаться со своими знакомыми, друзьями, с которыми долго не виделись. И те праздничные застолья у кого-нибудь на квартире. Все это было, и сейчас об этом приятно вспомнить.
А теперь скажите мне, господа хорошие, кто были ваши предки? Если капиталисты, помещики, богатые купцы, интеллигенция, тогда у вас были шансы выбиться в люди. Но мне почему-то кажется, вы не из имущих классов, и поэтому до конца дней своих, до гробовой доски работать вам на заводах или в поле простыми тружениками, как и многие ваши предки. Только советская власть открыла вам дорогу к знаниям, вначале в школе, потом в институте, а там и до специалистов можно дорасти, а то и карьеру сделать. А вот смогли бы вы всего этого достичь, если бы жили за бугром, и у вас не было мохнатой руки. Ох, боюсь, ничего этого у вас не было бы.
Так почему же поливают прошлое нашей страны люди, уехавшие из неё? И здесь мне на ум приходят слова историка и публициста Юрия Мухина, он пишет о поведении членов ЦК КПСС на Пленуме в июле 1953 года, когда они выступали по поводу Лаврентия Берии. Они уже знали, что «тигр» мертв, не опасен, и поэтому измышлялись в выражениях, чтобы обмазать человека, который очень много сделал для своей страны. Они знали, что он не был ни предателем, ни двурушником, ни развратником, но именно так обзывали своего товарища по партии, с которым долгие годы работали вместе. И Мухин говорит, что эти люди поступили так, потому что считали себя предателями даже сами перед собой, знали, что они покрывают антигосударственный переворот (Берия был первым заместителем председателя правительства СССР, и был убит без суда и следствия), но не могли ослушаться тех, кто предложил им так выступить против Берии. Но там была партийная дисциплина, а здесь кто толкает на такие речи моих соотечественников за рубежом, не знаю. Неужели сами верят тому, что пишут и говорят? Что у них не было счастливого детства, и все они делали из-под палки.
Многие из них уехали вслед за детьми, которые нашли приют на земле обетованной или в других странах. Ну и живите там, радуйтесь детям, внукам, сытой жизни. Но что вы поливаете прошлое, ту жизнь, страну, тот строй, которые дав возможность вашим предкам не сгореть в печах Освенцима, и родиться вам? Это совсем не украшает вас, поверьте.
Неужели наши с вами предки зря умирали за Родину, за Сталина, которые предоставили всем равные возможности делать карьеру, получать образование, вне зависимости от социального положения и наличия тугого кошелька у предков? Не приравниваете же вы дезертиров и власовцев к борцам против ненавистного сталинского режима, как некоторые записные русофобы и антисоветчики это делают. Трусы они, жизни свои спасали. Да и Солженицын, из которого либералы сделали «светоча нации», такой же трус, спрятавшийся в лагере от смерти, а потом еще обливший грязью и клеветой свою родную страну. Не мог мой отец, сын раскулаченного переселенца на берега Дальнего Востока, так обмануться. Он всю жизнь сеял доброе, вечное среди молодого поколения, защищал Родину в боях с японцами, с честью носил звание коммуниста. И я горжусь им. И всегда следовал его советам.
А нынешнюю власть в стране я не уважаю. И строй, который установился в России после распада СССР, не принимаю, но вынужден при нем жить. Но когда нас хотят опустить ниже плинтуса, помыкать нами, как марионетками, я вспоминаю, что русский, а все отечественные войны Россия выиграла, кто бы на неё не нападал. И поэтому действия Путина на международной арене одобряю.
Свидетельство о публикации №219092300403