Сёстры и братья часть 2 глава 13

Роза
Надежда пахнет свежескошенной травой, попутным ветром, что ласкает воду. 8 ноября 1932 года Надежда Аллилуева готовилась к праздничному вечеру у Ворошиловых тщательно. Продумала наряд, сделала причёску.
- Надежда обычно ходила с пучком волос на голове… - удивился её супруг Иосиф Сталин, - а тут сделала новую причёску, модную.
Кто-то из Германии привёз ей чёрное платье, на нём аппликации роз. Был ноябрь, она заказала к платью чайную розу. Примерив обновки, она закружилась перед сестрой Анной Сергеевной и кокетливо спросила:
- Ну, как я выгляжу?
Она собиралась, как на бал, надеясь понравиться супругу. Праздничные дни принесли Сталину обычные хлопоты. 7 ноября вместе с соратниками он принимал военный парад на Красной площади.
- Ты красавица! - ахнула сестра. - Такая женственная.
Она лучше других знала, что Надя по характеру была далеко ангел:
- Упряма, вспыльчива.
От матери она получила психические проблемы. Ольга Евгеньевна страдала шизофренией, состояла на учёте в Кремлевской клинике.
- Старший брат Надежды, Павел, отмечен в чудачествах! - знал Сталин. - Другой брат, Фёдор, сошёл с ума. Сестра Анна клиентка психлечебницы.
Он любил жену и искренне заботился о её здоровье. У Надежды Сергеевны была диагностирована патология - сращение черепных швов.
- Это вызывает постоянные головные боли… - жаловалась она.
Сталин тайком послал супругу лечиться в Германию. Туда она выезжала с паспортом на фамилию Айхгольц, девичья фамилия её бабушки-немки.
- Надежда сделала десять абортов… - вспомнила её сестра. - Если иметь в виду двоих родившихся детей, то всего она беременела двенадцать раз. А первый аборт был ещё до рождения сына Василия.
Развился ранний климакс, нарушился обмен веществ в организме.
- Что-то мне нехорошо… - призналась Надежда и закончила примерку. 
Следующий день был праздничным. Все партийцы веселились. Вместе с женой Сталин пришёл в гости к Ворошилову. В Кремле на его квартире собралось высшее советское общество.
- Пускай Иосиф поймёт, что я самая красивая! - надеялась Аллилуева.
Она шла на этот вечер, чтобы доказать ему свою привлекательность. До молодой женщины дошли слухи, что у мужа появилась новая любовница.
- Но он на меня не смотрит… - мучилась Надежда от поведения супруга.
Накануне они сильно поругались. Сталин демонстративно игнорировал жену, флиртуя с другими женщинами. Он скатал комочек хлеба и на глазах у всех бросил шарик в красивую жену Егорова. Женщина, известная романами, начала с ним заигрывать. Надежда тоже с кем-то кокетничала.
- Тварь! - она получила грубость ревнивого супруга.
Он обратился к ней с просьбой подать что-то со стола с пренебрежительным окриком:
- Эй ты!
- Я тебе не «эй»… - Аллилуева встала и вышла из-за стола.
Вместе с ней ушла Полина Семёновна Молотова. Они долго гуляли по Кремлю, и Надя жаловалась:
- Почему он так заигрывал с этой вульгарной женщиной?
Она успокоилась, заговорила о планах, о занятиях в академии, о работе.
- Моя фамилия Карповская Перл Семёновна, - неожиданно призналась собеседница. - А Жемчужина это моя партийная кличка.
- Вы работали в подполье?
- Да, на Украине, в период пребывания там армии Деникина... Принимая участие в работе Международного женского конгресса, я познакомилась с Молотовым. В конце 1921 года я стала его женой.
Впоследствии она работала заместителем наркома пищевой промышленности, затем нарком рыбной промышленности.
- Вот и я хотела бы где-то серьёзно поработать… - вздохнула Аллилуева. 
Полина Семёновна пригласила её к себе, чтобы не оставлять на ночь одну, но Надя отказалась. Она переживала после слухов о потенциальной сопернице и не выдержав, в открытую спросила:
- У Иосифа кто-то есть? 
Жемчужина попыталась сделать вид, что не знает ничего, но она настаивала. Полина чуть намекнула на то, что любовницей Сталина недавно стала Роза Каганович, сестра его давнего соратника Лазаря Моисеевича.
- Я чувствовала, что это она, - прошептала Надежда.
- У него горячий южный темперамент… - оправдывала она Иосифа.
Цыганская кровь взыграла, и Аллилуева помчалась домой, на ходу выдумывая обвинения мужу. Она долго ждала его, чтобы яростно с ним объясниться. Написала два письма, Сталину и родному отцу.
- Чудовищно разболелась голова, - мучилась Надя, - эта сильная непрекращающаяся боль способна довести до самоубийства...
Сталин поздно вернулся с праздничного банкета сильно выпившим. В таком случае он обычно ложился в кабинете или в маленькой комнате с телефоном возле столовой. Комнаты далёкие от служебных помещений.
- Надо идти коридорчиком мимо наших спален, - помнил их сын Вася. - Комната отца налево, комната матери направо...
Однако в этот день Иосиф зашёл её комнату и зло сказал:
- Ты почему меня позоришь перед товарищами по партии?!
- А ты почему меня позоришь перед их жёнами?! - выкрикнула Надя.
Дальше последовала шумное объяснение и, обругав её грязными словами, он пошёл отдыхать, бросив напоследок в сердцах:
- Мала ты ещё, чтобы мне указывать!.. Я спал с твоей матерью до твоего рождения и мог бы быть твоим отцом!
Вдогонку она швырнула ему розу и в бешенстве, от бессилия схватила пистолет. Никто не слышал выстрела. Утром экономка Каролина Тиль принесла ей завтрак и вдруг, вся трясясь, прибежала в детскую:
- Скорее!.. Ужас!
Аллилуева лежала вся в крови у кровати, в руках у неё был маленький «вальтер», подаренный братом Павлом. Они побежали звонить начальнику охраны, Авелю Енукидзе. Пришли Молотов и Ворошилов.
- Роза была в её волосах, - отметил Клим, - лежит на полу перед дверью.
Сталин был в доме во время выстрела, он спал и не слышал выстрела.  Наконец его разбудили, и он вышел в столовую.
- Иосиф, Нади с нами больше нет, - сказал ему Ворошилов.
Выстрел из пистолета нередко завершал жизнь партийца, если он был не согласен с партией или партия отказывалась от него.
- Я никогда не прощу этого себе, - прошептал, страшно побледнев, Сталин. - И другим не прощу…
Он понимал, как будут объяснять причины гибели Надежды враги:
- Отказалась быть его женой, предпочла смерть.
Потеряв её, опозорился перед соратниками и врагами. Её самоубийство сделали государственной тайной. «Правда» вышла с некрологом:
- «Не стало дорогого нам товарища, человека прекрасной души. От нас ушла молодая, полная сил и бесконечно преданная партии большевичка...»
Хоронили торопливо. Уже вечером 9 ноября гроб с телом перенесли из квартиры в Кремле в здание ГУМа. Сталина плакал у гроба:
- Не уберёг...
Он умел держать себя в руках. Она лежала очень красивая. Родственники шли пешком на Новодевичье кладбище. У матери покойной  отнялись ноги и её везли на машине.
- Царицу хоронют... - судачили в толпе.
Тысячные толпы стояли вдоль улиц и люди видели, как Сталин шёл с непокрытой головой, в распахнутой шинели.
- Лошади медленно везли великолепный катафалк под бордовым балдахином от Кремля к кладбищу через весь город. 
Он шёл за гробом, но только первые десять минут, по Манежной площади, где не было жилых домов и можно было не опасаться выстрела из окна. Потом сел в машину и всю дорогу повторял, осуждая Павла Аллилуева:
- Ну, нашёл, что подарить…
Брат его первой жены Сванидзе, невысокий, с чёрными усами, в такой же шинели шёл за гробом до кладбища, и толпа приняла его за Сталина.
- Её хоронили в гробу, в земле.
Кремация, обычай атеистических похорон большевиков был нарушен. Сталин на похоронах попросил не закрывать крышку. Он приподнял голову Надежды Сергеевны, стал целовать и сказал:
- Прости!
Стране неофициально объявили, будто она умерла от приступа аппендицита. Распространяло эти слухи ГПУ:
- Надежде Сергеевне оперировали аппендицит, она умерла от сердца…
Но появились слухи, обыватели заговорили, что он убил жену. На надгробной плите её могилы скульптор поместил мраморную розу.

Иван
Когда в Петрограде случилась февральская революция, Исааку Зальману было одиннадцать лет. Семья жила на сахарном заводе отца под Винницей.
- Царя свергли, - его мать Марина прочитала в вечерней газете. - Интересно, как это отразится на нашей жизни?
- Ерунда! - отмахнулся её муж Моисей Давидович. - Будет лучше.
- Я так не думаю…
- Хочешь кольцо? - сменил тему он. - Пойдём в ювелирный магазин.
- Не пойду. Вещи должны покупаться, когда жизненно необходимы. Для того чтобы просто висеть в шкафу или лежать в комоде они мне не нужны.
Зальцман тяжело вздохнул и признался:
- Тяжело жить с тобой! Все жёны моих знакомых постоянно хотят чего-нибудь, особенно того, что есть у подруг. Вечно упрекают своих мужей в отсутствии чего-то и буквально заставляют их любыми путями добыть это. А тебе ничего не надо, всем довольна.
Марина весело рассмеялась и сказала:
- Я открою тебе страшную тайну!.. То о чём ты рассказал, является самым страшным оружие женщин против мужчин. Я называю его чувство вины. Женщины с рождения мальчика постоянно внушают ему это. Мамы вечно говорят, что соседский мальчик лучше учится. Сестра внушает подростку, что кто-то другой ведёт себя хорошо, в отличие от него. Жена требует купить ей новое пальто, ссылаясь на то, что у соседки оно есть. Поэтому мужчины думают, что всегда не дотягивают до нужного идеала и стремятся выполнить, что требуют от них женщины. Я не такая, хочу партнёрских, доверительных отношений между супругами!
- От этого мне только тяжелее… - усмехнулся Моисей Давидович.
По всей Украине прокатилась волна еврейских погромов. В сентябре 1917 года жители местечка Каменный Брод услышали выстрел.
- Что там твориться? - выглянул в окно Зальцман.
За выстрелом последовал второй и со всех сторон раздались выстрелы. Мужики из соседних деревень окружили сторон местечко. Еврейские жители, увидя их начали прятаться, кто-то побежал на завод, кто-то в погреб.
- Ох… какая суматоха! - встревожилась Марина.
Нападавших возглавлял мастер слесарного цеха Куцепалов. После его команды часть мужиков пошла на завод, где убили сторожа, старого еврея, а потом отправились в контору. Они застали там заведующего Каменно-Бродского сахарного завода Гершонова и убили его.
- Всех собрать! - приказал он остальным.
Душегубы начали выгонять из домов мужчин, женщин и детей, отправляя их к заводу. Все думали, что возле завода будет собрание. Когда пригнали к заводу, толпу разделили, мужчин отдельно от женщин с детьми.
- Найти уездного комиссара Кисельгофа, - суетился Куцепалов, который оказался подпольным большевиком, - и убить!
Надвигалась тучка, которая всё увеличивалась. Дождик начал крапать, постепенно переходя в ливень.
- Загнали женщин в здание заводоуправления! - Моисей увидел эту толпу и вернулся домой, чтобы успокоить нервничающую Марину.
Он был мрачен и не знал, что делать. Их прислуга разбежалась и когда во входную дверь их роскошного особняка грубо постучали, он сам открыл непрошеным гостям.
- Что вам угодно? - с вызовом спросил он стоящего во главе группы мокрого Куцепалова.
- Собирайтесь, - велел тот грозно. - Вам надлежит немедленно прибыть с семейством в здание заводоуправления.
- Мы никуда не пойдём!
- Значит, поведём силой…
Погромщики ввалились в помещение и грязными сапогами затоптали дорогие ковры в прихожей. Зальцман сделал им замечание, чем только разозлил мужиков. Они начали крушить мебель, и открыто забирать золотые и серебряные вещи. Нашли на кухне спиртное и начали распивать водку.
- Как вы смеете! - закричал Моисей Давидович.
На его крик из своей половины вышла Марина, зябко кутаясь в накинутую на плечи вологодскую шаль.
- Вот и красотка! - заржали они. - Старовата, но на закуску пойдёт…
Кто-то подскочил к ней и схватил женщину за руку. Муж попробовал её защитить, но его повалили на пол и долго били ногами в тяжёлых кирзовых сапогах. Через несколько минут он уже не подавал признаков жизни.
- Мама?! - на шум из детской прибежал Исаак и увидел отца, лежащего на полу страшной, окровавленной куклой.
Марина прижала к себе сына, закрывая ему глаза.
- Сучонок пожелал отправиться вслед за папашей! - засмеялись убийцы.
Кто-то схватил подростка за волосы и попытался оторвать его от матери. Судьба наследника сахарной империи Зальцмана была решена. Отведавшие крови мужики хотели растерзать его, мстя за многолетние обиды отца.
- Оставьте мальчика в покое! - закрыла она Исаака. - Берите меня…
Она царственно повела роскошными плечами, и с них соскользнул пуховый платок. Женщина была так красива, что погромщики забыли обо всём на свете, кроме неё.
- Вот так краля! - плотоядно усмехнулся Куцепалов.
Они по очереди насиловали Марину на их супружеской постели, под которую забился плачущий перепуганный сын. После удовлетворения похоти насильники покинули дом Зальцманов, ища себе новые жертвы.
- Поехали со мной в Петроград, - предложил Марине последний из них.
- Куда? - пребывая в пограничном состоянии между сном и страшной явью, она не сразу поняла предложение.
- Меня зовут Иван Козин, - сообщил мужчина. - Я большевик, рабочий Путиловского завода. Послан сюда, чтобы поднимать массы на революционную борьбу. Завтра уезжаю обратно и хочу взять тебя с собой.
- Я никуда без сына не поеду, - предупредила женщина.
- Мальчик нам не помеха.   
В это время женщины-еврейки поселения, собранные около заводоуправления разошлись. Мужчины остались. Они сидели и ждали, но не знали чего. Потом к ним подошёл Куцепалов с боевиками и сказал евреям:
- Разбейтесь попарно, вас поведут в Новоград-Волынск, там разберутся и отпустят домой.
Жители местечка поверили им, и пошли с ними. Невинных людей погнали, как гонят скот к бойни. Пришли в лес, тогда догадались евреи о злом умысле, что их ведут к резне.
- Отпустите нас! - начали им предлагать денег, но ничего не помогло.
Мужики завели их в воду, сделали цепь и начали по ним стрелять из охотничьих ружей. У дезертиров из армии были винтовки. Некоторые евреи заранее легли на землю, думая спастись, но когда у славян не стало пуль, они топорами, долотами, прикладами винтовок перебили всех людей.
- Столетиями они наживались на нас, - напоследок сказал Куцепалов. - Теперь настало наше время!
Когда убийцы покончили с людьми, они начали стягивать с них одежду, башмаки, сапоги, забрали деньги. Покончили и ушли домой. На другой день родственники погибших начали свозить трупы под крики женщин и их детей. Всего было перебито злодеями сто сорок человек.
- Я не могу здесь больше находиться… - призналась Зальцман перепуганному сыну после спешных похорон мужа.
Она понимала, что прежняя жизнь рухнула, и нужно было спасать Исаака. Козин с Мариной и её сыном сели на поезд и поехали в столицу.
- Здесь еврейских погромов точно не предвидится… - надеялась она.
Они обустроились на новом месте, но случился большевицкий переворот. Начались проблемы с электричеством. Керенский выехал на фронт. 25 октября город был в их руках.
- С балкона видны сверкающие на небе вспышки, как частые молнии! - заметила женщина. - Кажется, стреляет «Аврора» по Зимнему дворцу.
В этот день её тошнило, Марина с ужасом поняла, что забеременела после изнасилования. 
- Охрана дворца сдалась, - узнала она, - там были юнкера и женский батальон. 
Около шести часов замолк телефон, станция перешла к большевикам, всё спуталось. На улицах двигались толпы, слышалась стрельба.
- Павловское Юнкерское Училище расстреляно, Владимирское горело... - по городу ходили невероятные слухи. - В Москве уже две тысячи убитых!
Большевики стреляли из тяжёлых орудий по кривым улицам. Объявлено было перемирие, превратившееся в бушевание черни, громившей винные погреба.
- Между революцией и тем, что сейчас происходит, такая же разница, как между мартом и октябрем, - окончательно поняла Марина. - Между сияющим небом весны и грязными, тёмно-серыми, осенними тучами.


 
 
продолжение http://www.proza.ru/2019/09/26/304


Рецензии