Поездка в Абхазию

                ПРОБУЖДЕНИЕ.

Раннее утро, тишина, дремлют пальмы, просыпается город. По узким улицам Адлера появляется всё больше машин, просыпается и море, сонно лаская берег едва заметными волнами. Мы стоим на остановке и ждём свой автобус в Абхазию. Над головами то и дело набирая высоту пролетают огромные самолеты, ведь позади нас аэропорт. Подошёл автобус, сели, едем по городу собираем людей желающих посетить ближнее зарубежье. Вот и всё, все в сборе, экскурсовод объясняет как вести себя на таможне, что делать можно, а чего нельзя. Все мы получили один и тот же номер 27, это чтобы не потеряться среди людей, не имён, не фамилий. Едем, вокруг горы покрытые лесом. Выйдя из автобуса мы прошли Российский паспортный контроль, прошли через фильтр, потом нас встретила Абхазская сторона. Вновь строгий паспортный контроль, и здравствуй Абхазия.

                ЕДЕМ В ПИЦУНДУ.

Наш путь идёт по узкой дороге в горы, в низу с высоты птичьего полёта виден весь город, разноцветные высотки, улицы утопающие в зелени пальм, бесконечное голубое море играющее белыми пенными волнами. Мы остановились на высоте 1000 метров на площадке высоких гор, разряжённый воздух, многим закладывает уши. Экскурсовод рассказала нам где мы находимся, и вновь по сиденьям и в путь в "сердце" города. Парк, купание в чистом море. По сравнению с Адлером в Абхазии не бывает штормов, по этому здесь морская вода чиста так, что видно дно на глубине 40 метров. В парке мини рынок, где можно подкрепиться, выпить чаю, и попробовать блюда национальной кухни, тут же наливают и чачу (виноградный самогон 70 градусов).

                ПУТЬ В ГАГРЫ.

Узкая витая трасса,то тут, то там стоят километровые ряды виноградников. Жильё Абхазцев удивительно, высокие на "подставках" дома, будто в два этажа. Большие просторные дворы, дома друг от друга расположены на приличном расстоянии. Народ очень дружелюбный, если у кого то свадьба, собирается больше тысячи человек (со слов экскурсовода), Но свадьбы окупаются, Пришедшие дарят кто 1000, кто 500 рублей, кто сколько может. Валюта в Абхазии Российская, говорят Абхазцы на Русском языке, это малая народность, и родной язык практически никто не знает. Местные жители занимаются земледелием, и животноводством, это свиньи так как они Христиане, и коровы. Коровы как в Индии ходят вольно малыми стадами, так же и свиньи. По всем дорогам по которым нам довелось проехать, везде были коровы. Они лежат прямо на трассе, и их объезжает весь транспорт. По пути следования в город слева и справа стоят "скелеты" дерева самшит. Это дерево по плотности не уступает железу. Но оно к сожалению погибло, кто то из "добрых" людей завёз специальную бабочку, которая уничтожила его, другие деревья она не трогает.

                ДЕГУСТАЦИЯ.

Абхазцы очень гостеприимны. В одном селении нас завели посмотреть как они живут. В первую очередь нам предложили попробовать все всевозможные вина, коньяки и чачу. Всё выдержанное годами. Кто хотел потом приобрели себе коньяк и вино, лично я взял чачу. По многу нельзя, таможня разрешает провозить не больше двух бутылок.

                ПАСЕКА.

Прибыв на пасеку которая расположена среди лесистых гор, нас угостили бортническим мёдом. Это дикий мёд, который пчёлы делают высоко в расщелинах скал, и лишь смельчаки могут его достать. Он очень дорогой. Ульи там необычные, из ствола дерева.

                В СУХУМ.

Дорога в Сухум была очень крута и извилиста. С права огромные горы, слева ужасающая пропасть. Остановились в месте называемом "каменный мешок". Вышли, горный воздух, высота гор такова, что взглянув на вершины кружится голова. Люди фотографировались подходя в плотную скал, но экскурсовод делала замечание:
- Отойдите немедленно!
- Внезапный камнепад убил уже не одного человека.
Любование горами, селфи, ликование людей, споры о чём то. И вот голос экскурсовода:
- Номер 27, на посадку!
Так как люди смешались одни с другими, то есть с теми кто приехал на джипах. Потом было голубое горное озеро Рица, глубина которого 115 метров, катамараны, водопады, голубые реки и озёра. И отдохнув, мы отправились на Новый Афон. посетили с. Лыхны, где находится церковь Пресвятой Богородицы, это в пяти километрах от города Гудаута, бывшая столица Абхазии , княжество и резиденция князей Чабча. Начало строительства церкви Пресвятой Богородице с 700 годов. В ней находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, очень красивая, и ещё три сильных иконы, фрески 12 - 14 веков.Фотографировать запрещено. Церковь полускрыта за древней булыжниковой оградой, и возвышенными над нею зарослями.

                ЗДРАВСТВУЙ НОВЫЙ АФОН.

Вот и Новый Афон, моя давняя мечта. Тропа грешников выложенная из камня и ведущая далеко в верх, по ней на коленках поднимались грешники, и будущие монахи. Пройдя арку, и поднявшись по ступенькам мы вышли на площадку на которой под навесом выдают платки женщинам и чёрные накидки мужчинам, мужчины все в шортах, ведь очень жарко, а в них вход запрещён. Её одеваешь по верх шорт и получается Шотландская юбка. Увидев моё фото в юбке, у меня спрашивали, Сергей, ты что, ориентацию поменял, пришлось объяснять, что к чему. И вот мы внутри Пантелеймоновского храма. Как же в нём красиво, такой росписи стен как там, я не видел ни где. Читают там и по русски и по гречески.

                НЕ МНОГО ИЗ ИСТОРИИ НОВОГО АФОНА.

В 1874 году в долину реки Псырцхи прибыли монахи из старого Афона в греции, которые в 1875 у подножия Афонской горы основали монастырь названный Ново-Афонский Симоно-Кананитский. Не далеко от монастыря находится одна из крупнейших пещер в Абхазии, она расположена на территории гор Нового Афона. В честь него и названа. Она находится над склоном Иверской горы. Это огромное Карстовая полость, объёмом где то около 1000000 м3. Пещеру обнаружил в 1961 году Гиви Шалович Смыр, и сообщил о ней спелеологам. Там же и храм Симона Кананита, его ещё называют Симон Зилот, он проповедовал в Иудеи, Сирии, Ливии, Армении и Абхазии. Есть его келья, грот.

                СИМОН КАНАНИТ.

Симон Кананит прибыл  с Андреем Первозванным на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), проповедовать христианство. В притчах Абхазов рассказывают о Симоне, что он лечил молитвами и брызгами речной воды. Жил в пещере у реки ПСЫРЦХА, СПУСКАЛСЯ В НИЗ ПО ВЕРЕВКЕ. У него появились ненавистники - Грузинский царь Адеркий который был против христиан. Как был замучен Кананит доподлинно не известно, по одной версии Абхазов он был усечён мечом, по другой распилен пилой. Есть легенда о том как апостола распяли на кресте. Похоронен Симон не далеко от пещеры в Новом Афоне. Сейчас там красивый искусственный водопад, а на мощах в 19 веке построили храм Симона Кананита из известняковых плит. Храм много раз разрушался, сейчас в нём не служат. Но верующие ставят свечи, оставляют иконки и записки.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ЗНАЕТ. Симон Кананит один из учеников Иисуса Христа.

                ВОЗВРАЩЕНИЕ.

И снова голос экскурсовода:
- Номер 27, собираемся на автобусной остановке! Через час мы сидели в автобусе освещённым фонарями ночного Нового Афона. Теперь обратный путь, вновь извилистая дорога, рассказы уставшего экскурсовода. Мы тоже устали, но были счастливы. Кто уснул от усталости, кого то свалил коньяк и чача, а кто просто смотрел в окно в надежде увидеть ночные горы. Вот и таможня, Знакомый досмотр и проверка папортов. Адлер. До свидания Абхазия.

Поход за дерезой.

Сергей Целищев.

6 часов утра, лёгкая прохлада, воздух такой, что не только дышать, его пить хочется. Красный восход, красный ясень и клёны, сухая трава как зеркало отражает в себе восходящее солнце, красные сараи, все красное, и кажется, что я не на земле, а где-то в глубине бесконечного космоса на марсе. Иду осамтриваю двор:
- Кво, квы, кву, доносится из под двери курятника. Это не свет, не заря проснувшиеся куры столпились у двери желая вырваться на свободу. Открываю дверь и они врассыпную. Чистое синие небо "режет" пролетающий самолет оставляя свой ярко белый шлейф. И возникает вопрос, а может небо и в самом деле застывший океан, невольно рождаются такие вот наивные строки.

Словно конькобежец,
В небе самолёт,
Шлейф свой оставляет,
Будто режет лёд.

Синье, синье небо,
Беленькие тучи,
Свиду не большие,
А вообще могучи.

Солнце озаряет,
Синий небосвод,
Может небо море,
Безграничных вод?

Выпив наскоро чашечку чая беру секатор, веревку через плечо и отправляясь на курганы за дерезой ( сибирьком ) чтобы вязать веники и метёлки. Иду по улице, кто то открыл ворота и выпустил гусей, и они гогоча расправив веером крылья понеслись, и скрылись в неизвестном направлении.
Кто то затопил печь, и светло серый дым ровным потоком устремился в высь, пытаясь во чтобы то не стало попасть на небо, ну или хотя бы прикоснуться к нему. Свернул в улочку, иду по узкой тропинке зарослей разнообразным бурьяном, мимо старых верб, жестоко поломанных сильными ветрами. Их мошьные "руки" ( ветви) беспомощно висят над землей, и безмолвно просят о помощи. Мимо брошенных домов, печально зияющими пустыми проемами окон. В них давно уже никто не живёт, разьве что сквознячек не редко посещающий пустые комнаты. То тут, то там кричат железным голосом пролетающие фазаны. Мимо поникшего журавля, никогда не покидающего свой пост от сруба колодца из которого уже давным давно никто не берет воду. Журавль терпеливо ждёт, что кто нибудь подойдёт и погладит его, по говорит  с ним, спросит как живёшь дружище, что я и сделал. Журавль был очень доволен, и даже поскрипел мне в знак благодарности. Он бедолага был в плену ненавистного хмеля, который опутал его с ног до головы, а на самой макушке связал ему мохнатую зеленую шапку. Я оборвал его "оковы" на сколько смог, уж больно крепкие все же его " цепи". Мне было жалко одинокого журавля, я даже увидел его желание, и душу. ( фото прилагается ). Я представляю как ему больно смотреть на пролетающие над головой косяки журавлей стремящихся к югу. Поднимаюсь дальше по крутому склону, на грунтовую дорогу накатанную тракторами, любуюсь ей, она словно полотно художника исписанна разнообразными узорами от потоков воды прошедшего накануне сильного дождя. Прохожу мимо "останков" бывшей колхозной кузницы, нет больше тех людей которые стояли у горнила, и улыбаясь стучали молотом, нет тех светлых и мудрых голов с золотыми руками, они ушли в мир иной. Лишь один ранет ( райки ) остался со своими маленькими но вкусными яблоками. Ну вот и курган с многочисленными полянками дерезы. Густая трава в которой полно ловушек, это покинутые байбаками норы надёжно укрытые травой, зазевался и попался. Благо если плавно наступил, а ведь можно запросто поломать ногу. Повсеместно " дедовы воши", это такая мелкая упрямая колючка, которая очень любит путешествовать и кататься на человеке. Пока он их не оставит для житья и размножения в каком нибудь для них новом месте, т. е. уберет их с себя. Куда не глянь всюду серебрится от росы паутина, мастерски сплетенная пауками. У дерезеы на каждой поляне свои порядки, свои законы. Горбатая дереза не пускает к себе ровную, а ровная не допускает к себе горбатую. Ну вообщем на одной поляне растёт только горбатая и кривая, на иной маленькая и очень колючая, на третьей стройная и красивая, любо дорого посмотреть, вот её то я и беру. Растелю веревку на траве, и аккуратно нарезаю стебли секатором, и укладываю их на нее. Нарезав достаточное количество ровных веток, затягиваю петлей, взваливаю на плечо, и довольный сделанной работой, мокрый до колен от росы, иду в обратный путь.


   


Рецензии