Внимание

ВНИМАНИЕ: для изучающих жизнь и творчество тов.И.К. То,что Вы прочтете- чистая правда.Текст- суховат,без красок,слез и проклятий.
Эпизод 1.Учась в 10 кл.22 сред. школы(1954 год), я без всякого злого и , тем более, политического умысла, организовал Великое Государство Ученической Вольности ( ВГУВ), просуществовавшее максимум неделю.Я написал Конституцию,
Устав, придумал ордена: Архимеда, кажется, Софьи Ковалевской, процедуру принятия.Тогда я не писал стихи, но думал , что буду писать.Поэтому была заказана одному соученику печать:скрещённые молнии и две буквы-СС.Позже мне инкриминировали это, как
фашистскую эмблему, но это было лишь сокращение- " Сидор Сволочной"- великий пролетарский поэт.Я на перемене объявил о создании государства, зачитал Устав и стал записывать ребят.О, святая простота!Записалось человек 15-20 из 30.Причём создатель ВГУВ понятия не имел, как будет это всё функционировать, в отличие от Владимира Ильича...На этом практически жизнь нового государства прекратилась.Зато началась его новая жизнь- в виде мини-следствия о профашистской молодёжной организации..
Староста класса,член учкома Аркадий Савченко, рослый парень, активный участник самодеятельности (будущий Нар.артист Белорусской ССР) зашёл к директору.Был ли этот заход случайным, либо систематическим, неизвестно. Директор школы Гриценко( мрачноватый тип, с иезуитским уклоном, скрипучий голос.Мне он казался несколько схожим с Макаренко, возможно, он подражал ему.Похоже , был он неглуп и обладал,безусловно, манипуляторским талантом.А как иначе, руководить одной из центральных школ,
где училась во многом талантливая и свободная, по тем меркам, молодежь, было непросто и справляться с этим мог непростой человек.)И директор спросил:-Ну, Аркадий, что в классе нового?-И тот ответил:- Да вот новое государство в нашем классе появилось-..
Директор вызвал меня и .стал расспрашивать.Я, несколько встревоженный, принёс ему бумаги и печать.Кто печатал текст?Я отвечаю:
- Сам печатать не умею.Поэтому попросил Сашу Фалькенштейна из соседнего класса( в школе было 5 десятых классов).Вызвали Сашу.То ли от страху, то ли уже обладая могучей парапсихологической интуицией( Алесандр Фалькенштейн после мединститута выступал с гипно-сеансами и делал из себя экстрасенса), он выставил руку и закричал:- Это он меня заставил!- Короче, меня взяли с уроков двое и повели в МГБ, "благо" здание находилось совсем рядом.Я был потрясён.Полудетская игра превращалась в нечто зловещее.В МГБ меня допрашивали несколько раз.Никаких угроз- всё предельно корректно.Допрашивали двое: один, высокий,с чёрной повязкой, до сих пор помню фамилию - Фёдоров, другой стучал на машинке.Оба в штатском.Вопросы: Кто стоит за мной?Ты не мог так грам отно составить, кто из взрослых тебе помогал?Почему в твоей организации дети военных? И т.д.А какие дети могли быть после войны в Риге?- парировал я.Естественно, дети военных..."Дело" кончилось ничем.Возможно,попались приличные люди, либо обстановка в Латвии, в сравнении с другими республиками, была вегетарианской...В классе это не обсуждалось.А я был травмирован надолго.Ещё долго я впоследствии пытался " вычислять " встречных- кто агент? кто стукач?Позже я читал, что при желании комитетчиков, я мог получить срок....Летом того же года директор Гриценко, запутавшись в личных делах и под угрозой исключения из партии , положил голову под электричку...Через годы я, работая в Институте повышения квалификации, узнал, что осенью 54 года на республиканской партконференции говорилось о двух антисоветских молодёжных организациях, выявленных в 22 и 13 ср.школах Риги.Имелись в виду моя организация и игра в " гестапо "в 13 школе.Докладчиком был
будущий директор Ин-та, где я работал.Он был другом Роберта Пельше( член Политбюро в те времена).Я как - т о сделал ряд замечаний по его докторской диссертаации и он, убеждённый сталинист, с симпатией относился к беспартийному вольнодумцу....Человек он был приличный....В Союзе десятки ребят получали срока ( примерно в то же время за сходные , или другие шалости)...


Рецензии