Савва Морозов. Никому не доверяй ни свои деньги

Савва Морозов. "Никому не доверяй ни свои деньги, ни свое сердце".


Савва Морозов — предприниматель, меценат, благотворитель.  Личность, уважаемая в дореволюционное время, советский период и в современной России.

Время основной его деятельности 1898 — 1905 годы. Уникальное время!

Назревала революционная ситуация. Остановить недовольство вопиющим неравенством в обществе становилось все более проблемным.

Активность сознания рядовых масс провоцировала  открытия в художественной культуре. Этот период вошел в историю как Серебряный век. Одну из величайших страниц его занял театр Станиславского и его система творческого метода.

Нам легко определить все это сейчас,  а Савва Морозов жил внутри, действовал и ошибался.

Сценаристы Карина Афанасьева и Наталья Корецкая вместе с режиссерами Ильей Макаровым и Олегом Сафаралиевым попытались проанализировать тернистый путь известного предпринимателя в минисериале «Савва Морозов» (4 серии, 2007 год).

Киноверсия не на «5» и, может быть, даже не на «4». Актерские работы слабы, порой даже раздражают. Некоторые сюжетные коллизии наивны.Так причиной смерти главного героя авторы назначают Красина, убившего Савву из-за денег. Такая версия существует, но всего лишь версия, ничем не подтвержденная.

Главное достоинство фильма — обращение к этой поистине уникальной личности. Сыграл Савву Морозова Сергей Векслер, и  сделал это прекрасно. Его Савва интеллигентен и мужиковат, что соответствует истине. Умен, порядоченен, искренен.

Женившись по большой любви, он целиком ушел в дело. «Я увеличил доходы вдвое», - говорит он матери. Но деньги не застили ему глаза. Для него важны его рабочие, их труд и отдых. Он требует от правления сократить рабочий день до 8 часов. А это уже революционное решение.

Для жителей города Савва готов спонсировать вновь создаваемый, в будущем великий МХТ (Московский художественный театр с Немировичем-Данченко и Станиславским во главе),

Но путь Саввы Тимофеевича тернист, это трагическая фигура в истории России. «Театр я люблю бесконечно, актерок — нет». Но уже через несколько часов судьба подставляет ему актрису Марию Андрееву. Сыграла ее Евгения Крюкова, и, на мой взгляд, не убедительно. Отдавать сердце такому образу вряд ли стоило.

Савва Мамонтов (Николай Чиндяйкин) предупреждал: «Никому не отдавай ни свои деньги, ни свое сердце». Но Савва Морозов, отдав сердце, потянулся за кошельком, за деньгами для партийной кассы.

Мадам Желябужская, урожденная Юрковская, она же Мария Андреева, взяв деньги и сердце, стала женой Максима Горького. Женой гражданской. К социал-демократам она примкнула  в 1899 году, а в 1904-м стала членом РСДРП. Ленин называл ее «товарищ Феномен».

Деньги пошли на революцию, но революция 1905 года оказалась кровавой, Савва Морозов содрогнулся: «И как вижу, что во всей этой мерзости и мои деньги замешаны, локти кусать охота».

В хваленом современными демократами дореволюционном обществе купцов благодетелей «раз — два и обчелся». Действительно 2. Второй — Савва Мамонтов, но и он попал в «долговую яму». Выкупать сотоварища купцы отказались.

Защитил Мамонтова Плевако, нанятый Саввой Морозовым. И это тоже исторический факт. Купеческое братство не оказалось братским.

Мы ведь тоже надеялись, что наши современные нувориши, накопив свой миллион, бросятся вытаскивать Россию из ямы. Они и отстегнули от своих кубышек:  Потанин на Эрмитаж, Вексельберг на изделия Фаберже, Абрамович, Прохоров, Дерипаска....

Откуда только «кубышки» появились?  У Мамонтова и Морозова — наследство, которое они приумножили. Константин Хабенский содержит детские дома на свои честно заработанные деньги. А другие? «Откуда деньги, Зин?»

Савва Тимофеевич погиб рано, в 43 года. Мог бы сделать еще много доброго, а  ушел в депрессию. Стало ли убийство самоубийством или злую шутку сыграли деньги, завещанные по страховке любимой женщине, вольно или невольно предавшей его, мы не знаем.

Но мы знаем и, благодаря минисериалу в том числе, что среди наших предков в дореволюционном прошлом жил замечательный человек, для которого русский народ, русская культура действительно что-то значила.


Рецензии
Мамонтов и Морозов - тоже не особые преумножители были. Они представляли из себя миллионеров-старообрядцев, которых сделала миллионерами и содержала, и подпитывала Англия. А задача этих милых бородатых людей была разваливать Россию. Отсюда и финансирование революционных партий. Я бы его не идеализировал. омер Максим - и фиг с ним))

Лев Рыжков   24.09.2019 18:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Лев! Идеальных людей не бывает, и старообрядчество - не гарантия жертвенности. Но для развития искусства эти два имущих человека сделали многое. У Мамонтова "кормились" почти все художники слова и кисти того времени, имея возможность создать произведения, которые стали гордостью нашего художественного фонда. Кто знает, как сложилась бы судьба "Системы Станиславского", не будь на пороге денег Морозова. И сокращение рабочего дня на мануфактурах Морозова тоже исторический факт. Про Англию не знала. Но каждая страна стремиться ограничить возможности другой - факт эволюции мировой жизни, как это ни прискорбно.

Нина Ватрушкина 2   25.09.2019 08:26   Заявить о нарушении