Вспомнилось...

Утро началось с неожиданного вопроса мамы:

- А где бабочка, что была на ослике?

- Я почём знаю, это твоя епархия.

- Она падала уже, но я всегда вешаю на место.

(Вязанный искусно осёл - тема отдельной истории, а место, где он нашёл пристанище, обитель не только мамы, но и заезжих бандерлогов. Так что предполагать можно всё.)

Собственно, обнаружение потери и вызвало иные, гораздо более древние, ассоциации...

- Сегодня я вспомнила историю картины с котятами...

Неожиданный перескок на лубочное, довольно примитивное полотно, объяснялся бабочкой, присутствовавшей в сюжете.

Чуть не каждый день мама стала вспоминать бабушку. В семье осталось очень мало вещей из Закатальской квартиры, где проходило детство и юность моих близких, и я провёл лучшие из памятных в давнем дней.

- Мама очень жалела уличных животных. Часто, возвращаясь после вечерних сеансов, приносила подобраных в канавах котят...

(Да, бабушка постоянно подкармливала дворняг, и ласточки у неё селились всюду. Сейчас в тех углах пусто. Решётки и железная дверь вместо всегда распахнутых старинных. И живут там совсем другие люди, нахрапом присвоившие себе тот дом...)

- А я что-то не помню котов у бабули...

- Она устраивала их во дворе и кормила.

А папа мог выкинуть котёнка в окно. Он и книгу мог у мамы отобрать и бросить в печку... Чтоб не отвлекалась от домашних дел.

Тут мама грустно улыбнулась. Она очень любила деда, но и жёсткость его, если не сказать жестокость, отрицать сложно.

- Картинку с котятами, смотрящими на бабочку, бабушка заметила у сестры папы, тёти Лены. Они жили гораздо лучше нас.

Когда дядя привёз в дом "Мойдодыра", мы всей семьёй ходили смотреть на новый шикарный умывальник. С зеркалом, полочками и тумбой с ящиками.

 А потом мама привела из колонии мальчика, а меня послала за картинкой с котятами, которая там ей понравилась более всего.

 Еле объяснила тёте, зачем мне она нужна.

Мама хотела показать картинку юному художнику, чтобы он мог потом подобное нарисовать.

В Закатальской колонии для малолеток бабушка показывала кино. Она сама выросла в приюте. При том, что семья её нынешняя была многодетной и жила очень скромно, часто приводила пацанов в дом. Просто, чтоб почувствовали себя в иной атмосфере. В большинстве своём это были дети раскулаченных, репрессированных и осуждённых в годы войны. Порой очень талантливые ребята. Один так замечательно рисовал.

Я помню три его работы.

Самой выдающейся была копия известного полотна "Гибель княжны Таракановой". Сложно что-то предполагать о том, что подвигло отрока на этот выбор, но у меня картина всегда вызывала сильные эмоции. Мрачный и трагичный сюжет. Темница, потоп, крысы спасающиеся на кровати, и обречённая на гибель красавица...

Улыбку же всегда вызывала внешняя схожесть персонажа со старшей из моих тёть.

Она же явно угадывалась и на пасторали, маленькой, но хорошо прописанной, хранившейся в другом близком мне доме.

Однако вернусь к бабочке и котятам:

- Когда мальчик принёс готовую картину, котят на ней было уже три...

"Два это барские, холёные, а третий я..."

Вот такая история. Осталось только привести слова написанные карандашом, печатными буквами на обороте:

ЗАКАТАЛЫ

ВАЛЕРИЙ ГУСЕВ

ХУДОЖНИК БЕЗПРИЗ(О) РНИК ИЗ КОЛОНИИ

P. S. На фотографии моя тётя, бабушка с дядей на руках и насупившаяся на что-то мама. Снято в начале лета сорок первого. Через несколько дней начнётся война. Дядя умрёт через полгода. Сразу за тем призовут деда. Будет ранен и впоследствии комиссован. В семье родится ещё трое.
События описанные произошли сразу по окончании войны. Трудколонию закрыли в конце пятидесятых.


Рецензии
Нелёгкие времена пришлось пережить нашим предкам...
Спасибо, Юрий!

Рефат Шакир-Алиев   20.12.2021 16:52     Заявить о нарушении
Думаю и вам, Рифат Ризаевич, много есть, что вспомнить. И лица и вехи.
Для меня поколение бабушек моих, предмет если не поклонения, то безусловного уважения. Пройти через столько и не ожесточиться. Злобы от них я никогда не ждал и не видел. Наказывали по делу и учили примером.

Юрий Ник   20.12.2021 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.