Вспомнилось...
- А где бабочка, что была на ослике?
- Я почём знаю, это твоя епархия.
- Она падала уже, но я всегда вешаю на место.
(Вязанный искусно осёл - тема отдельной истории, а место, где он нашёл пристанище, обитель не только мамы, но и заезжих бандерлогов. Так что предполагать можно всё.)
Собственно, обнаружение потери и вызвало иные, гораздо более древние, ассоциации...
- Сегодня я вспомнила историю картины с котятами...
Неожиданный перескок на лубочное, довольно примитивное полотно, объяснялся бабочкой, присутствовавшей в сюжете.
Чуть не каждый день мама стала вспоминать бабушку. В семье осталось очень мало вещей из Закатальской квартиры, где проходило детство и юность моих близких, и я провёл лучшие из памятных в давнем дней.
- Мама очень жалела уличных животных. Часто, возвращаясь после вечерних сеансов, приносила подобраных в канавах котят...
(Да, бабушка постоянно подкармливала дворняг, и ласточки у неё селились всюду. Сейчас в тех углах пусто. Решётки и железная дверь вместо всегда распахнутых старинных. И живут там совсем другие люди, нахрапом присвоившие себе тот дом...)
- А я что-то не помню котов у бабули...
- Она устраивала их во дворе и кормила.
А папа мог выкинуть котёнка в окно. Он и книгу мог у мамы отобрать и бросить в печку... Чтоб не отвлекалась от домашних дел.
Тут мама грустно улыбнулась. Она очень любила деда, но и жёсткость его, если не сказать жестокость, отрицать сложно.
- Картинку с котятами, смотрящими на бабочку, бабушка заметила у сестры папы, тёти Лены. Они жили гораздо лучше нас.
Когда дядя привёз в дом "Мойдодыра", мы всей семьёй ходили смотреть на новый шикарный умывальник. С зеркалом, полочками и тумбой с ящиками.
А потом мама привела из колонии мальчика, а меня послала за картинкой с котятами, которая там ей понравилась более всего.
Еле объяснила тёте, зачем мне она нужна.
Мама хотела показать картинку юному художнику, чтобы он мог потом подобное нарисовать.
В Закатальской колонии для малолеток бабушка показывала кино. Она сама выросла в приюте. При том, что семья её нынешняя была многодетной и жила очень скромно, часто приводила пацанов в дом. Просто, чтоб почувствовали себя в иной атмосфере. В большинстве своём это были дети раскулаченных, репрессированных и осуждённых в годы войны. Порой очень талантливые ребята. Один так замечательно рисовал.
Я помню три его работы.
Самой выдающейся была копия известного полотна "Гибель княжны Таракановой". Сложно что-то предполагать о том, что подвигло отрока на этот выбор, но у меня картина всегда вызывала сильные эмоции. Мрачный и трагичный сюжет. Темница, потоп, крысы спасающиеся на кровати, и обречённая на гибель красавица...
Улыбку же всегда вызывала внешняя схожесть персонажа со старшей из моих тёть.
Она же явно угадывалась и на пасторали, маленькой, но хорошо прописанной, хранившейся в другом близком мне доме.
Однако вернусь к бабочке и котятам:
- Когда мальчик принёс готовую картину, котят на ней было уже три...
"Два это барские, холёные, а третий я..."
Вот такая история. Осталось только привести слова написанные карандашом, печатными буквами на обороте:
ЗАКАТАЛЫ
ВАЛЕРИЙ ГУСЕВ
ХУДОЖНИК БЕЗПРИЗ(О) РНИК ИЗ КОЛОНИИ
P. S. На фотографии моя тётя, бабушка с дядей на руках и насупившаяся на что-то мама. Снято в начале лета сорок первого. Через несколько дней начнётся война. Дядя умрёт через полгода. Сразу за тем призовут деда. Будет ранен и впоследствии комиссован. В семье родится ещё трое.
События описанные произошли сразу по окончании войны. Трудколонию закрыли в конце пятидесятых.
Свидетельство о публикации №219092501119
Спасибо, Юрий!
Рефат Шакир-Алиев 20.12.2021 16:52 Заявить о нарушении
Для меня поколение бабушек моих, предмет если не поклонения, то безусловного уважения. Пройти через столько и не ожесточиться. Злобы от них я никогда не ждал и не видел. Наказывали по делу и учили примером.
Юрий Ник 20.12.2021 17:50 Заявить о нарушении