Тренинг Литература и религия
Сборник Натальи Сидоровой составлен из стихотворений разных лет, которые можно условно разделить на три темы: тема любви, тема – человек и природа и тема веры в Бога, – раскрытие которых заключается в гармоничном соотношении элементов литературы и религии. В большинстве стихотворений присутствует лирическая героиня, в некоторых – нет, что говорит о высоком уровне обобщения у автора, когда полностью сформировано мироощущение, мировосприятие и мировоззрение, которое выражено в стихах-размышлениях. Многие стихотворения имеют адресатом возлюбленного, поэтому тема любви наиболее яркая и эмоционально раскрытая, (надежды, грусть, разочарования, тоска). Ей можно противопоставить тему веры в Бога, (надежда, покой, умиротворение, радость), так как стихотворения этой направленности уравновешивают и дополняют чудесным содержанием тему любви, ведь «одиночества» героиня не испытывает, (с нею есть Бог). Тема человек и природа – подана ещё шире и отличается философской направленностью. Стремление автора через пейзажные зарисовки и описание природных явлений объяснить душевные волнения лирической героини, а также проявление Божественной воли – удачно совмещено во многих поэтических текстах сборника.
Тема любви. Лирическая героиня то влюблена и испытывает счастье душевной гармонии с возлюбленным, то на пороге разлуки с ним, то вспоминает прошедшую любовь: «Мою любовь пусть воспевает ветер, / Весна ласкает солнечным лучом…», («Мою любовь пусть воспевает ветер…»), «Любовь моя – белая птица – / Молчала, не пела давно. / Устала в темнице томиться, / И я отворила окно…», («Любовь моя – белая птица»); или «…Прощальных слов ещё витают звуки, / Ещё душа у нежности в плену…/ Осенний дождь погасит боль разлуки, / Осенний дождь подарит тишину» («Осенний дождь мне шепчет о печали»); или «…Казалось, счастье рядом было – / Его уж нет, его уж нет!», («Лишь утром роза улыбалась»).
Тема человек и природа. В данном случае это – лирическая героиня и природа, которая её окружает. В открытом пространстве – поле, аллеи, сад, дорога, небо, звёзды, птицы и в замкнутом – комната с окном на улицу и вазой цветов, вид из окна, умозрительные образы. Лирическая героиня взаимодействует со всеми четырьмя стихиями: Земля, Вода, Воздух, Огонь. В сборнике присутствуют стихотворения, в которых представлены все четыре стихии, например, «Где лилии светились бледно…». Земля – «босой бродила», Вода – «на тёмной замершей воде», Воздух – «вздохнув об утренней звезде», Огонь – «луч дневной» и т.п. В стихотворении выражена мысль о конечности юности, жестокости памяти и желании перерождения души и повторения жизненного пути. Рассмотрим более подробно стихотворение «Под пылающим небом…», сюжет которого заключается в ожидании землёй грозы и последствий, которые она может причинить и причиняет: «горько никнет осина», а иносказательно выражается в страхе перед смертью, («последним судом») и невозможностью на это повлиять.
По пылающим небом
Всё бледнее земля.
Каждым малым побегом
О пощаде моля.
Словно многим повинна
Пред последним судом,
Горько никнет осина
Над холодным прудом.
Ветер смолкнуть не хочет,
Заглушая мольбу,
Как безумный пророчит
Грозовую судьбу!
Не пугай меня ветер,
Ты молитву мою
Унеси на рассвете
В край, где птицы поют.
В стихотворении, на первый взгляд, отсутствует лирическая героиня. Описанное автором наблюдение за природой, подталкивает к мысли, что героиней данного стихотворения всё-таки выступает сама земля, которая «каждым малым побегом» молит небеса о пощаде, но «ветер смолкнуть не хочет» и тогда она просит ветер на рассвете унести молитву «в край, где птицы поют». Птицы являются посредниками между небом и землёй, это как добрые, так и злые вестники, (в зависимости от контекста), в данном случае, – «птицы поют», – вероятно положительный обнадёживающий образ рая. Можно предположить, что гроза накажет землю, от которой останется только молитва, так как земля – «всё бледнее», пруд – «холодный», осина – «горько никнет», и только ветер, «заглушая мольбу», мешает ей обратиться к Богу за помощью.
Эпитет «повинна» встречается несколько раз в сборнике, вероятно, если героиня ощущает на себе наказание, – она и вину чувствует. Эпитет «бледный», («бледная», «бледнея»), также часто встречаются в стихотворениях и олицетворяет болезненность, страх, обречённость. Возможно, это связано с условиями, в которых находился автор в момент написания стихотворения, и с эмоциями, которые он переживал.
Тема веры в Бога. Сначала иносказательно автор намекает на божественное присутствие в душе и судьбе героини: «…Где замирает вдруг движенье / Живой немеркнущей души?..», («Где лилии светились бледно…»); затем концентрация чувства и веры героини нарастает и достигает максимального значения, выливаясь в абсолютную убеждённость: «…И в утешение дана / Твоей любви святая сила…», («Как жизнь моя была бедна!»). И присутствие Бога в мыслях, чувствах, образах, встречающихся лирической героине, – неоспоримо: «…Ты буди милостив ко мне, / На всё Твоя святая воля!», («Увы, не всем дано понять…»). К тому же, с первых стихотворений сборника автор постепенно постигает разные стороны веры, выражающиеся как в понятиях, так и в религиозных, церковных терминах: «душа», «мольба», «искупить», «молитва», «спасение души», «святая сила», «свеча», «риза», «лампада», «небесный свет», «ангел», «Божество», «вечная жизнь», «небеса», «подлунный мир», «келья», и др. Вероятно, авторской концепцией сборника «Избранное» является переход лирической героини от душевных волнений, сомнений и печали – к вере, которая даёт умиротворение и счастье обретения Бога, а читателю предлагается проследить этот путь.
Бог, как источник дополнительных сил, противовес – горю, тоске, одиночеству, в некоторых стихотворениях является не только защитником, к которому с мольбами обращается лирическая героиня, но и желаемым инструментом возмездия: «За холодное слово, за взор ледяной! / Накажи его, Боже, любовью!..», («Много дней так молилась молитвой одной…»), поскольку возлюбленный, с точки зрения героини, испытывает недостаточно глубокие чувства, и неспособен к полной отдаче чувств, приведшей бы их к душевной и духовной гармонии: «Как ты боишься, мой милый, / Кроткого света любви!..», «…Что же душа твоя плачет, / Словно младенец, зовёт?», («Как ты боишься, мой милый…»). Поскольку отношение к любви у лирической героини как к смыслу жизни, не находит отклика среди людей: «Жизнь за любовь отдавала – не крохи, – / Все обольщения мира поправ!..», – она находит равную по силе Божественную любовь, познав три великие истины: «У края пропасти спасают / Надежда, вера и любовь…», (Из мглы безверья, ниоткуда…»).
Замечанием к сборнику является частое использование автором одних и тех же эпитетов, особенно явно – в соседствующих стихотворениях, настойчивое повторение образов (роза, рябина, заря, звезда, слеза, птица, окно, тишина, Бог, аллея, сад). Например, «тишина» встречается более десяти раз, конечно, используется автором в значении безмолвия, уединённой, молчаливой беседы с Богом, но иногда и просто как определитель отсутствия любых звуков. Также не вызывает восхищения использование хоть и точных, но не оригинальных рифм, а также глагольных рифм.
Вывод: Большинство стихотворений сборника «Избранное» представляют собой подборку лучших образцов пейзажно-философской, любовной (интимной) лирики, Натальи Сидоровой. Язык размеренный, возвышенный: «отрада», «дар», «забвенье», «сомн», «дрёма», «томленье», «муки», «величественный», «божественный», «безмолвие», «райский плод», «мгла», «безверье» и т.д., – что погружает читателя в особую духовную сферу поэтического мира автора, в котором дихотомии тьмы и света, добра и зла, земли и неба, тишины и музыки (звуков), указывают на необходимость выбора истинно верного жизненного пути для любого и даже каждого человека: «…И жажду жить, и счастье умирать / В себя вмещает разум человечий… / Всё видеть! Понимать! И не сгорать / На адовом огне противоречий!», («Зачем, зачем душа должна любить…».
Свидетельство о публикации №219092501191
Галина Щекина 30.09.2019 23:08 Заявить о нарушении