Неповторимая плеяда

БОРИС БЫЗАЛОВ
Москва
2019г.



                НЕПОВТОРИМАЯ ПЛЕЯДА



  Плеяда:  Группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
Толковый словарь Ожегова и Шведовой.

     Среди бесчисленных документальных свидетельств событий прошедшего века есть одна невзрачная фотография, сделаная  любителем, у которого под рукой  случайно оказался фотоаппарат. Эта фотография крайне редко появляется в общедоступных публикациях, мемуарах, юбилейных  торжествах и тому подобных мероприятиях. А заслуживает эта фотография гораздо большего внимания просвещенной публики.

    На фотографии изображены технические и организационные руководители  создания первого спутника Земли и его запуска в космос. Там и маршал  Неделин, и Сергей Королев, и президент Академии наук, и главные конструкторы систем, и руководители ракетной промышленности, и командиры полигона. Настоящая плеяда!   

  Когда смотришь на эту фотографию создается впечатление, что кто - то из участников  сразу  после пуска предложил: "А не сфотографироваться ли нам на память?" И все, присутствующие,  согласились, наверное, даже и не подозревая, что оставляют потомкам уникальный исторический   документ, кстати, вопреки всем строжайшим требованиям секретности и режима того времени .

    Все они еще молоды, все еще впереди. И  первый прорыв человека в космос, и фотография обратной стороны Луны, и посадка на нее  аппарата,  созданного на Земле, и  защита своей страны  "ядерным щитом"   в холодной войне. 

   А российский народ вечерами  в эти дни выходил из своих жилищ поглядеть на яркую звездочку, бегущую  по  черному небосводу. А запуск в космос Гагарина ,вообще, превратился в наш национальный праздник!

    Теоретические исследования реактивного движения превратились в материальную силу после появления на  фронтах Отечественной войны  сокрушительных гвардейских реактивных минометов - прославленных "Катюш" и     попыток немцев разрушить  Лондон самолетами -снарядами и баллистическими ракетами ФАУ-2

   Сталин сразу осознал перспективу развития новой военной техники, как зенитного  и тактического вооружения, так и средств доставки мощных боевых  зарядов стратегического назначения  на удаленные расстояния.  А посему  стало необходимым организовать работы по созданию ракетной техники в Советском Союзе.

   Оказалось,  что кроме  исследований великих теоретиков и экспериментаторов прошлых лет, инициативной группы по  изучению реактивного движения и драматичной истории создания "Катюши" в России и СССР  других наработок, позволяющих создать промышленную базу не существовало.

  В 1946 году  у Сталина было проведено совещание с участием, вызволенного из заключения Королева, которое  явилось началом создания в нашей стране  ракетно-космической отрасли. За немыслимые даже по нынешним временам сроки,  за несколько лет были созданы  научно-исследовательские институты, конструкторские организации- разработчики, промышленная кооперация заводов - изготовителей и испытательные полигоны.

   Под техническим и организационным руководством легендарного Сергея Павловича Королева с использованием опыта вывезенных из Германии специалистов и изучения  отдельных фрагментов трофейной ракетной техники в ССССР были созданы первые баллистические ракеты А1,А2 и А3, превзошедшие по своим характеристикам немецкие ФАУ и принятые на вооружение Советской  армии.

   Одновременно с боевыми ракетными комплексами начало разрабатываться и создаваться  зенитные ракетные системы, что сделало возможным создать вокруг Москвы первый  стационарный ракетный пояс противовоздушной обороны.

   Интересные это были люди- создатели новой, не имеющей аналогов техники. Отличало их нечто общее: увлеченность, творчество и ответственность, организаторский талант и уверенность в правильности принимаемых ими решений. Способность, как сейчас принято выражаться, держать удар и ощущать себя свободным и независимым в любой ситуации и обстановке принуждения. Высокий, неподдельный  патриотизм и упорство в достижении своей цели, вплоть до личного обращения к высшему руководству страны.

    Мне довелось видеть с какой напористостью ,убежденностью и  государственной значимостью  докладывал Михаил Кузьмич Янгель на совещании у министра о реорганизации работ по  новой  стратегической ракете, с какой болью и отчаянием выступал в Госдуме Владимир Федорович Уткин, говоря о необходимости сохранения промышленного потенциала  ракетно - космической и оборонной отрасли от  его распада в процессе  политических и  экономических преобразований в стране.

     Можно было видеть с какой страстью и технической убежденностью Валентин Петрович Глушко пробивал  на коллегии министерства решение о создании нового ракетного двигателя. а Николай Алексеевич Пилюгин, тоже на коллегии, докладывал о необходимости внедрения систем управления, основанных на новых принципах.

      Такими были и руководители военно-промышленного комплекса страны и ученые Научно-исследовательских институтов, Главные конструкторы и директоры заводов, начальники  заказывающих управлений Минобороны, военные строители и командиры  полигонов.

    Это было первое поколение создателей новых средств, изменивших, как   возможности  познания окружающего нас мира, так и системы нападения  и  защиты  друг от друга  в холодных войнах и локальных конфликтах.

   Это первое поколение, создавшее отечественную промышленную отрасль ракетной и космической техники в основном появилось на свет в  нулевых годах  прошлого века. 1900 - 1910 годы рождения этих исполинов.

   Второе поколение  ракетчиков можно назвать детьми первого.                Так сложилось, что многие  представители этого поколения  работали  вместе со своими легендарными учителями в качестве их помощников, переживших вместе с ними все перипетии создания отрасли и  сами, ставшими, впоследствии, ее продолжателями. Второе поколение пришло в этот мир, в основном,  в двадцатых годах прошлого века. На его долю выпало создание новейших средств по защите своего Отечества от возможного нападения и доведение уже существующих средств до уровня современных требований.

   А в конструкторских бюро, на заводах и полигонах уже готовилось  вступить в дело третье поколение ракетчиков, которому и досталось самая тяжелая участь после  гибели Советского государства и развала его экономики сохранить  живучесть и продолжить работоспособность  ракетно - космической отрасли. Сейчас уже и третье поколение подходит к своему критическому возрастному порогу и четвертому поколению выпало на его долю тяжелейшая миссия в условиях современного мира  и новых задач восстановить  лидирующее положение своей страны в ракетной технике и освоении  космоса.

   Нашим первопроходцам была свойственна  глубокая убежденность, высокие инженерные знания и интуитивный дар творчества, организационные способности, демократичность общения и обоснованная требовательность.

     Сергей Александрович Афанасьев был  выдающимся  министром. Он прожил большую жизнь, накопив еще с молодости большой личный опыт в конструкторской, производственной  и организационной работе. Личное общение с ним заканчивалось убеждением в правильности не только административного решения, но и в правильности этого решения по своей сути.

  Конечно, организовать управление бурно  и стихийно развивающийся ракетно-космической отраслью  с сотнями  предприятий, возглавляемых привыкшими к самостоятельности руководителями, было весьма не простым делом, но он справился и с этим.

  Восемнадцать лет проработал Сергей Александрович министром, приобретя уважение и авторитет в ракетно-космической отрасли. Кто и зачем перевел его в Минтяжмаш? После его ухода в отрасли началась министерская  чехарда. С 1983 по 1991год,  только за восемь , последующих после его ухода лет,  сменилось три министра  ракетно - космической отрасли.

  Что уж ,там говорить о последующей  карусели руководства  российской ракетно- космической  сферой. В 1991 году, после гибели СССР и трагедии. постигшей страну и ее народ, было упразднено Министерство общего машиностроения и руководство отраслью было передано  вновь образованным структурам, соответствующим новым политической, экономической  и социальной системам.

   Удивительные дела происходили в те, окаянные, годы. В 1991 году, уже после упразднения  Минобщемаша,  Россию посетила французская делегация, представленная фирмой AEROSPATIALE. Мне было велено прибыть в Федеральное агентство "Роскосмос" с характеристиками стартовых позиций наших космических комплексов, В агентстве   ведущие конструкторы из КБ "Южное"  уже знакомили французов с нашими космическими носителями "Циклоном" и "Зенитом".  И вдруг в помещение
 где мы работали, вошла группа конструкторов - разработчиков морских баллистических ракет, находящихся на вооружении подводных лодок нашего флота и стала знакомить иноземцев с их характеристиками.

    Конечно, они не могли пойти на это сами. Но, ведь, кто -то же  заставил  их это сделать!  Это было чудовищно и непостижимо!  Даже сейчас, по прошествии стольких лет,  не покидает ощущение совершенного предательства

    Но   вот прошло уже почти тридцать лет. За это время сменилось  шесть руководителей отрасли. Наверное, такие же процессы происходили  с руководством  головных . образующих, предприятий отрасли: научно - исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов.

     Только в одном КБ транспортного машиностроения- головном  предприятии по созданию стартовых позиций за  сорок три года до упразднения Минобщемаша сменилось три главных конструктора, а за последние двадцать восемь лет после его упразднения, аж пять генеральных директоров и два главных конструктора. А само КБ как самостоятельная головная организация "приказало долго жить", будучи   слита с  другим  КБ, где главным конструктором был  В.П.Бармин и оба КБ  были преобразованы в единый научно-исследовательский институт стартовых комплексов.

   Если слияние двух в одно еще может быть как - то оправдано, то перевод авторитетных, боевых, рабочих, заслуженных КБ в категорию НИИ может быть объяснен, прости нас Господи, только  возможностями  руководства  строчить в нем свои  будущие диссертации.

      Специфика ракетно-космической промышленности заключается  еще и в том, что у ее руководства должны стоять,  пусть и не   авторитетные и заслуженные топ-менеджеры,  а   специалисты, познавшие на своем опыте все тонкости творческого проектирования, изготовления и эксплуатации этой  крайне индивидуальной и в тоже время весьма разнообразной техники.

   Именно такими были руководители предприятий, их заместители и ведущий состав из первых поколений создателей  ракетно- космической техники. Наверняка есть они и сейчас. Только они не востребованы и относятся они к "возмутителям спокойствия". Это происходит потомучто их предложения и идеи не соответствуют официально принятым и осуществляемым решениям.

   Какие задачи ставит наша страна в освоении мирового пространства? Есть ли у нас утвержденная на правительственном уровне программа на  тридцатые. а может быть и на сороковые годы? Какое оборудование и средства управления должны соответствовать этим задачам и что нужно предпринять для их создания? Какие виды энергии должны обеспечивать выполнение этих задач? Какие конструктивные решения должны быть заложены в перспективные  ракеты - носители и их стартовые позиции? Соответствуют ли нынешние отечественные космодромы по своему расположению и  возможному дальнейшему  развитию этим задачам?

   Космонавтика является затратной и, в то же время, прибыльной отраслью. Только затраты приходится делать большие и сейчас, а прибыль обнаруживается потом и  не у себя, а в других сферах народного хозяйства.

   Наши друзья -соперники ,уже побывавшие на Луне вновь готовятся к ее посещению и, более того, к высадке на Марс. Близки к этой мысли и Китай. К совместному участию в этих экспедициях заявляют и другие. А хотим ли этого мы? Или хотим, но не можем? Что об этом  думают и говорят   руководители нашей космонавтики? Или каждый "держит фигу" в своем кармане? Что строят на второй очереди  космодрома "Восточный"? Старт для "Ангары"? Но где сама "Ангара"? Да и не устарела ли она морально для выполнения будущих задач?  Начало ее проектирования относится еще к девяностым годам прошлого века!

   Вот так и хочется свершить фантастическое дело: собрать бы всех председателей совета директоров, генеральных конструкторов, ведущих инженеров, директоров заводов, экономистов со всех головных предприятий отрасли. Ну, наберется их три -четыре десятка  человек. Запереть бы их всех на какой- ни будь дачке, закрыть на  все замки и выставить охрану. Пусть сидят там, пока не выработают единого решения. И представить это решение на утверждение высшему руководству страны, как долгосрочную программу. И вносить в нее изменения ,опять же, только по согласованному  единому решению. На той же дачке!

   И пойти на прорыв!  В этой же плеяде, в этой  же кооперации. Каждой головной организации нашлось бы в ней место. Кто-то разрабатывал и изготавливал первую ступень, кто - то центральный блок, кто- то разгонную ступень, кто - то  полезную нагрузку, а кто -то и обитаемый корабль.

  Кто -то специально для этой ракеты готовил  бы  двигатель, а кто -то   изобретал для нее такое же адекватное топливо: водород ли, или нечто другое, кто-то  проектировал стартовую позицию на "Восточном", а может быть и на океанском побережье, с учетом доставки на старт увеличенных блоков новой ракеты, которые  невозможно перевозить из - за существующих  ограничений  железных  дорог и воздушного транспорта.

   Вместе мы победим! Пока еще не поздно. В одной плеяде. Как  тогда,  в  пятидесятые прошлого века шли на прорыв первые поколения.

    Наивно, фантастично и скорей всего  нереально! А жаль! Так и будем барахтаться в этом "раскардаше" пока не появятся в руководстве отраслью будущие клоны ее первого поколения.

   У  современных Великих держав  должна быть современная армия и современное вооружение. Несмотря на тысячелетние, отчаянные, призывы церкви к миролюбию  христиане миллионами убивают друг друга в мировых войнах при молчаливом попустительстве их всемилостивейшего Создателя. Еще Бисмарк говорил,что если не хочешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую!

  Но величие страны состоит не только в ее способности защитить себя от нападения , но и в превосходстве  социального состояния  ее населения. в   ее интеллектуальном  потенциале, в реальной свободе  своих граждан, в ее стремлении выйти за пределы  околоземного пространства. Эта Великая держава  должна быть привлекательной  и  для других,  в том числе,  и для высокоразвитых стран.

  И нашей стране ,как Великой державе, первой отправившей в космос искусственный спутник  и первого человека, не гоже было бы  становиться в третий ряд. Уж если не удастся  перегнать, то хотя бы догнать! Получится ли?  От нас самих только и зависит! Говорят, что все новое, это хорошо забытое старое. Может быть, действительно, надо воссоздать плеяду единомышленников, аналогичную нашим первым поколениям?

    Если мы хотим остаться в лидерах мировой космонавтики, то уже сейчас и   решительно надо навести порядок в своей собственной, отечественной. Иначе в этом курьерском поезде,  уходящим в такую неведомую, но заманчивую даль, все плацкартные места окажутся уже занятыми, и нам придется ехать в общем вагоне.


    Пока еще не поздно!  Пока еще не вечер!


Рецензии
Горячо, эмоционально, по-хозяйственному!
Гражданская позиция, заслуживающая уважения и внимания.
Только вот кто ей будет внимать! Сейчас бал правит другая "плеяда" - разрушителей.
С глубочайшим уважением,

Надежда Первушина   27.09.2019 14:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.