Неповторимая плеяда
Москва
2019г.
НЕПОВТОРИМАЯ ПЛЕЯДА
Плеяда: Группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
Толковый словарь Ожегова и Шведовой.
Среди бесчисленных документальных свидетельств событий прошедшего века есть одна невзрачная фотография, сделаная любителем, у которого под рукой случайно оказался фотоаппарат. Эта фотография крайне редко появляется в общедоступных публикациях, мемуарах, юбилейных торжествах и тому подобных мероприятиях. А заслуживает эта фотография гораздо большего внимания просвещенной публики.
На фотографии изображены технические и организационные руководители создания первого спутника Земли и его запуска в космос. Там и маршал Неделин, и Сергей Королев, и президент Академии наук, и главные конструкторы систем, и руководители ракетной промышленности, и командиры полигона. Настоящая плеяда!
Когда смотришь на эту фотографию создается впечатление, что кто - то из участников сразу после пуска предложил: "А не сфотографироваться ли нам на память?" И все, присутствующие, согласились, наверное, даже и не подозревая, что оставляют потомкам уникальный исторический документ, кстати, вопреки всем строжайшим требованиям секретности и режима того времени .
Все они еще молоды, все еще впереди. И первый прорыв человека в космос, и фотография обратной стороны Луны, и посадка на нее аппарата, созданного на Земле, и защита своей страны "ядерным щитом" в холодной войне.
А российский народ вечерами в эти дни выходил из своих жилищ поглядеть на яркую звездочку, бегущую по черному небосводу. А запуск в космос Гагарина ,вообще, превратился в наш национальный праздник!
Теоретические исследования реактивного движения превратились в материальную силу после появления на фронтах Отечественной войны сокрушительных гвардейских реактивных минометов - прославленных "Катюш" и попыток немцев разрушить Лондон самолетами -снарядами и баллистическими ракетами ФАУ-2
Сталин сразу осознал перспективу развития новой военной техники, как зенитного и тактического вооружения, так и средств доставки мощных боевых зарядов стратегического назначения на удаленные расстояния. А посему стало необходимым организовать работы по созданию ракетной техники в Советском Союзе.
Оказалось, что кроме исследований великих теоретиков и экспериментаторов прошлых лет, инициативной группы по изучению реактивного движения и драматичной истории создания "Катюши" в России и СССР других наработок, позволяющих создать промышленную базу не существовало.
В 1946 году у Сталина было проведено совещание с участием, вызволенного из заключения Королева, которое явилось началом создания в нашей стране ракетно-космической отрасли. За немыслимые даже по нынешним временам сроки, за несколько лет были созданы научно-исследовательские институты, конструкторские организации- разработчики, промышленная кооперация заводов - изготовителей и испытательные полигоны.
Под техническим и организационным руководством легендарного Сергея Павловича Королева с использованием опыта вывезенных из Германии специалистов и изучения отдельных фрагментов трофейной ракетной техники в ССССР были созданы первые баллистические ракеты А1,А2 и А3, превзошедшие по своим характеристикам немецкие ФАУ и принятые на вооружение Советской армии.
Одновременно с боевыми ракетными комплексами начало разрабатываться и создаваться зенитные ракетные системы, что сделало возможным создать вокруг Москвы первый стационарный ракетный пояс противовоздушной обороны.
Интересные это были люди- создатели новой, не имеющей аналогов техники. Отличало их нечто общее: увлеченность, творчество и ответственность, организаторский талант и уверенность в правильности принимаемых ими решений. Способность, как сейчас принято выражаться, держать удар и ощущать себя свободным и независимым в любой ситуации и обстановке принуждения. Высокий, неподдельный патриотизм и упорство в достижении своей цели, вплоть до личного обращения к высшему руководству страны.
Мне довелось видеть с какой напористостью ,убежденностью и государственной значимостью докладывал Михаил Кузьмич Янгель на совещании у министра о реорганизации работ по новой стратегической ракете, с какой болью и отчаянием выступал в Госдуме Владимир Федорович Уткин, говоря о необходимости сохранения промышленного потенциала ракетно - космической и оборонной отрасли от его распада в процессе политических и экономических преобразований в стране.
Можно было видеть с какой страстью и технической убежденностью Валентин Петрович Глушко пробивал на коллегии министерства решение о создании нового ракетного двигателя. а Николай Алексеевич Пилюгин, тоже на коллегии, докладывал о необходимости внедрения систем управления, основанных на новых принципах.
Такими были и руководители военно-промышленного комплекса страны и ученые Научно-исследовательских институтов, Главные конструкторы и директоры заводов, начальники заказывающих управлений Минобороны, военные строители и командиры полигонов.
Это было первое поколение создателей новых средств, изменивших, как возможности познания окружающего нас мира, так и системы нападения и защиты друг от друга в холодных войнах и локальных конфликтах.
Это первое поколение, создавшее отечественную промышленную отрасль ракетной и космической техники в основном появилось на свет в нулевых годах прошлого века. 1900 - 1910 годы рождения этих исполинов.
Второе поколение ракетчиков можно назвать детьми первого. Так сложилось, что многие представители этого поколения работали вместе со своими легендарными учителями в качестве их помощников, переживших вместе с ними все перипетии создания отрасли и сами, ставшими, впоследствии, ее продолжателями. Второе поколение пришло в этот мир, в основном, в двадцатых годах прошлого века. На его долю выпало создание новейших средств по защите своего Отечества от возможного нападения и доведение уже существующих средств до уровня современных требований.
А в конструкторских бюро, на заводах и полигонах уже готовилось вступить в дело третье поколение ракетчиков, которому и досталось самая тяжелая участь после гибели Советского государства и развала его экономики сохранить живучесть и продолжить работоспособность ракетно - космической отрасли. Сейчас уже и третье поколение подходит к своему критическому возрастному порогу и четвертому поколению выпало на его долю тяжелейшая миссия в условиях современного мира и новых задач восстановить лидирующее положение своей страны в ракетной технике и освоении космоса.
Нашим первопроходцам была свойственна глубокая убежденность, высокие инженерные знания и интуитивный дар творчества, организационные способности, демократичность общения и обоснованная требовательность.
Сергей Александрович Афанасьев был выдающимся министром. Он прожил большую жизнь, накопив еще с молодости большой личный опыт в конструкторской, производственной и организационной работе. Личное общение с ним заканчивалось убеждением в правильности не только административного решения, но и в правильности этого решения по своей сути.
Конечно, организовать управление бурно и стихийно развивающийся ракетно-космической отраслью с сотнями предприятий, возглавляемых привыкшими к самостоятельности руководителями, было весьма не простым делом, но он справился и с этим.
Восемнадцать лет проработал Сергей Александрович министром, приобретя уважение и авторитет в ракетно-космической отрасли. Кто и зачем перевел его в Минтяжмаш? После его ухода в отрасли началась министерская чехарда. С 1983 по 1991год, только за восемь , последующих после его ухода лет, сменилось три министра ракетно - космической отрасли.
Что уж ,там говорить о последующей карусели руководства российской ракетно- космической сферой. В 1991 году, после гибели СССР и трагедии. постигшей страну и ее народ, было упразднено Министерство общего машиностроения и руководство отраслью было передано вновь образованным структурам, соответствующим новым политической, экономической и социальной системам.
Удивительные дела происходили в те, окаянные, годы. В 1991 году, уже после упразднения Минобщемаша, Россию посетила французская делегация, представленная фирмой AEROSPATIALE. Мне было велено прибыть в Федеральное агентство "Роскосмос" с характеристиками стартовых позиций наших космических комплексов, В агентстве ведущие конструкторы из КБ "Южное" уже знакомили французов с нашими космическими носителями "Циклоном" и "Зенитом". И вдруг в помещение
где мы работали, вошла группа конструкторов - разработчиков морских баллистических ракет, находящихся на вооружении подводных лодок нашего флота и стала знакомить иноземцев с их характеристиками.
Конечно, они не могли пойти на это сами. Но, ведь, кто -то же заставил их это сделать! Это было чудовищно и непостижимо! Даже сейчас, по прошествии стольких лет, не покидает ощущение совершенного предательства
Но вот прошло уже почти тридцать лет. За это время сменилось шесть руководителей отрасли. Наверное, такие же процессы происходили с руководством головных . образующих, предприятий отрасли: научно - исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов.
Только в одном КБ транспортного машиностроения- головном предприятии по созданию стартовых позиций за сорок три года до упразднения Минобщемаша сменилось три главных конструктора, а за последние двадцать восемь лет после его упразднения, аж пять генеральных директоров и два главных конструктора. А само КБ как самостоятельная головная организация "приказало долго жить", будучи слита с другим КБ, где главным конструктором был В.П.Бармин и оба КБ были преобразованы в единый научно-исследовательский институт стартовых комплексов.
Если слияние двух в одно еще может быть как - то оправдано, то перевод авторитетных, боевых, рабочих, заслуженных КБ в категорию НИИ может быть объяснен, прости нас Господи, только возможностями руководства строчить в нем свои будущие диссертации.
Специфика ракетно-космической промышленности заключается еще и в том, что у ее руководства должны стоять, пусть и не авторитетные и заслуженные топ-менеджеры, а специалисты, познавшие на своем опыте все тонкости творческого проектирования, изготовления и эксплуатации этой крайне индивидуальной и в тоже время весьма разнообразной техники.
Именно такими были руководители предприятий, их заместители и ведущий состав из первых поколений создателей ракетно- космической техники. Наверняка есть они и сейчас. Только они не востребованы и относятся они к "возмутителям спокойствия". Это происходит потомучто их предложения и идеи не соответствуют официально принятым и осуществляемым решениям.
Какие задачи ставит наша страна в освоении мирового пространства? Есть ли у нас утвержденная на правительственном уровне программа на тридцатые. а может быть и на сороковые годы? Какое оборудование и средства управления должны соответствовать этим задачам и что нужно предпринять для их создания? Какие виды энергии должны обеспечивать выполнение этих задач? Какие конструктивные решения должны быть заложены в перспективные ракеты - носители и их стартовые позиции? Соответствуют ли нынешние отечественные космодромы по своему расположению и возможному дальнейшему развитию этим задачам?
Космонавтика является затратной и, в то же время, прибыльной отраслью. Только затраты приходится делать большие и сейчас, а прибыль обнаруживается потом и не у себя, а в других сферах народного хозяйства.
Наши друзья -соперники ,уже побывавшие на Луне вновь готовятся к ее посещению и, более того, к высадке на Марс. Близки к этой мысли и Китай. К совместному участию в этих экспедициях заявляют и другие. А хотим ли этого мы? Или хотим, но не можем? Что об этом думают и говорят руководители нашей космонавтики? Или каждый "держит фигу" в своем кармане? Что строят на второй очереди космодрома "Восточный"? Старт для "Ангары"? Но где сама "Ангара"? Да и не устарела ли она морально для выполнения будущих задач? Начало ее проектирования относится еще к девяностым годам прошлого века!
Вот так и хочется свершить фантастическое дело: собрать бы всех председателей совета директоров, генеральных конструкторов, ведущих инженеров, директоров заводов, экономистов со всех головных предприятий отрасли. Ну, наберется их три -четыре десятка человек. Запереть бы их всех на какой- ни будь дачке, закрыть на все замки и выставить охрану. Пусть сидят там, пока не выработают единого решения. И представить это решение на утверждение высшему руководству страны, как долгосрочную программу. И вносить в нее изменения ,опять же, только по согласованному единому решению. На той же дачке!
И пойти на прорыв! В этой же плеяде, в этой же кооперации. Каждой головной организации нашлось бы в ней место. Кто-то разрабатывал и изготавливал первую ступень, кто - то центральный блок, кто- то разгонную ступень, кто - то полезную нагрузку, а кто -то и обитаемый корабль.
Кто -то специально для этой ракеты готовил бы двигатель, а кто -то изобретал для нее такое же адекватное топливо: водород ли, или нечто другое, кто-то проектировал стартовую позицию на "Восточном", а может быть и на океанском побережье, с учетом доставки на старт увеличенных блоков новой ракеты, которые невозможно перевозить из - за существующих ограничений железных дорог и воздушного транспорта.
Вместе мы победим! Пока еще не поздно. В одной плеяде. Как тогда, в пятидесятые прошлого века шли на прорыв первые поколения.
Наивно, фантастично и скорей всего нереально! А жаль! Так и будем барахтаться в этом "раскардаше" пока не появятся в руководстве отраслью будущие клоны ее первого поколения.
У современных Великих держав должна быть современная армия и современное вооружение. Несмотря на тысячелетние, отчаянные, призывы церкви к миролюбию христиане миллионами убивают друг друга в мировых войнах при молчаливом попустительстве их всемилостивейшего Создателя. Еще Бисмарк говорил,что если не хочешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую!
Но величие страны состоит не только в ее способности защитить себя от нападения , но и в превосходстве социального состояния ее населения. в ее интеллектуальном потенциале, в реальной свободе своих граждан, в ее стремлении выйти за пределы околоземного пространства. Эта Великая держава должна быть привлекательной и для других, в том числе, и для высокоразвитых стран.
И нашей стране ,как Великой державе, первой отправившей в космос искусственный спутник и первого человека, не гоже было бы становиться в третий ряд. Уж если не удастся перегнать, то хотя бы догнать! Получится ли? От нас самих только и зависит! Говорят, что все новое, это хорошо забытое старое. Может быть, действительно, надо воссоздать плеяду единомышленников, аналогичную нашим первым поколениям?
Если мы хотим остаться в лидерах мировой космонавтики, то уже сейчас и решительно надо навести порядок в своей собственной, отечественной. Иначе в этом курьерском поезде, уходящим в такую неведомую, но заманчивую даль, все плацкартные места окажутся уже занятыми, и нам придется ехать в общем вагоне.
Пока еще не поздно! Пока еще не вечер!
Свидетельство о публикации №219092501385
Гражданская позиция, заслуживающая уважения и внимания.
Только вот кто ей будет внимать! Сейчас бал правит другая "плеяда" - разрушителей.
С глубочайшим уважением,
Надежда Первушина 27.09.2019 14:13 Заявить о нарушении