Как провожают пароходы

 
        Какое счастье жить в Куйбышеве на Волге! В выходные дни с небольших причалов курсируют трудяги катера «Москва». Кому левый берег, кому – правый. А кому вверх по Волге через Жигулёвские ворота до Солнечной поляны. Катера обвешаны пассажирами. Но речные извозчики успевают обслужить всех желающих. Звон рынды – и катер стартует.

        Одна их легенд Жигулей гласит, что когда-то гора Могутовая, что сразу после плотины ГЭС, была значительно рельефнее, потому что раньше не добывали на ней щебенку. И будто бы один из заключенных-каторжников периода Сталинских репрессий, передал самому Иосифу Виссарионовичу прошение, чтобы тот разрешил в обмен на свободу, превратить в гигантский барельеф Сталина гору Могутовую. И Отец народов разрешил! А заключенный выполнил это.

        И тогда  все проплывающие мимо пароходы, гудками приветствовали каменного вождя, а все пассажиры сбегались на один борт судна, чтобы выразить свой восторг увиденному зрелищу. Говорят, что по этой причине семь корабликов перевернулись, три из которых утонули в пучине Волги. Погибших пассажиров никто не считал.

        А вот плывёт трёхпалубный теплоход Астрахань Москва в сопровождении песни «Ямайка» Робертино Лоретти. Пароход будет шлюзоваться, чтобы подняться на уровень Жигулёвского моря. Такая обыденная, милая сердцу красота.

        Современные гиды, наверняка, рассказывают туристам комфортабельных четырехпалубных теплоходов новую легенду о том, что гора Могутовая опять попала в поле зрения ваятелей. Задумали они выстроить Жигулевский Диснейленд и, уже было, начали крушить гору. Но «гринписцы» на вершине горы устраивали пикеты в ее защиту. Да и спонсор будущего парка, где-то затерялся, да и экономически это сегодня не выгодно.

        В Харабали* мы сели на катер и на нем доехали до Астрахани. Сдали вещи в камеру хранения, с трудом купили билет на пароход до Куйбышева. Осмотрели Астрахань. Были на экскурсии в кремле. Привязался к нам в роли экскурсовода странный человек в полосатой больничной одежде с надписью на спине большими буквами «ООН», не выпускал нас долго, по рынку все водил, пробовал фрукты. Некорректно торговался будучи без денег. Еле отвязались мы от его услуг.

        В магазинах самого рыбного речного города страны продавали циклопические головы (40 см в диаметре) осетровых рыб. Соответствующие им, огромные полутораметровые "фигуры" в магазины никогда не поступали! Куда их девали, для меня это до сих пор загадка! Икру при желании можно было купить только у браконьеров.

        Директор рыбного рынка - настоящий купец, негоциант. Он торговал  крупными, соблазнительными толстолобиками. И все выкрикивал: «Покупайте толстолобиков, покупайте толстолобиков!».

        Купили мы у него самого крупного толстолобика, купили соли. Случайный прохожий помог тут же на улице засолить рыбину и правильно перевязать её шпагатом, чтобы не потерять.

        В порту перед отплытием дочка ела беляш, и на прощанье ее ужалила пчела под глаз! Так печально завершилось наше пребывание в Астрахани. Обратно мы плыли без приключений и любовались Волгой с борта парохода. Чтобы окончание замечательного похода было более сладким, мы покупали здесь же на корабле арбузы и дыни, для чего продали,  служивший нам в походе, металлический термос. Такая у нас традиция: не оставлять на обратную дорогу лишних денег, иначе нечего будет вспомнить в конце пути!

        Путь был неблизкий и интересный. Видели коллег-байдарочников. Оказывается плавать в этих местах необязательно по тихой Ахтубе, можно  и по основному руслу Волги на байдарках и на яхтах. 

        До Сызрани проще доехать электричкой или поездом. Удобно, но никакой романтики. Я на причале речного порта. В рейс отправляется катер "Ракета"** на подводных крыльях. На причале он выглядит, как обычный корабль, аккуратно обходит причальные стенки. Такие катера бывают с гребным винтом  (дизельные),  а бывают с газотурбинными двигателями на реактивной тяге, как самолёт. 

        Катер вдруг вздымается над поверхностью воды, вплоть до киля. Он поднялся на подводных крыльях и как будто на ладони, скользит над водной поверхностью, отражаясь в ней. Мгновение, и он исчез.

        Еще в юношеские годы, направляясь в Сызрань, любил я ездить на долгом пароходе с дымящей трубой. А теперь  вмиг и с шиком пронесся на «Ракете» по Волге. Не успеешь отойти от берега, а уж остров Быстренький позади, гора Лбище, россыпи Васильевских островов. Переволоки, памятные по Жигулевской кругосветке. Мост железнодорожный с гремящими составами промелькнул над нами. Пригород Сызрани. Потянулись бесконечной полосой строений вдоль правого берега Батраки. Сейчас это город Октябрьск. Вот и остановка «Ракеты». Сызрань. Ещё хочу!

                Резал ветер волосы мелко,
                Жгут за мною вилсЯ водяной, -
                Мчался я на крылатой "Ракете"
                Над великою Волгой, русской рекой!

        На байдарке плыли всей семьёй, не торопясь, весь отпуск. Много днёвок в разных местах с пережиданием опасного ветра. Я – не рыбак. Но «ловил» рыбу успешно, и свежий улов попадал в семейный котелок часто. Техника простая. Проплываешь мимо рыбака, что дремлет на водной глади. Рыбных джентльменов удачи множество после плотины ГЭС. На берегу, где впадает река Сок в Волгу их множество. И если специалист рыбного дела согласен, подгребаешь к его резиновому борту и скупаешь по сходной цене аппетитного, еще живого судочка. Затем расходишься по своим водным делам.

        Однажды глубокой осенью моя жена  купила на рынке больших сазанов.  В это время я болел воспалением легких. От нечего делать, я занялся рыбой, что лежала несколько дней в морозильнике. Когда ее опустил в тазик с водой размораживать, она ожила, я немало удивился её жажде жизни и налил ванну, чтобы рыба реанимировалась. Потом в бидончике с водой отнес и отпустил ее в волжские воды, как Старче золотую рыбку в море: такие рыбы, мол, должны размножаться!

        Я сижу сзади, на корме байдарки, и мило гляжу на своих водных подруг. Я рулю и гребу с женой в унисон. Байдарка движется быстро, как самоходный катер: вперед и с песней, которая звучит из приемника «Альпинист 320», подаренного сотрудниками на мой 50-летний юбилей. Дочка - бортовой радист и созерцатель природы, с опущенными в воду ладонями, которые нет-нет, да и зацепят водоросли, встречающиеся на пути. В эти минуты я испытываю родительское счастье.

        На привале всем есть работа. Заготовка дров, палатка, еда, технические процедуры. Водные пространства кругосветки очень велики, особенно в районе с. Брусяны и на Усе. И в такой нежной компании страшновато пересекать их.

        Финишная прямая по спокойной волжской воде была преодолена только к вечеру. Вот и родной городской берег!


*Город Харабали расположен на левом берегу реки Ашулук, в 142 км севернее Астрахани.  В 40 км к югу от города расположены развалины Сарай-Бату, бывшей столицы Золотой Орды, археологический памятник XIII века.

** Высокоскоростные суда на «воздушной подушке» летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда разрабатывались многими инженерами и конструкторами в разных странах мира. В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый высокоскоростной теплоход «Ракета» на подводных крыльях, обладающих подъёмной силой, поднимающей судно над поверхностью воды. Только через 4 года нечто подобное сделали в США.


Фото и информация со "*" из Интернет. Спасибо авторам!


Рецензии
Какой интересный рассказ! И про то, что нельзя оставлять деньги неистраченными - иначе нечего будет вспомнить, я не знала.

Алёна Шаламина   07.11.2019 22:26     Заявить о нарушении
Иначе нечего будет вспомнить (в конце пути). Спасибо, дорогая Алёна, я уточню!

Благодарю за тёплый отзыв!

С Уважением,

Лев Неронов   07.11.2019 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.