История храма Николая-Чудотворца в Вене

Интересна старая русская традиция – обосновываться на новом месте. Вырабатывалась она сотнями лет, причиной был пытливый, неуемный характер русичей. С давних пор им более чем другим народам было свойственно осваивать новые территории. Примером тому служат необозримые просторы нашей Родины. И куда бы не приезжал наш православный человек, на новом месте прежде всего ставил часовню или церковь. Она, как пуповина, связывала его с истоком истоков – Богом. Недаром он всегда говорил: "Без Бога не до порога!" Так это было на далеких Гавайских островах, так в Калифорнии, также и в Европе, в той же Вене, где по воле судьбы оказался я.

Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Одна из них, например, находилась в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Ее члены занимались покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, священники присылались из России.

С назначением в Австрию в 1701 году князя П.А.Голицына министром при венском дворе дипломатические отношения России с Австрией стали стабильными. Временно проживавшие в Вене наши верующие духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в греческой церкви во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В 1761 году в германский город Аугсбург на конгресс для заключения перемирия между участниками Семилетней войны была направлена русская миссия, при которой находилась походная церковь во имя Святой Троицы. При этой церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. В марте 1762 года, ввиду неудачных переговоров на конгрессе, миссия была отозвана в Россию, церковь же по просьбе посла Д.М. Голицына вместе с церковнослужителями была отправлена в Вену. Вскоре сюда был назначен первый настоятель посольской церкви, священник Симеон Матвеев, отозванный для этого из Гааги. Церковь была размещена в квартире посла. На ее содержание выдавались сто рублей в год.

Уже в свой первоначальный период существования русская посольская церковь в Вене начала расширять свою деятельность. Торжественно исполняемые при хорошем пении богослужения стали посещать местные жители. Так в своем письме императрице Екатерине II от 19 марта 1776 года Д.М. Голицын, ходатайствуя о специальном помещении для церкви, писал: "Не только для людей греческого вероисповедания, кои в немалом числе приходят в оную церковь для слушания божественной службы, но и для здешних, из единого любопытства ее посещающих обывателей, не можно мне обойтись без того, чтобы не иметь для нее пространнейшей квартиры". В ответ на эту просьбу Коллегия иностранных дел России отпустила сверх жалованья священнику и церковнослужителям на содержание храма 600 талеров в год.

В 1799 году вследствие ухудшения отношений между Австрией и Россией священник вместе с имуществом церкви был направлен в Дрезден, где находился целый год. Сменивший же в 1800 году Д.М.Голицына на посту русского посла граф А.К. Разумовский принялся за восстановление церкви. В Вене было арендовано прекрасное помещение, для церкви приобретено новое имущество. Был организован церковный хор, певчие для которого присылались из России. С 1842 по 1884 годы настоятелем венской посольской церкви был протоиерей Михаил Раевский, вошедший в историю как один из родоначальников идеи созыва Славянского съезда в России в 1867 году. При нем венская православная церковь стала духовным центром всех славян, проживавших на территории тогдашней Австро-Венгерской империи. Протоиерей Михаил Раевский прославился также переводами церковно-богослужебных книг с греческого на немецкий язык. Евхологии Православной Церкви, Великий канон преподобного Андрея Критского и других.

Именно протоиерею Михаилу Раевскому принадлежит мысль о необходимости создания в Вене величественного каменного храма. Он исходатайствовал разрешение и начал сбор пожертвований на строительство православного собора. Но смерть, последовавшая в мае 1884 года, не позволила ему стать очевидцем осуществления замысла. На сумму в двадцать две тысячи рублей, собранных им пожертвований, была сооружена кладбищенская церковь во имя св. Праведного Лазаря в той части центрального кладбища в Вене, которая была отведена для погребения русских. Эта церковь была освящена 26 апреля 1895 года и существует поныне.

Осуществить мечту Михаила Раевского посчастливилось назначенному из Ревеля протоиерею отцу Александру Николаевскому. Кроме пожертвований, через прошение русского посла А.Б. Лобанова-Ростовского из Петербурга было получено ассигнование на строительство в сумме 400 тыс. рублей. На внутреннее украшение и ризницу храма пожертвования поступили от частных лиц. Под постройку церкви было отведено место в саду на участке, приобретенном для русского посольства. 3 октября 1893 года по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Палладия состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту члена Академии искусств Григория Ивановича Котова итальянским придворным архитектором Луиджи Джакомелли и были окончены в 1899 году.

Освящение Свято-Николаевского собора было совершено 4 (17) апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. К этому дню в Вену прибыли настоятели, несшие свою службу в русских храмах за границей: в Берлине, Будапеште, Висбадене, Дрездене, Кобурге, Праге и Штутгарте. Присутствовали также настоятели греческой и сербской церквей в Вене, священники боснийских полков, члены русского посольства, представители австрийских властей – наместник области граф Кильманнсегг и бургомистр Вены Штробах, а также послы Румынии, Сербии и Греции, представители разных славянских общин.

В 1914 году после начала Первой мировой войны церковь была закрыта.
И лишь после освобождения Вены советскими войсками в конце Второй мировой войны храм, сильно поврежденный, был вновь открыт в октябре 1945 года прибывшим в Вену из Москвы для устроения местных церковных дел архиепископом Фотием (Топиро). В 1951 году в Вене было учреждено благочиние, преобразованное в 1962 году в епархию.
Памятным событием в жизни собора Св. Николая явилось посещение храма в июне 1997 года Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Ныне Свято-Николаевский приход объединяет православных верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит не только в духовном окормлении верующих, но и в представительстве Русского Православия в Центральной Европе. В Вене создалась благоприятная обстановка, способствующая развитию контактов между представителями разных христианских Церквей. Они встречаются для обмена мнениями, для чтения лекций и докладов по разным вопросам церковной и общественной жизни. Эти встречи способствуют взаимному ознакомлению с духовными традициями различных Церквей.

Храм с золотыми  прорезными подзорами по краю крыши, с разноцветными майоличными фризами по стенам и с пышным кокошником из килевидных закомар, увенчанным пятью сверкающими золотыми куполами, без всякого преувеличения смотрится, как счастливая невеста в роскошном подвенечном наряде. Светлые интерьеры храма в 2006-2008 гг были расписаны под руководством известного художника-иконописца, монаха Зинона. Настоятелем храма вот уже много лет служит протоиерей Владимир Тыщук. По выходным и праздникам храм неизменно наполнен прихожанами, в число коих входит множество иностранцев.


Рецензии