Золотая осень на Лебяжьем камне

Старая дорога спустилась с верхушки Синей горы и вывела нас к солнечным полянам. Если бы я не знал, что река Чусовая в двух шагах от меня - не догадался бы ни за что!
Нас окружала чаща с диковинными грибами, которые только специалисты-микологи назовут. Ну, не знаешь – не бери!

Осень чувствовалась по шуршанию сухой листвы под ногами, по пламенеющим осинам и берёзам, и по тому, насколько рано солнышко начинает садиться. Кроны многих лиственных деревьев оставались зелёные, лишь слегка подёрнутые желтизной.

Листочки с берёз кружились в воздухе лимонными снежинками-огоньками и плавно приземлялись на ещё зелёные листья земляники, на несобранные никем и засохшие грузди. Молоденькие сосны были необычно выгнуты, что не лишало их изящества.

Я оглянулся и достал фотоаппарат. Господи, какая красота вокруг!
Нет, я решительно проломлюсь по высокой траве туда, где за этими чудесными деревьями сияет моя планида. Чусовая - рядом!

Светило торопилось кувыркнуться за Синюю гору, и по заливному пушистому лугу побежала граница света и тени. Граница разделяла дремучий лес и сияющие берега Реки Теснин. Они были украшены величественными берёзами и елями. Солнечный зайчик ускакал вприпрыжку под ракитов куст. Скорей за ним, успеть за солнышком!

Осталось всего ничего – пройти сквозь прибрежную полосу смешанного леса. Слева, среди белоствольных стройняшек, вдруг появилась старая "прокудливая" берёза. Откуда она здесь, только что её не было?

- Экий ты дятел, - подумал лесной человечек. Охотники не называют их лешими, не то добычи не будет. Человечек продолжал корчить из себя дерево, и махал со всех сил разлапистыми ветвями:
- ПО-ВО-РА-ЧИ-ВАЙ!

И верно. Где-то за страшенной березой прячется Лебяж-камень!
Я немедленно свернул влево. Прокудливая берёза растворилась на глазах. Передо мной вновь стояла корявая молодая сосна. Ну, погоди!

- Э-эй! - я крикнул и обернулся.
Леший торчал на другом краю поляны. От большой берёзовой коряги неслышно донеслось:
- Не ори! Последних птиц распугаешь!

Лады. Я тихо углубился в чащу. Лес сомкнулся тёмной крышей, под которой вдалеке горела "свечечка". Вблизи это оказался ствол Царь-Пихты немилосердных размеров. Бок, обращённый к лесу, щедро освещало солнце. За этим лесным "маяком" расплывчато белело крыло каменного Лебедя.
"Вот вешка, так вешка!" – подумалось мне. Надо же, как точно нас вывели!

За мной шли остальные чусонавты. Сегодня мы вышли в открытый лес. Холода испугали мошку и комарьё, так что скафандры наши были смело расстёгнуты. Мы жадно вдыхали живительный сентябрьский воздух Зелёной планеты, напоенный запахом пихтовой хвои и увядающего хвоща.

Огромная Пихта уходила куда-то в небо. И там, в вышине, виднелась её могучая крона, некогда срезанная ударом молнии. Образовалось невероятных размеров Колесо. Я смотрел на него, и голова закружилась. Вращение земли остановилось, и передо мной возникло ожерелье на черёмуховой гнилушке, богато усыпанной какими-то фиолетовыми грибами. Сиреневая лента указывала на восток, где за пихтовым "маяком" светилась река.

Я шагнул вперед и обомлел. Река Теснин раскрывалась передо мной во всей красе. Она золотилась водою, над которой приземлился волшебный Юсь - каменный Лебедь.

Он распластал крылья, поросшие сосновым редколесьем. Прибрежные кусты зажглись под ним жёлтыми и багряными огнями. Я стоял зачарованный, не смея двинуться с места.
- Здравствуй, Чуоси! – только и смог прошептать.

*** РЕКА СВЯЩЕННЫХ ПТИЦ ***
Чуоси – "священная река", это одно из имён Чусовой на языке предков коми. Они были первыми хозяевами Реки Теснин. Археологи обнаружили на реке немало святилищ и обрядовых мест, таких как грот Шамана в бойце Дождевом или пещера Скалолазов в бойце Дыроватом. Наши первопредки одухотворяли Природу.

Они делили мир на три части – Верхний, Средний и Нижний. Каждой из них сопутствовали духи – хозяева леса и неба, рек и озёр, гор и болот, камней и пещер. В этих мирах обитали священные существа (животные, птицы или рыбы), которые перевоплощались в божества. Человек стремился быть похожим на них, и целые родовые группы выбирали определённое божество своим символом.

Вход в Нижний мир охраняет Медведь-Ош. Фигурки Пермского звериного стиля представляют его сторожем мира мёртвых. Ош идет против хода солнца и несет на себе человека с изображенной на груди свертывающейся спиралью. Шаманы, путешествуя в Нижние миры, могли превращаться в Медведя.

Охотники верили, что Медведь - ипостась духа-Хозяина леса. Культ Медведя проявлялся в особом, уважительном отношении к Медведю, в медвежьих праздниках и охотничьих обрядах захоронения медведя с заклинаниями, чтобы он, не дай Бог, не воскрес.

Предки коми называли его Ош, и почитали как сына верховного божества Ёна. С ним связывают древние легенды. Одна из них говорит: "Когда-то и Ош вместе Ёном обитал на небе. Однажды Медведь-Ош увидел, как одна женщина уронила половинку горошины, слез с неба на землю и съел ее. Ён рассердился и лишил его права жить на небе".

Другая легенда рассказывает: "Ош произошел от человека по имени Михаил, который пошёл в лес, встал на четвереньки и стал так ходить по деревянной колоде. Пришел леший и превратил его в Оша. Этот Ош похитил женщину, стал с ней жить в берлоге, и от них пошел весь Медвежий род".

В 1761 году Строгановы заложили завод в устье речки Кын на Чусовой. При строительстве в её береговых осыпях была обнаружена родовая пластина с изображением Медведя в жертвенной позе. Эту бляху когда-то носили на груди князья племени сыновей Оша.

Кроме духов леса, есть и водяные духи, хозяева воды. Коми верили, что щука Сир является их воплощением. Она может защитить от болезни и нечистой силы, потому колдуны могли перевоплощаться в щуку. К любой пойманной рыбе также обращались уважительно.

Рыбу нельзя было мять, бросать собакам или оставлять на улице, отдавать детям для игры. Поймав рыбу, её оглушали обухом. Затем рыбу просили звать к себе всю свою родню! Для этого её клали в лодку либо отпускали в воду. Из первой крупной рыбы готовился ритуальный обед.

В Среднем мире вместе с людьми обитали животные, на которых охотились. Добытого зверя охотники скрывали от стороннего глаза, чтоб его ненароком не оскорбили. Шкурки снимали ночью, останки собирали и оставляли в укромном месте. Иначе убитый зверь возродится и может отомстить за поругание. Самой опасной считалась охота на лося.
Коми говорили: "Идёшь на медведя – готовь мягкую постель. Идёшь на лося – готовь гроб и могилу!"

Олень по имени Серебряное копытце пришёл в сказы Бажова от божественного Лося (оленя) финно-угорских народов. Лось Йора породил сюжеты Пермского звериного стиля о человеко-лосях. Кроме них, существовали и люди-птицы!
Предки бьярмов были птицами с личиной на груди. Слияние родовых групп привело к появлению сложных образов человека с птичьим клювом и лосиной головой над лицом - Люди-Лоси-Птицы.

Птиц боготворили в мире Верхнем. Трёхголовые птицы летали через все три мира, будучи вестницами богов. Почитался орёл Кутш и лебедь Юсь. Орлы помогали богам и вождям, крылатые собаки – шаманам. Древние уральские предки глубоко почитали утку (лебедя) как проявление высших сил.

История сотворения мира была изложена в рукописи на коми-зырянском языке, обнаруженной в 1923 году: "По беспредельному первозданному морю-океану плавала утка Чож, носившая в себе яйца зарождения Жизни. Она долго искала места, где бы ей высидеть птенцов, но так и не нашла пристанища. Четыре снесённых яйца поглотила морская пучина.

И только два последних яйца она сумела спасти. Высиженные под крылом матери, из двух яиц вылупились два утенка: Ён и Омoль. Это были два брата, два противоположных начала: Жизни и Смерти, Добра и Зла, Правды и Кривды, Дня и Ночи".

Пермский звериный стиль отразил, как боги превращались в птиц. Гусь или лебедь – это "небесно-водная" ипостась богини материнства. Сохраняя священный "берёзовый" цвет, она ходит зимой в заячьем наряде, а летом – в лебедином. Гуси-лебеди попали в русские сказки от Утки - прародительницы мира из преданий финно-угорских племён.

По одному из них, нашу землю создали с помощью Утки. По приказу Бога она нырнула на дно и достала оттуда горсть самой первой суши – землю. Млечный путь – это не просто россыпь звёзд, это Утка Туй!

Гусиные и утиные лапки встречаются на шумящих подвесках как украшения женского костюма. Женщины вплетали накосные обереги с изображениями птиц. В виде утки делались ритуальные солонки - обереги семьи. Такие солонки никому не отдавались, тем более за деньги. Под фундамент дома клали крыло утки для благополучия.

Запрещалось разорять гнезда птиц. Ведь по птицам угадывали будущее племени - по сроку прилета, по месту - где птицы поселились, по раскраске оперения.

*** ЖУРАВЛЁВА БРУСНИКА ***
У камня Лебяжьего я заметил некоторых птиц. Пока шёл по лесу, надо мной летал чёрный дятел, желна. Его имя – Сьод Сизь. Он не просто кричал – стонал, словно израненный. К чему это? Оказывается, чёрный дятел стонет - будут дожди. О торжестве безо всяких причин буквально говорят: "Сегодня у меня день смерти дятла!"

О скупом человеке скажут – "выжимает масло из когтей дятла". Дятел у народа коми является приметой бесполезной работы ("котш-котш" клювом делает). Я послал дятла к лешему и поспешил к реке - надо же сделать что-то полезное!

Плёс, на берег которого мы вышли, называется Птичьим. Вдали высится гора Сабик, под которой течёт река Дарья. Вогулы звали её Тарыг-я - Журавлиная река. Плёс протянулся от камушка Журавлика до Лебяжьего камня. Его хребет углубился от реки в лес. После устья речки Лебяжки начинается перебор. Сплошные птичьи названия на Чусовой!

Чуоси – священная река, а Лебедь – священная птица. И древние охотники лебедей не трогали. В них запрещалось стрелять - ослушника ждала смерть. Пермские реки Усьва и Юсьва названы от коми-пермяцкого "юсь" (лебедь). Это лебединые реки.

Осенний праздник хантов называется Проводы Лебедя. В ритуальных местах нарядно одетые люди кладут подарки для Лебедя у горящего костра. Возможно, боец Лебяжий был священным местом на Чусовой, либо на нём действительно встречались стаи лебедей.

Берега Птичьего плёса труднопроходимые. Между камнями расположены заболоченные низины. Над чишмой и урёмой, над коврами таволги взмываются в небо высоченные пихты и ели. Здесь настоящее птичье царство – никто не помешает яйца высиживать. Птица на языке коми - кай.
Кай-Город – это Птичий Град.
Кай-Воль – так назвал бы Птичий плёс.

Неожиданно поднялся с ветки и полетел над рекой серый журавль. Журавлей, кстати, тоже берегли. Русская пословица говорит: "Журавль не каша, еда не наша". (В.И. Даль).

Я проводил его взглядом и задумался – может быть, по причине удобных гнездовий низинные места получили "птичьи названия"? Возможно, река Тура хранит в своём имени "тури", серого журавля на языке коми-пермяков.

И почему красивый камень напротив меня называется не Лебедь, а именно – Лебяжий? Возможно, это просто обрусевшее слово "лабжаин", которое у народа коми означает низину, низкое место. Кругом меня была лабда - низинный высокий ельник, с корнями вывернутых деревьев в воде.

Болотная низина хороша не только для обустройства птичьих гнёзд, кай-поз. В ней птицы находят настоящее лакомство – клюкву. Помню, как однажды весной мы лакомились спелой клюквой, показавшейся на болоте из-под сошедшего снега.

Разные ягоды в лесу называют то медвежьими, то волчьими. Так вот, клюкву называют журавлиной брусникой. На марийском языке – турня почиж. На многих языках Севера и Европы клюква называется журавлиной ягодой. Это ключ!

Англичане называют её cranberry, сравнивая журавля на одной ноге со стоящим краном. Русские люди издавна называли ягоду-красницу так – журавлика, жоравица, жаравлика. Во времена Ермака приток реки Серебряной назывался Жаровля, а теперь – Журавлик. На самом деле, название не поменялось – болотина и клюквенное место.

Стало быть, когда-то и здесь, в чусовской низине между Журавликом и Лебяжьим полным-полна была коробушка ягодки журавлики.

На реке Чусовой за бойцом Пленичным начинается узкое Журавлиное Горло. Ниже по течению, за Усть-Уткой расположилась деревня Харёнки. Интересно, что её имя похоже на сочетание журавлина ягода на языке ненцев – харёнгодя.

И журавль вошёл в приметы и поговорки народа коми: "Огород ленивого журавль удобряет", или – "Журавль посевы травит, а медведь брань сносит". Если человек плетёт явные небылицы, то иносказательно говорят – "рассказывает, как на вершине ели сидел журавль".
Клюква у коми называется турипув, дословно тоже журавлиная брусника. Возможно, завязь ягоды клюквы с лепестками напоминает голову журавля?

У многих народов мира журавль - символ справедливости, долголетия, праведности и милосердной души. Из-за длинного клюва и брачных танцев эта птица превратилась в эротический символ и вестник плодородия, приносящий дождь. Журавля обычно изображали стоящим на одной ноге, с камнем, зажатым в когтях другой ноги.

Старинная сказка гласит: "Каждую ночь журавли собираются вокруг своего царя. Определенных журавлей избирают в качестве стражей, и они всю ночь должны бодрствовать, всеми силами отгоняя от себя сон.

Поэтому каждый журавль-страж стоит на одной ноге, подняв другую. В поднятой лапе он держит камень. Засни журавль, и камень выпадет из его лапы и, упав на лапу, на которой он стоит, разбудит его".

Журавль - истребитель змей. Он выступает одним из воплощений Света утреннего солнца, поскольку первым видит его восход. Одновременно эта птица - посредник между мирами, проводник душ умерших к месту их загробного существования.

***
Я вернулся к Великой Пихте. Её высокий сросшийся ствол белел среди зелёных зарослей. Ещё неувядшие цветы не верили в Смерть, и обращались лепестками к солнышку. Лишайники большими снежинками облепили пихты, предчувствуя зиму.

Будто срезанная ножом, отвесная скала отражалась в воде у оконечности Лебяжьего камня. За ней золотым светом зажглись стройные берёзки. На Чусовой стояла прекрасная пора начала Осени. Желтые листья неторопливо плыли по синему зеркалу, которое изредка подёргивалось ветерком или рассекалось говорливыми камушками. В нём отражалось небо и камень Лебяжий. Солнце пробивало неглубокие воды до самого дна.

Плёс опустел, проводив перелётных птиц. Весной они вернутся. В болотинах птиц будет поджидать подснежное лакомство – ягода журавлика. Оченно журавушки ту ягодку любят!

Скоро через Птичий плёс пойдут вереницей лоси – к местам зимовки за Каменным Поясом. Громадные "быки" с ветвистыми рогами первыми войдут в воды Чуоси. Лосята будут следовать за лосихами.

Загремят выстрелы – их будут поджидать не только волки, но и двуногие с документами, разрешающими убийство. И только непроходимые низины с высокой травой дадут лосям, как и птицам, шанс на спасение.

Сегодня же была тишина. Небо застыло над праздничной рекой. На удивительном месте у свечки-маяка вдруг собрались герои народных преданий. Серый журавль улетал, величественно взмахивая крыльями. Леший махал ему вослед ветвями прокудливой берёзы.

На берег медвежьей походкой вышел человек по имени Михаил. По неосторожности я не шёл, а ломился через лес. Потому обнаружил ещё тёплую, только что покинутую лосиную лежанку в траве. В омуте под крылом каменного Лебедя плеснулась волшебная Щука…

Коряга, усеянная лиловыми грибами, повернулась в обратную сторону – пора. Солнечные зайчики начали резвиться вокруг меня, провожая к раскидистой рябине. Под рябиновым виноградом высветилась тропинка, по которой мы шли.
До свидания, ласковая Чусовая!
Я вернусь к тебе на восходе, к Свету утреннего солнца.


Рецензии