Евразийская Мечта Блаватская, Гурджиев и Рерихи

Сколько живет человечество, а это и ныне доподлинно неустановленно и неизвестно, мы живем в царстве мифов, образов и идей, которые реальны и двигают судьбами целых народов. Поэтому было бы неправильно сравнивать их с чистой сновидческой фантастикой, однако же, никто не отменял и вполне нефантастических, а четких и ярких, вещих снов, в которые верует народная традиция и культура, и которые, очевидно существуют, как жизненный факт, нравится нам это или нет.

Очевидно, что существуют школы или источники идей, которые связаны с исторической традицией, так существуют христианская, мусульманская, восточная школы, которые на протяжении веков вырабатывали совершенно определенный тип культуры или традиции.

Вторая очевидность заключается в том, что периоды культурного упадка и деградации традиционных устоев, были связаны с попытками изоляции и изоляционистской политикой, которая исходила из определенных кругов, которым, в свою очередь не нравился свободный или относительно свободный обмен идеями, мыслями, образами, мифами и устоями.

Таким образом, мы явно ощущаем попытку цензуры и контроля над мыслительной и духовной деятельностью человечества. Кем же были те люди, которые пробили брешь в идейно-духовной стене, выстраиваемой монополистами от веры?

Поистине великим человеком была; русская соотечественница Елена Петровна Блаватская, создательница учения Теософии, чьим девизом была фраза, под которой и сегодня, может подписаться каждый здравомыслящий человек – «Нет религии выше истины». Конечно, мы понимаем тот титанический труд, который возложила на себя эта слабая, русская женщина с некрепким здоровьем, объявив этот девиз, она стала главным врагов для всех тех очень многих групп, которые считают, что они обладают единственной монополией на истину.

Обвиняемая чуть ли не в сатанизме, как же поступила Е.П.Б., когда ей предстал выбор, последовать за ложным учителем, пытавшимся прибрать Теософию к рукам, Гуру из Арья Самадж, радикального индуистского общества отвергавшего Буддизм? Е.П.Б. осталась верна своему девизу и отвергла эти попытки, официально приняв обет мирянина Буддиста на Цейлоне, очевидно, сделала она это, отвергнув узкий путь религиозного сектантства и выбрав вместо него, широкий путь Восточной, Буддистской Философии, известной, как Королевская Наука. Ничего удивительного, ведь Принц Будда был сыном Царя, Раджи!

Мы можем по-разному относиться к ее работам и трудам, идеям, к ней самой, но чего нельзя отрицать, как факта, так это то, что Е.П.Б. была типично русским человеком, русским по Духу – авантюристка, искательница приключений, мятежная душа, представительница старинного дворянского рода. Разве это не затрагивает некоторые нотки глубоко лично у вас в душе? Как говорил поэт, «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»… И не будет для нас загадкой, почему на Востоке и в Индии, в частности, так любят русских.

Ребенок армянского барда греческого происхождения, сказателя, Георгий Иванович Гурджиев прославился, как маг, гипнотизер, путешественник, но его философия и до сих самых пор, как бы остается за кадром. А ведь Гурджиев, будучи христианином, воспитанным в христианской, православной среде, является живым звеном для России в цепи, которая связывает нас с Исламской Традицией Мудрецов Суфиев!

Гурджиев путешествовал по Афганистану и Турции, жил в Греции, открыл в Европе свой Институт Гармонического Развития Человека. Вдумайтесь в название, Гармоническое Развитие Человека, разве не таков идеал истинно русского человека, разностороннее и гармоничное развитие, физическое, интеллектуальное, духовное?

Рерихи, оставили миру действительно колоссальное наследие в виде прекрасных картин и научных работ по востоковедению, а также что очень ценно, путевых заметок и философских работ, которые открывают человеку подлинную религию философии, которая лежит вне узких догматов, но является Живым Резервуаром Мудрости Человечества.

Взять хотя бы, одного из ближайших друзей Николая Константиновича Рериха, Рабиндраната Тагора, ведь это был воистину светоч Индусской культуры и Традиции, такой человек, не стал бы иметь ничего общего с тем, у кого нет соответствующего культурного развития.

Общность душ, Общность судеб России и Востока открывают нам действительное стремление и мечту каждого русского человека: Евразийскую Мечту.

В противоположность Англо-Американской Мечте, которую можно назвать Царством Денег и Машин, у нас есть  Евразийская Мечта, мечта о Царстве Духа на Земле. Силой Духа мы победили во Второй Мировой, Силой Духа мы устоим перед попытками нас переделать и изменить, неся миру подлинный Свет с Востока и объединяя судьбы народов Европы и Азии.


Рецензии