Станислав лесневскии ВО ИМЯ поэзии Юность 1964г 8
…Влюбленные самозабвенно декламируют:
Да, все вянет ежечасно:
Люди, травы, земли, воды.
Но любовь… Над ней не властна
Диалектика природы.
Полюбил — и будто в руки
Принял факел Прометея!
О любовь! Ничто пред нею
Годы, версты и разлуки!
(Про себя я думаю о Тане или Володе, которым нравятся эти стихи. Неужели их согревает эта декламация? Она же холодная, бестрепетная. «Все вянет ежечасно…» Как могут вянуть воды?)
…Мужчины убеждают любимых:
Он обещал вам жизнь в раю:
Меха, ковры, машину, дачу!
А я любовь вам отдаю,
Любовь и жизнь свою в придачу.
И хоть заманчив жар камней
Для сердца женского, но все же
Судите сами, кто бедней?
Решайте сами, что дороже?!
(Ну, уж если любимую надо УБЕЖДАТЬ, что моя любовь дороже дачи и машины, да убеждать еще так «в лоб», то что же это за любимая?!)
…Доверчивая девушка учится жить и понимать жизнь:
И может, все вышло не так бы.
Случись ЭТА ночь после свадьбыя
(Слово «ЭТА» выделено автором стихов.) …Доверчивый супруг извлекает уроки. Чем, например, не полезный совет:
А ему бы взять да усомниться.
Надо ль вечно гладить по головке?
А ему хоть раз бы возвратиться
Раньше срока из командировки!
(Неужели это язык поэзии?)
…Обманутая женщина слышит нелицеприятную истину о своем случайном избраннике и о себе. Поэт прямо говорит: «Вы общались, дорогая, с дрянью…»
Вы общались, дорогая, с дрянью.
Что ж нам толковать о нем сейчас?!
Дрянь не стоит долгого вниманья
Тут важнее говорить о вас.
…Что вы знали, ведали о нем?
То, что у него есть губы, руки,
Комплимент, букет цветов да брюки —
Вот и все, пожалуй, в основном?
(Видимо, опорное, главное слово здесь — «брюки». Губы, руки, цветы, даже комплименты — попробуйте осудить их! А «брюки» — вот что ужасно! Эта деталь, вероятно, призвана окончательно разоблачить «дрянь».)
…Неопытный юноша постигает своенравную диалектику женской души. В самом деле:
Хочешь, смело в космос полечу? —
Не хочу.
………
Хочешь, на Кавказ тебя умчу?
— Не хочу.
………..
Хочешь стать моею навсегда?
— Да!..
Чего добиваются поклонники подобного рода стихов? Чтобы поэт перестал чувствовать, где его сила, а где — слабость? «Глупое сердце недальновидно», — сказано в одном из стихотворений Асадова. Но сердце поэта не должно обольщаться хвалой и фимиамом. Онлсам -сказал:
От ласки кошачьей душа не согрета.
За крохи немного дают взамен:
Едва лишь наскучит мурлыканье, это,
Встанут и сбросят ее с колен.
О любовь! О соловьи! О женщины! — все знают, что это прекрасно. Но обычно люди смущаются говорить именно так. И читатели и поэты. Они либо молчат, либо вдруг находят какие-то очень неподдельные слова о любви, о весне, о женщине.
Чувство меры, наверно, органически входит в талант. Жажда неложных слов и неложных жестов, боязнь фальши, почти страх перед малейшей неправдой. Одни в силу, этого сдержанны и строги, другие, тоже в силу этого, громогласны (а па самом деле застенчивы, ранимы, например Маяковский).
И если нет слов, то мы молчим. Ходим, вздыхаем, страдаем. Но вот влетает человек и с абсолютной, кажется, искренностью, без страха быть банальным, с обезоруживающей наивностью возглашает:
Известно всем: любовь не шутка,
Любовь — весенний стук сердец,
А жить, как ты, одним рассудком
Нелепо, глупо наконец!
Иначе для чего мечты?
Зачем тропинки под луною?
К чему лоточницы весною
Влюбленным продают цветы?!
Подождите, что случилось? Мы же знали другую весну — «без конца и без края». И еще много иных весен, поэтических, настоящих. А тут весна, как выносная декорация, да и «тропинки под луной», мечты-цветы, влюбленные с букетами — легкий эстрадный концерт.
«Уж не пародия ли он?» Но нет, у девушек — «весенний стук сердец», в зале — аплодисменты, стихи приняты всерьез, они нравятся.
Почему же, думаю я, поклонники поэта упиваются именно этими, далеко не лучшими строфами Асадова, а не знают зачастую, как мне уже приходилось убеждаться, других его строф, более достойных читательского внимания?..
Свидетельство о публикации №219092501747
Павел Седов 25.09.2019 22:41 Заявить о нарушении