Перед зимой
Я шел по улице Грабина. Она бежит, не спеша, рядом с железной дорогой, чтобы упереться в тупик, за которым проходит Обводной канал.
Я услышал старика еще издалека. Он стоял в конце улицы, у мусорного контейнера, и орал. Просто орал и все. Ничего больше не делал. Даже в мусоре не швырялся.
Я подходил все ближе, и по мере приближения, все отчетливее, все понятнее для меня становились его слова.
Нет, он не просто орал. Он обращался с монологом к невидимой, неизвестной мне Женщине, то повизгивая стариковским фальцетом, то опуская голос до хриплого грозного баса, бухая густым матом так тяжко, как будто забивал клин-бабой бетонные сваи печали, обиды и горя.
Странное было у меня ощущение: я верил словам его, каждому его слову верил! Его полу связная речь была исполнена такой мощи и силы, которые дают нам только искренность и творческое безумие.
Он упрекал свою Женщину, покойную Супругу, быть может, — за ее неверность, за свою к ней любовь, за разочарование, сменившее прекрасную страсть, за отчуждение, неизбежно вытесняющее романтические влечения юности.
Грубый его крик, чугунные слова заполнили все кругом: меня, улицу Грабина, холодную землю и мокрое небо! Они затопили мир огромной, как Млечный путь, тоской и печалью о Несбывшемся Счастье.
Мне показалось почему-то, что жена, прямо там, за контейнером, умерла только что, и что сошел он с ума именно сейчас, и обращается к ней, как к живой, благословляя и проклиная прожитый с ней век со всей силой раздвоенного добром и злом, безумного нашего религиозно- мистического сознания!
Вот я всего в двадцати шагах от контейнера. Он замечает меня, замолкает и быстро уходит, надев на лысину шерстяную шапку; уходит так проворно, насколько это возможно на больных, шаркающих ногах.
Он так заразил меня своим монологом, я так поверил в сиюминутность происходящего, что даже обошел контейнер кругом, внимательно осмотрев мокрую землю.
Ее не было.
Она умерла не теперь. Не сегодня. Он проклинал давно, может быть, несколько лет назад умершую жену.
В воздухе кружились снежинки. Они падали на землю и таяли. А мне открылось то, что таять не умело! Человеческое Страдание, "Семейное Счастье" — такое, как оно есть, но каким все же быть не должно!
Свидетельство о публикации №219092500179