Столярные сказки

   Гвоздь и Шуруп  лежали рядом на столярном верстаке и разговаривали о жизни. Шуруп в основном слушал, а Гвоздь говорил – громко, бесцеремонно, со свойственной ему прямотой:
– Странные  вы, шурупы, и кто вас только выдумал!  А главное – зачем? Испокон веков всё держалось на нас, на гвоздях! Работать с нами легко и быстро, одно удовольствие: стукнул раз, другой – и гвоздь уже в доске! Разве вы, шурупы, так умеете? Вечно крутитесь, крутитесь на одном месте… Пока один шуруп в дерево войдёт – десять гвоздей заколотить можно. И смех, и грех!
– Ну, кое-где и без нас не обойтись, – вежливо возражал Шуруп.
– Брось, не болтай ерунды! Хороший мастер всегда без вас обойдётся. Проще надо быть, сосед, проще!
  В этот момент Гвоздь взяли с верстака и  начали заколачивать в доску.
– Ага, ты видел? – торжествующе кричал он, в коротких паузах между ударами молотка по голове. – Ещё немного – тук, тук! – и я исполню своё предназначение! А до тебя – тук, тук! – когда ещё очередь дойдёт …
 Гвоздь хотел сказать что-то ещё, но  вынужден был замолчать, потому что  его забили по самую шляпку. Он не увидел, как мастер-столяр аккуратно взял  Шуруп и закрутил в деревянную дверцу,  закончив делать красивый подвесной шкафчик для инструментов.
  Гвоздь в это время  был занят другим делом: он торчал в рассохшейся доске старого мусорного ящика.

*       *       *

   Молоток  попал в столярную  мастерскую из магазина «Инструменты». Иногда, в отсутствие мастера, он пользовался его телефоном, чтобы поболтать с другими молотками, киянками, ножовками и стамесками, бывшими  соседями по магазинной витрине:
 – Привет, коллеги! Как дела, вас не распродали ещё? А у меня всё идёт отлично! Работаю в хорошем месте, мастер меня очень ценит. Я у него всё время на виду, даже гостям показывает: гордится,  что у него есть такой инструмент! В общем, устроился неплохо, дай бог каждому. Пока, друзья, желаю не запылиться!
   Самые старые инструменты в мастерской, Пила и Коловорот,  слушали его с  неодобрением.
– Хвастун! – сердито ворчал  Коловорот. – Скажите, пожалуйста – «мастер его ценит!» До того ценит, что до сих пор ни одного гвоздя им не забил. Что это за молоток, если целыми днями лежит без работы? Недоразумение, а не инструмент, даром, что импортный.
– Ох, да я сразу поняла, что он к нам попал не ради работы, – вздыхала бабушка-Пила. – Разве нормальный молоток стали бы украшать красной ленточкой  с бантиком, словно игрушку? Смех, да и только!
  Старые инструменты были правы. Этот красивый молоток подарили мастеру его друзья на День рожденья. На рукоятке, покрытой блестящим лаком, они написали золотыми буквами: «Поздравляем с юбилеем!» Мастер берёг подарок и с удовольствием показывал его гостям.
   Для дела у него был другой молоток: старый, испытанный, с треснувшей ручкой, которая была перевязана изолентой. Этот молоток мастер не променял бы ни на какой другой: очень уж он был удобен в работе!

*       *       *

   Рубанок так  любил своё дело, что готов был работать даже в одиночку. Он так и сказал мастеру:
– Вы мне только покажите, что надо обстругать,  и я всё сделаю сам! В профессии я не первый год, не сомневайтесь – всё будет качественно.
  Мастер немного удивился: разве может инструмент работать без человека? «Наверное, волшебный» – подумал он. – «Ладно, пускай потрудится, покажет себя,  а я пока схожу, чайку попью»
  Он положил Рубанок на  доску, которую нужно было обстругать со всех сторон, и ушёл, а  Рубанок  энергично принялся за дело. «И – раз, и – два! И – раз, и – два!» – радостно приговаривал он, скользя по доске взад-вперёд. – «Ай, да я! Ай, да молодец! Всё умею, всё могу… и – раз, и – два!»
  Рубанок был доволен своей работой. Шершавая доска на глазах становилась гладкой, аккуратной, а над острым ножом поднималась тонкая полоска стружки. Она светилась на солнце, которое заглядывало в окошко мастерской, и пахла сосновой смолой. Стружки было так много, что  Рубанок невольно залюбовался ею. «Она похожа на   морские волны» – подумал он. – «А я сейчас – как корабль, который мчится по волнам. Какая красота!»
  Рубанок так увлёкся, что не заметил вернувшегося мастера. Вокруг Рубанка громоздились горы стружки, он буквально утопал в ней. Мастер недоумённо спросил:
– А где, собственно говоря, доска, которую ты должен был обстругать?
– Ну, доска… как бы это правильно сказать… – смущённо промолвил рубанок. – Она закончилась. Зато смотрите – сколько   стружки! Красиво, правда?
   Мастер почему-то не разделил его восторга. Он смёл всю стружку в мусорный ящик, и сказал, что больше не разрешает Рубанку работать самостоятельно. Во всяком случае, до тех пор, пока тот не поймёт, что в первую очередь следует  делать не то, что нравится тебе одному, а то, что нужно людям.

(иллюстрация автора)


Рецензии