Имя Номохон у монгольских князей
Фамилия Номоконов (Номохонов), как предполагается, может иметь и монгольские корни – действительно, имя Номохонь (Номохон, Номохан и т.д.) часто встречается, например, у монгольских (манчжурских), калмыцких и др. князей.
Приведём несколько цитат:
Цитата 1.
В одном из редакторских примечаний к книге М.Н.Богданова «Очерки истории бурят-монгольского народа», изданной
в 1926 году, - прим. 59 к стр. 15 книги - упоминается монгольский полководец XIII века по имени Номохан. Причём это имя упоминается без каких-либо подробностей, как очень хорошо всем известное. Автор примечания лишь вскользь упоминает о том, что об одной из его битв («между Хайду и Номоханом») рассказывал Марко Поло «на стр. 312-314» книги «Путешествия».
Действительно, в главе 198 своей книги Марко Поло описывает сражение, которое вели «сын великого хана Номоган» и «царь Кайду» [как оказалось нетрудно выяснить, эти два героя – родственники, они оба - правнуки Чингисхана: Номоган (Номохан, Намухань) – сын пятого «великого хана» Хубилая, внука Чингисхана; Кайду (Хайду) - племянник «великого хана»].
Описание битвы «между Хайду и Номоханом»:
«Глава СXCVIII [198-я]. Здесь описывается Великая Турция [Туркестан].
В Великой Турции царь Кайду; он племянник великого хана, сын сына Джагатая, кровного брата великого хана.
Много у него городов и замков, и очень он силен. Он татарин, и народ его татарский, славные они воины, да и неудивительно.
… Через два года царь Кайду собрал большое войско, великую конную рать. Знал он, что в Каракороне [Каракоруме] находился сын великого хана Номоган и с ним Георгий, сын сына попа Ивана [поп Иван – «Ванхан, хан христианских кераитов, который до возвышения Чингизхана был самым могущественным ханом в Восточной Монголии»], у обоих этих князей была большая конная рать.
… Что вам еще сказать? Царь Кайду собрал всех своих воинов и выехал из своего царства в поход; ехал он по стольку-то в день и без всяких приключений прибыл в Каракорону, туда, где были оба князя со своим великим войском. Узнали князья, что Кайду пришел в их страну с великим войском, и не испугались, а храбро стали готовиться к войне.
… Началась битва для обеих сторон; с той и другой стороны много было побито.
… Выказал тут царь Кайду великую храбрость и не будь он здесь, много раз расстроились бы его войска и побежали; но действовал он отлично, воинов своих поддерживал, и стояли они храбро. С другой стороны, сын великого хана и сын сына попа Ивана действовали также отлично.
Что же вам сказать? Знайте, по истинной правде, то была одна из самых жестоких битв между татарами».
На стр. 314 книги Марко Поло – примечание:
«По китайским известиям, Номохан (Намухань) в 1277 г. выступил с войском против Хайду, но некоторые из царевичей, посланных вместе с ним, возмутились против него и взяли его в плен; предводителем восстания был Широки, сын Мункэ-хана. Номохан был отправлен к золотоордынскому хану Менгу-Тимуру. Преемник Менгу-Тимура, Туда-Менгу … возвратил ему свободу и отправил его на родину, где он вскоре умер».
[Следует сказать, что обсуждаемое выше примечание 59 к стр. 15 книги М.Н. Богданова на самом деле связано не с одним, а с четырьмя авторами.
Страница 15 книги – это глава «Эпоха Зэгэтэ Аба». В ней автор, М.Н.Богданов, обсуждает статьи другого исследователя - этнографа М.Н.Хангалова - о бурятской «общественной охоте Зэгэтэ Аба». М.Н.Богданов высказывает предположение, что «такая организация могла возникнуть в ту седую старину, когда складывалась военно-кочевая организация монголов, объединившихся позднее под властью Чингисхана. Военная организация монгольских завоевателей, можно полагать, представляет собой лишь дальнейшее улучшение и усовершенствование организации зэгэтэ-облавщиков».
После этого текста редактор книги - Н.Н. Козьмин – отсылает читателя к примечанию 59, в котором он уже более подробно обсуждает военную организацию монголов, ссылаясь, в свою очередь, на ещё одного автора - Марко Поло.
Таким образом, в историю оказались включены сразу несколько публикаций. Перечислим их (для любопытного читателя).
1). М.Н.Богданов. «Очерки истории бурят-монгольского народа», ред. проф. Н.Н.Козьмин; Бурят-монг. науч. о-во
им. Доржи Банзарова. Бурят-Монгольское изд-во. Верхнеудинск, 1926 г.
Цитируется по: электронная библиотека ГПИБ (Государственная Публичная Историческая Библиотека России)
Примечание 59 - к тексту на стр. 15 книги М.Н. Богданова (это стр. 31 Интернет-файла).
Само примечание 59 приведено на стр. 197-198 книги (это – стр. 213-214 Интернет-файла.
2). Путешествие Марко Поло. Пер. старо-фр. текста И.П. Минаев. Издано Имп. Рус. геогр. обществом под ред. действит. члена В.В. Бартольда. - Санкт-Петербург, 1902.
Цитируется по: [Электронный ресурс] Библиотека Русского географического общества
https://elib.rgo.ru/handle/123456789/211841
Стр. 312 -315 книги - это стр. 350-353 Интернет-файла; глава 198 - на стр. 309 книги, стр. 347 Интернет-файла.
3). Работы М.Н.Хангалова (из его, как пишет проф. Н.Н.Козьмин, «статей о бурятах и монголах, розысканных [так в тексте] Н.Н.Богдановым»:
Известия Сибирского Отделения Русского Географического Общества 1888, т. XIX, № 3 - М.Н.Хангалов,
«Зэгэте-аба, облава на зверей у древних бурят»;
книжная серия «Материалы по этнографии России» т. I. Спб. 1910 - Д.А Клеменц, М.Н.Хангалов,
«Общественные охоты у северных бурят»].
Цитата 2.
Бичурин Н. Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени.
2-е издание, Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено Монахом Иакинфом. Санкт-Петербург. 1834.
Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел).
Нами текст цитируется с сайта: http://az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0060.shtml
«…Только что Даваци вступил на Ханство, как Номохонь-Цзиргал, племянник Даши-Давы, объявил свои права на половину Чжуньгарии и пришел в Или с 10000 войска. Даваци, проиграв сражение, в крайности удалился к берегам Эмила, к Амурсане, который умел хитростию захватить самого Номохонь-Цзиргала и казнил его. Но Даваци не мог долго терпеть при себе столь опасного человека, каков был Амурсана, и как скоро приобрел себе доверенность Чжуньгарского народа, то по убеждению своих Цзайсанов удалил его от себя.
У Амурсаны, как пишут Китайские Историки, слюны текли изо рта, столько хотелось ему Ханского престола, и потому, когда он потерял надежду к достижению оного посредством хитростей, то предпринял открыть себе путь к оному силою. Он вступил в союз с Баньчжуром-Нахчею и Дурботским Номохонем и, при помощи Киргиз-Казаков разорив кочевья по Эмилу, (принадлежавшие Чоросскому Хану), завел хлебопашество по берегам Иртыша. Даваци трижды посылал войска для усмирения его, но безуспешно: наконец, сам пошел на него с 30000 конницы.
Амурсана, не находя себя в силах противиться Хану, уклонился от сражения и в сей крайности вместе с Дурботским Тайцзи Номохонем и Хошотским Тайцзи Баньчжуром, в числе 20000 кибиток, добровольно поддался Китаю. Сие случилось в 1754 году».
Цитата 3.
Позднеев А.М. Монголiя и монголы. Результаты поездки въ Монголию, исполненной въ 1892—1893 гг.
Т. 1. Дневникъ и маршрутъ 1892 г.
Издание Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. С.-Петербургъ. Типография Императорской академии наукъ. 1896
Стр. 67/102 (стр. книги/стр. pdf-файла)
«….Въ 1758 г., 7-го числа последняго весенняго месяца состоялось следующее высочайшее повеленiе хуанди:
«…для управленiя всеми низшими шабинарами недостаточно только одного человека; посему повелевается вызвать халасскаго тусалакчи-цзянь цзюня, Санцзай-дорчжи, и пусть онъ, присматривая за Хуренемъ, хорошенько управляетъ сообща хутухтинскими шабинарами, равно предоставляется ему решать и пограничные дела русскiя».
Такимъ образомъ въ Хурени появился монгольский амбань (высший правитель). Но прошло ещё три года, и для управленiя Хуренемъ и шабинарами уже оказалось недостаточнымъ и двухъ человекъ: 22 числа средняго зимняго месяца 1761 года въ Ургу [Урга - ныне - Улан-Батор, столица Монголии] былъ назначенъ для той же цели второй амбань, и уже из манчжуровъ, по имени Номохонь. Он считался однако ниже монгольскаго амбаня, хотя, вероятно, имел гораздо большее значенiе и влиянiе при пекинскомъ дворе».
Свидетельство о публикации №219092500343