Читаем сказку колобок вместе

                *Николай Мамойко


                ЧИТАЕМ СКАЗКУ "КОЛОБОК" ВМЕСТЕ

                ---Размышления---

        В последнее время стало модно интерпретировать народные сказки. Притом что  главные герои в сказках часто выставлены в  невыгодном свете. Дескать, они и простофили, которых все, кому не лень, легко обводят вокруг пальца, и лежебоки, которые только и надеются на чудо в устройстве своей жизни. Да и умишком сказочные герои не всегда блещут. Проще говоря, они выглядят дурачками и недотепами, которым в результате разных чудес иногда просто везет.

        В этом нет ничего удивительного. Смысл русских народных сказок и без того уже давно искажен. И не только русских.  Иногда  поступки сказочных героев, которые, казалось бы, должны стать моральным ориентиром, приводят в недоумение. Им не только не возникает желания подражать, даже сочувствовать не хочется. А в некоторых случаях и вовсе вызывают глубокое отторжение.

        Почему так происходит? Ответов на этот вопрос много. Но главный - в смене господствующей в разные исторические периоды в обществе морали, стирание из общественной памяти более ранних традиций, понимания и толкования жизненных  обстоятельств.

        Примером таких изменений может служить даже Библия. Поступки многих персонажей в ней вызывают у современного читателя самые негативные эмоции, и уж никак не могут служить образцом для подражания.  Безусловно сказалось  многократное корректирование святой книги в угоду меняющимся представлениям общества о добродетели. Что уж тогда говорить о сказках!

        Сказке "Колобок" повезло больше других.  Она особо любима детьми.  Из-за простоты текста она легкая для запоминания. И в то же время дает возможность познакомиться сразу со многими героями.  И вывод, казалось бы, напрашивается сам собой: сказка учит детишек слушаться взрослых, что нельзя убегать из дома, нельзя доверять чужим, не все ласковые и льстивые их слова правдивы.

        Многие современные авторы  интерпретаций видят смысл более мудреным. Дескать, она передает  астрономические, психологические и даже  мистические представления наших предков об устройстве мира. Но так ли это? И только ли  об этом сказка?  Мне всегда казалось, что в интерпретациях "Колобка" не хватает чего-то очень простого, но в то же  время важного, если не главного. Давайте вместе попробуем разобраться.

        Мне видятся, как минимум, два иных варианта выводов,  которые сказка потеряла в ходе многоразового переосмысления и переиначивания текста.

                Вариант первый

        Он напрашивается с первых строк сказки.  Дед  предлагает бабке пойти по коробу поскрести, по сусекам помести. Вроде бы, совсем плохи дела у деда с бабкой. Но дальнейшее повествование показывает, что это не совсем так. Замесила бабка муку на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

        Каждый раз, читая сказку детям, а потом внуку я исходил слюной, представляя себе приготовленного на сметане и масле да подрумяненного в русской печи  колобка,  духмяный запах которого, наверняка, заполнял всю горницу. И чудился мне совсем другой смысл. Колобок — это  последыш, самый младший, возможно, последний ребенок в роду, а потому  самый любимый. И вот это любимое дитяти росло, росло, а потом прыг, прыг и  за порог...

        Как тонко в сказке подмечен этот этап в жизни Колобка. Сначала лежал, а потом покатился. Да все резвее и резвее:  с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.   Иначе говоря, подрос, набрался сил и... сбежал.  Ушел из дому без родительского благословения. И оказался, наш добрый молодец один на один с суровыми жизненными обстоятельствами.

        Столкнувшись с первыми трудностями, не очень большими, как и сам Заяц, он,  надув пухлые румяные щечки и расправив молодецкие плечи,  стал похваляться:
--Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился по жизни дальше.
        На пути ему кто только ни встречался! От всех уходил наш добрый молодец без особых потерь.  И от Волка, и от Медведя. Сила-то была недюжинная!

        Но тут ему навстречу попалась красавица Лиса, а точнее красавица девица с лисьими повадками. Уж очень понравился ей румяный здоровяк. И она стала обхаживать доброго молодца, говорить ему льстивые речи. И потихоньку приручила свободолюбивого молодца. Он стал совсем послушным и ручным. И, похоже, окончательно  разум потерял. Ну прямо как у людей! Скажет хитрая Лиса запрыгни на нос и он запрыгнет, скажет на язычок - и Колобок уже на язычке...

        Само собой, домой он больше не вернется, пропадет в чужих краях. Напрасно будут ждать его дед и бабка. А все потому, что отправился Колобок в жизненный путь неподготовленным, без родительского благословения. Одной силушки оказалось недостаточно, чтобы быть успешным в жизни.  Простодушие и доверчивость погубили Колобка.

                Вариант второй

        Другой вариант интерпретации сказки представляется мне  трагическим, но в то же время не менее жизненным. Почему возникла такая ситуация, что Деду и Бабке пришлось  по коробу скрести, по сусекам мести, чтобы получился Колобок?

        Дед и бабка — это  символ рода, родовой общины, которая, видимо, оказалась перед лицом трагических обстоятельств.  Беда в очередной раз  подступила к родной стороне. Грозила некогда сытому краю лихолетьем. Вот и собрались старейшины общины, и кинули клич: мобилизовать все последние силы на защиту родной сторонки. В буквальном смысле  поскрести по сусекам, помести по амбарам, то есть собрать всех, кто может послужить родной стороне.
        В этом есть отзвук того, что у древних славян бытовало поверье о сотворении первых людей из теста.  И оно даже закрепилось во фразеологическом обороте  — сделаны из одного теста. Колобок в данном случае олицетворяет  дружину, собранную из молодых парней. Им отдали последнее, самое лучшее. А вот на воинскую выучку времени уже не оставалось. Но молодецкую  дружину это мало смущало. Она рвалась в бой.

        Поначалу боевые традиции рода помогали ей в ратном деле, особенно при встрече со слабым противником, которого в сказке олицетворяет Заяц.   Но с каждым разом победы давались все труднее и труднее. Да и силушки у врага было побольше, о чем свидетельствуют встречи Колобка с Волкам и Медведем. Но и в этих случаях дружина Колобка выходила из трудного положения с честью.

        Но вот им пришлось иметь дело не столько с сильным, сколько с хитрым противником. И Колобок  расслабился, поддался на хитрую лесть. Читаю и вижу аналогию с героем повести "Тарас Бульба" Андрием. Тот вообще изменил своим принципам, своей Родине. Его непреклонная воля бить врага вмиг растворилась без следа в сладких речах польской красавицы.

        Нечто похожее произошло и с Колобком. Прыгнул на язычок, который исторгал льстивые речи, и ... пропал. Не готова оказалась молодецкая дружина и сам Колобок к хитростям врага.

                *  *  *

        Интерпретируя сказку "Колобок" таким образом,  вовсе не хочу  никого уверить, что мои версии самые правильные. У меня была  задача лишь показать многослойность русских сказок на одной из самых любимых малышами. Несмотря на многочисленные переписывания, переиначивания и упрощения она сохранила глубину и образность сказаний, свойственных нашему народу.

24.09.2019г.
г.Смоленск


Рецензии