Качановка. Конец старой сказки

     Окончание. Начало в http://www.proza.ru/2019/09/26/524

     На одной из картин видим князя Михаила Урусова.

     - Какой-то у него не княжеский вид, - сообщаю я жене, - скорее похож на скромного учителя, причем, небольшого роста. Неказистый у нас князь, ох, неказистый!.. Для такой томной красавицы…

     Я как в воду глядел. Узнаем, что в 1907 году здесь, в имении, произошла дуэль между князем Урусовым и бароном Олив. Да, князь все время пропадал на службе, а Елене волей-неволей пришлось влюбиться в молодого однополчанина мужа барона Олива. Как мы уже знаем, романтическая атмосфера Качановки способствует развитию не только платонических отношений... Видно, не устояла Елена...

     Князь обвинил жену в измене, а это значит, что позор можно было смыть только кровью. Но до крови не дошло. Возле церкви, где состоялась дуэль, был прострелен всего лишь сюртук Михаила Урусова. Он в тот же вечер собрал свои вещи и навсегда покинул Качановку. И жену тоже.

     Через год Елена счастливо вышла замуж за веселого барона Олива. Ей было тем проще, что он тоже оказался Михаилом. Очень удобно, скажу я вам, когда имена не разнятся...

     Михаил Урусов погиб в первый же месяц разразившейся в 1914 году мировой войны. А Оливы жили беспечально, тем более что они также азартно, как и прежние хозяева, занимались коллекционированием. И гости из творческого люда у них в Качановке не переводились до самого трагического конца, который наступил в 1918 году. Сами понимаете, что спасти семью Олив могло только бегство из страны. Так и случилось.

     Захватив с собой значительную часть коллекции, бывшие хозяева Качановки выехали во Францию. Поначалу жизнь их складывалась настолько неплохо, что они даже устраивали в Париже выставки произведений искусства из своей коллекции.
     Но со временем стали вести жизнь скромную, пытаясь прокормиться не приличествующей их статусу простой работой. Однако в конце жизни супруги расстались и разъехались – она к сестре в Париж, а он в Германию. Такие вот повороты судьбы.

     Что-то в рассказе про Качановку я отклонился в сторону. Да и есть от чего: при новой власти скучно и грустно стало в Качановке. Впрочем, как после революции во всех «дворянских гнездах» бывшей империи.
 
     Собственно, последующая история этих мест большей частью не интересна: все старо как мир. Торжество плебса и месть прежним хозяевам выразились в разрушении и поругании того, что было сделано ненавистными панами. А от мести пострадало, прежде всего, неописуемой красоты «дворянское гнездо», именуемое Качановкой…

     Местные селяне грабили дворец, разбирали строения по кирпичику, вырубали деревья... Позже грабеж был прекращен и во дворце размещались поочередно разные организации – госпиталь, детский дом, воинская часть, опять госпитали, противотуберкулезный санаторий, – пока не было принято решение об устройстве здесь национального заповедника.

     Разгуливая по парку, а затем по дворцу, я с сожалением понимал, что как бы не следили за состоянием всего ансамбля в целом, никогда Качановка не станет тем, чем она была при истинных хозяевах.
     Нынешняя Качановка – это бледная тень той, когда здесь роились творческие люди, когда здесь постоянно что-то преображалось или строилось новое, когда за парком следили крупнейшие специалисты паркового дела, а в озерах плескались лебеди.
     И это при том, что даже сейчас Качановка поражает вас своим масштабом и  красотой!..

     А еще думал, когда мы уезжали из Качановки:

     «Как же всему, что осталось от прежних времен,  нужен хозяин!.. Да чтобы добрый и честный. И чтоб до него доходили деньги, которые государство все-таки выделяет. Хотя бы те, что есть, а лучше, чтобы больше...» 

      Мой посыл формировался на эмоциях, которые я получил от пребывания в Качановке. Но если рассуждать масштабно, то декларировать лучше так:

      «Всему на нашей земле нужен хозяин. Только где их наберешься, хозяев этих?..»

      Когда-то в Качановке жило не одно поколение истовых меценатов, и сколько же они доброго сделали для страны и народа. Может, теперь найдутся наследники облагодетельствованных качановскими доброхотами граждан и воздадут должное – не людям, нет! – а народному достоянию? На радость всем…    


Рецензии
Здравствуйте, Александр. Интересная история прекрасной усадьбы с таким простым названием. А я думаю, как они уезжали, навсегда убегали. Вынужденная эмиграция. Моя подруга в Америке попала в церковь, где оказывается много потомков той первой волны эмиграции. Говорит, у них лица даже какие-то другие.
Спасибо. Отличный репортаж получился.

Ирен Бертрам   27.09.2019 08:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирэн. Думаю, что эмигранты первой волны в подавляющем большинстве все-таки были очень образованными людьми. А интеллектуальное наследие не пропьешь. Поэтому и лица иные. С другой стороны, жизнь последующих поколений эмигрантов в новой отчизне совсем другая, чем у нас. Возможно, они какие-то стороны нашей жизни даже не представляют... Спасибо. С уважением.

Александр Алексеенко 2   27.09.2019 13:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.