школьные годы чудесные

Школьные годы чудесные.

И вот Алевтина идет в первый класс. Это для нее долгожданное событие. Первая линейка и много, много первых классов. а, б, в, г, д, е. Она не в лучшем, в «г». Это сейчас я понимаю, что надо бы быть в а или б, а тогда не думали об этом. И молодая учительница Валентина Семеновна, только после училища, да еще и с Украины (это постоянная буква "гэ"), плохое знание русского языка и как результат, мой хромающий русский на всю жизнь. Спустя годы, думая и анализируя это, очень старалась отправить своих детей к хорошему учителю начальных классов. Думаю, это оправдало себя.
И вот школа. Алевтине почти 8 лет, и она почти самая большая в классе и по росту, и по уму, и по знаниям, похоже тоже. Хорошо умеет и читать, и писать, а ее заставляют рисовать палочки. И еще так, чтобы это было лучше всех. По несколько раз переписывает тетрадки, чтобы все было идеально. Уж мама Лара старалась наладить каллиграфию. И это ей удалось. Алевтина отличница. Одни пятерки, и по русскому языку пока тоже.
Мы учимся. Но увы, никаких уроков рисования или физкультуры. Все время уходит на русский и математику. Сейчас уже не помнишь почему так, но скорее всего молодая учительница не успевает проходить программу по основным предметам. И их приходиться догонять за счет других, менее, по ее мнению, важных уроков. И это Алевтина не любила больше всего. Ей очень хочется на физкультуру или порисовать, а вместо этого опять математика и русский. Она знает материал, но приходится все время делать то, что ей не интересно. И сейчас, когда пишу эти строки и имею большой педагогический опыт, я ратую за то, чтобы дети набирались в классы по знаниям. Думаю, именно из-за этого, появляются отпетые двоечники, а отличникам становится скучно. Ведь чаше всего учитель ведет урок равняясь на среднего ученика. За полвека, мало что изменилось. Ну если только не брать во внимание спецшколы, куда поступают по большому конкурсу. (пример в Москве Лицей вторая школа, куда не любой отличник поступит)
И все это продолжалось до конца 4-го класса, закончив началку круглой отличницей, так как не было практически никаких усилий на учебу.
В это же время начались занятия танцами, правда не долго, так как считается, что танцы и музыку тянуть невозможно, а надо получить музыкальное образование (а потянула бы, и еще как!). И ее отдают в музыкальную школу, на класс фортепиано, благо инструмент дома есть, и она уже умеет немного играть и знает все ноты. В семье это девочки играли почти все. ЕЕ бабушка играла на гитаре, дедушка на гитаре и на мандолине, мама на пианино, папа на баяне. Так что выбора особо не было. Музыкальная школа была до окончания 8 класса (это как сейчас 9)
Училась в музыкалке без особого вдохновения, заниматься ее всегда заставляли, поэтому особых успехов в игре не было, а вот сольфеджио очень любила и была одной из самых лучших учениц на этом предмете. И даже было желание пойти в музыкальное училище на отделение теории музыки, правда туда ее не пустили после 8 класса. Сказали, закончи 10, и иди куда хочешь.
Алевтина хорошо поет в хоре музыкальной школы, и поет во-вторых альтах, где всего несколько человек, и они прекрасно держат свою партию. Закончила школу с одной четверкой по инструменту, а все остальные пятерки. И никогда она не жалела о том, что ее иногда заставляли учиться во второй школе, и приходилось чем- то жертвовать ради музыки.
Алевтина творческий человек, ей все интересно, везде успевает, и активистка, и участница инструментального ансамбля, где пытается играть на бас гитаре, откуда и пошло увлечение гитарой. И даже на день рождения она получает в подарок семиструнку (которую в последствии переделывает на шести, а потом с кем-то уже в институте, меняется на настоящую шестиструнку).
Ансамбль долго не просуществовал и как-то сам собою распался. Но воспоминания остались.
Танцы ее в коллективе тоже кончились, почти не начавшись, но продолжились на танцплощадке, куда она начала бегать уже в 6 классе в тайне от всех ее старших. Первый раз попала в Самаре, совсем случайно, со своей подругой Валюхой. Валентина всегда считала эту девочку с бантиками «ботаником», и пыталась вовлечь куда-нибудь. Вовлекла и даже очень. Вернувшись домой, домашняя девчонка тут же организовала свое детское окружение на танцпол. Благо, он был совсем рядом. Конечно мама скоро поняла где искать шуструю дочурку, и часто вытаскивала ее оттуда. Но она там оказывалась снова и снова и отрывалась, и танцевала до упада. И не пропускала их почти никогда. У дворца химиков, танцы были в среду, субботу и воскресенье, а в пятницу ездили в жилгородок, и танцевали там. Ничего плохого в этом увлечении не было, они просто танцевали, видимо должен был выход детской энергии, и там это было. И затем в институте, тоже любила танцевать и всегда искала момент, чтобы сделать это.
Вообще жизнь юной особы была очень подвижной: по выходным дням, зимой ездили на лыжную базу, где трасса в 10 км, была легким развлечением. Катание с гор, как на простых лыжах, так и на горных, в любую погоду, и почти до весенних луж. И это все в конце 60х и в начале 70х.
А летом была сплошная Волга. В Балаково был остров Пустынный (думаю его помнят многие), а в Самаре с дедом и родственниками были за «Волгой», как это называлось. Там были большие палаточные города, и связь с городом была только на лодке. Она переходила из рук в руки, потому что бабушка жить там не могла, и лишь изредка на теплоходе, ездила с ней в Винновку, где жили дядя Вася с тетей Леной. Там была большая стоянка Экскурсионных теплоходов, и всегда было много туристов. Но она больше любила проводить время с дедом или с Борисом в палаточных городах. Именно там Алевтина научилась плавать, ловить рыбу, готовить на костре и многое другое.
В конце концов все это привело к тому, что она увлеклась еще и парусным спортом, и парус так увлек, что начала ходить в походы, и так умело управлялась парусами, что взрослые наставники помнили это много лет спустя. Вот были такие девочки Оля и Аля, которые держали спинакер легко и просто.
Юная девочка пыталась бурно жить и почти везде успевать, где только можно было. Все интересное, что появлялось в городе не проходило мимо нее.
Не прошло мимо и подводное ориентирование, и первые пробы с аквалангом. И это, наверное, положило начало спортивному ориентированию уже в более взрослой жизни.
Подводное плавание было недолгим, слишком сильно стали накачиваться ноги, и она испугалась. И проплавов целое лето, бросила его к осени.
А вот увлечение театром было долгим. Где-то в 7 классе открылась театральная студия, с самыми настоящими уроками по сценическому движению и с техникой речи. Было очень интересно и взрослеющая девочка увлеклась сценой, понимая, конечно, что такого таланта, чтобы стать актрисой у нее нет, но играла и училась как могла. Студия была недолгой, (быстро закрылась, а увлечение осталось. И она с удовольствием перешла в народный театр, куда пригласили ее маму, а она, видя такое рвение, порекомендовала дочь. Режиссер был долгие годы Мрякин
Было сыграно много спектаклей, получено много ролей, но самой любимой стала лиса Алиса в спектакле Буратино. Это был уже 10 класс (последний), классная руководительница ругается на на выпускницу, как это возможно, но она вся в театре, еще и часть класса со ней.
Школа идет к концу и практически отлично, исключая английский и русский, с ними все тот же напряг). Да, тянуть их на 5 самой, без репетиторов бесполезно и это понимаешь только сейчас. А тогда репетиторы были не в моде. Вернее, их ни у кого не было, а если может и были, никто этого не знал.  Почти все и везде успевает. И любимая яхта всегда рядом.
Яхтенный случай в начале мая, почти перед экзаменами:
Первый выход после зимовки вечерочком в Саратовское море (водохранилище). Отличная погода, лёгкий ветерок, все на палубе наслаждаются весенним закатом, который ничего не предвещает плохого.
И вдруг!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Случается, нечто. Стихает ветер. Он не то что стихает чуть-чуть. Он пропадает совсем. Полнейший штиль. Ни одного дуновения. С одной стороны, что можно желать лучшего, но это когда ты на берегу. А когда ты на яхте!
Но яхта классическая, и на ней есть мотор. Сейчас заведем и домой;
Но увы, выход первый, и мотор не желает никак работать. Темнеет... Судно на входе в судоходный канал. Место узкое. Движение теплоходов тогда очень плотное. Зажигается на мачте стояночный огонь.
Проплывающие мимо корабли обносят нас, как только можно, думая, ну кому пришло в голову в таком месте встать на стоянку. А мы - стоим! И наслаждаемся наступающей ночью.
Механик возится с мотором, мы пытаемся ловить ветер, хотя понимаем, что это бесполезно. Но настроение у всех отличное, весеннее. И очень приятный теплый вечер, и конечно появляется гитара. И мы все поем.
Никогда я больше не встречала такой красивой и безветренной ночи на воде. Луна сияла над нами, мы сидели на палубе в надежде к утру чего-то поймать и попасть на берег. Но этого так и не случилось. Ночь, гитара, песни и мы посередине судоходного канала. И только утром чуть-чуть-чуть появилась рябушка и мы с черепашьей скоростью двигаемся к стоянке нашей яхты.
Волнений теперь у всех было море. Прогулы на работе, в школе. Все понимали, ну как объяснить, что ты не мог попасть на берег. Никак не мог. И конечно волнение родителей, которые не дождались послушных детей в эту ночь домой. И мама Алевтины, не дождавшись вечером, побежала на яхту. С одной стороны, понятно, яхты нет, она на яхте, а с другой стороны, что с яхтой! Но все кончилось благополучно. Все вернулись, все получили нагоняй и особенно досталось нашей Алевтине от классного руководителя, которая устроила целую истерику по поводу прогула перед выпускными экзаменами. Да, да. Это сейчас спокойно ставят н-ку и не сильно волнуются. А тогда это было событием, о котором говорили несколько дней и вызывали родителей в школу.
Да воспоминания об этом событии остались на всю жизнь. Алевтина благодарна всем, кто был со нею рядом во всех этих увлекательных мероприятиях, походах, авралах со сменой парусов. Все давало хорошую закалку и жизненный опыт.
И наконец наступают выпускные экзамены. Их много, и надо сдавать все, что тебе пригодиться в институте и нет. И английский, и литературу, и сочинение, и многое-многое другое... а нужно то всего физику и математику. И кто-то сейчас говорит, что ЕГЭ - это трудно! Ничего подобного, тогда было трудно, сейчас намного легче. Но все сдано, сдано на отлично. Аттестат и водительские права в кармане. Выпускной, последний школьный вальс. Надо вступать во взрослую жизнь.
Куплен билет на самолет до Москвы. Самолет взмывает над старым аэропортом, который почти в городе, и уносит 17-ти летнюю уже не школьницу в новую взрослую жизнь! Балаково прощай!


Рецензии