Условность науки. Не слишком ли верим в абсолют?

Условность науки | Не слишком ли мы верим в её абсолют?

"В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нём математики" (Иммануил Кант, "Метафизические основы естествознания", 1786).


Наука базируется на формализации знаний, на условных соглашениях, на аксиоматике (базовые правила, соглашения, определения). Нет никаких ограничений на смену аксиоматики. То, что было истинным в старой аксиоматике, может стать ложным в новой.

Результаты опровержения трёх постулатов Геттингенской программы Давида Гильберта: математика, увы, неполна, противоречива и неразрешима.

Знаменитая теорема Курта Гёделя о неполноте исчисления. Упрощённая формулировка: для любой непротиворечивой системы аксиом существует утверждение, которое в рамках принятой аксиоматической системы не может быть ни доказано, ни опровергнуто.

Находясь в рамках конкретной формальной системы, мы можем добиваться новых интересных и полезных результатов (суждения, выводы), но взамен становимся узниками, заложниками этой системы, её неизбежных ограничений. И должны осознавать границы её применимости (как и любого инструмента). Мы не в силах даже внутри неё гарантировать порядок. Не говоря уже о том, насколько корректно в том или ином случае распространять законы этой полезной условности на действительность.

Вопрос корректности применения и отображения научных постулатов и (формального) аппарата науки на действительность не столь прост, как может показаться. Мы активно применяем те или иные законы, но всегда ли отдаём себе отчёт, насколько это корректно в данной ситуации?

Чтобы сгладить углы своего главного инструмента познания, мы вынуждены в доказательствах и рассуждениях прибегать к неоднозначному естественному языку. Частично удаётся убрать неоднозначность за счет фиксации терминологии (эталонные терминологические словари), но и здесь всё равно приходится прибегать к пресловутому здравому смыслу и естественному языку. Который не имеет раз и навсегда установленного однозначного толкового словаря.

Одно и то же слово с годами меняет смысловую окраску, в разном контексте может иметь разную семантику, принимать разное значение. Более того, глубинное понимание его у разных людей и народов нередко разное. Понимание (интерпретация) во многом зависит от ментального контекста (культура, образование, опыт, мировоззрение).

Научные гипотезы — это одно. Принятые научным сообществом ключевые теории естествознания — совсем иное. Через какое-то время они незаметно покрываются эпоксидкой и становятся незыблемыми учениями, которые сродни вере. Ибо сомнение или даже неприятие их возводит остальных в ранг изгоев и даже еретиков. Научная инквизиция сегодня — уже не фантастика, а реальность.

Вера и наука — два разных взгляда. Но они схожи в том, что опираются на (безусловное) принятие базовых постулатов, догматов, аксиом. Из которых в дальнейшем и выстраивают свою призму восприятия мироздания и человека. Иными словами, ученые верят (!) в свою аксиоматику. Проходят годы, десятилетия. Появляются новые факты, вскрываются новые обстоятельства, приобретаются новые знания... И научная "аксиоматика" подлежит пересмотру. Эволюция научного знания...

Напрашивается вывод: наука — это полезная условность, опирающаяся на формальный аппарат умозаключений. Установленные (кем-то) и принятые (нами) правила игры. Любые попытки узурпировать научную истину в этом свете выглядят весьма неприглядно и самонадеянно.


Рецензии
Всё правильно сказано. С выводом полностью согласен. Если не возражаете, буду его при случае цитировать, разумеется со ссылкой на первоисточник.

Николай Орехов   27.09.2019 05:30     Заявить о нарушении
Спасибо. Никаких возражений.

Руслан Богатырев   27.09.2019 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.