Качановка. Время расцвета
Время просто летит, поэтому прогулку по парку мы нехотя сворачиваем и направляемся во дворец. И тут я снова вспоминаю историю Качановки и ее главной цитадели, дворца то есть. Самое значительное развитие и благоустройство дворца произошло во время хозяйствования сына Василия Тарновского – Василия Васильевича Тарновского-младшего.
Вот кто неистово, не щадя сил и собственного бюджета, преображал свое родовое гнездо, кто наполнял его произведениями искусства, к кому съезжались со всех концов империи творческие люди, получали от него всевозможную помощь и провозглашали здравницы в честь своего благодетеля. Можно даже выразиться более категорично: при Василии Тарновском-младшем Качановка достигла пика в своем развитии.
Василий Тарновский-младший надстроил над крыльями дворца полноценный второй этаж, поднял сам купол, продолжил улучшать парк и близлежащую территорию. Про хозяина Качановки современники говорили, что у него было три страсти: парк, коллекция и женщины. Даже так. А что? Романтическая и сердечная атмосфера имения настраивала только на такой лад.
И сам Василий Тарновский-младший был большой оригинал. Например, ходил одетым в казацкий наряд, носил усы, собирал все, что связано с гетманскими временами и был большой патриот своей Украины.
Кстати, гостивший здесь Илья Репин с него написал несколько портретов в таком убранстве. И даже изобразил его на своей картине «Запорожцы» под видом угрюмого казака.
Репин рисовал и жену хозяина. Кроме Репина в Качановку приезжали и другие художники, отображали природу и живописные места, а также хозяев имения. Серов, Маковский, Врубель... А писателей сколько... Кого здесь только не было!..
Незадолго до своей смерти в Качановке снова побывал Тарас Шевченко. У Василия Васильевича-младшего сохранилось множество предметов искусства и просто вещей, связанных с поэтом. Он был его большим поклонником, помогал, чем мог. А после смерти даже предлагал похоронить Шевченко в Качановке. Но с этим, как известно, не сложилось. Вот средств на чугунный крест, что установили в Каневе на могиле Шевченко, Тарновский выделил больше всех.
Мы ходим по залам дворца, рассматриваем многочисленные картины, мебель, музыкальные инструменты и прочее имущество, чудом сохранившееся за долгое время после истинных хозяев.
Вспомнилось еще одно интересное обстоятельство. После революции селяне растащили многое из дворца, хоть позже что-то и вернули. Но примечателен другой факт, что когда наступило время немецкой оккупации, то собрали гораздо больше: немцы пригрозили репрессиями. Правда, эта угроза сыграла и плохую роль, потому что многие из страха перед наказанием просто уничтожили украденное.
Вот зеркало в вестибюле дворца сохранилось! А оно стояло здесь еще со времен графа Румянцева! Восемнадцатый век, зеркало из венецианского стекла, а выглядит превосходно. Смотришь в него и представляешь, сколько народу гляделось в это стекло: и хозяев, и гостей, и просто случайных людей...
Чудно, что я только сейчас, когда пишу эти строки, об этом предметно задумался и даже взволновался – через зеркало ты как бы соприкасался с вечностью. А вдруг все лица людей, что стояли возле зеркала, записывались на амальгаме?..
А что картины? Ведь главная коллекция Василия Тарновского еще при жизни была передана черниговскому земству и, в основном, благополучно дожила до наших дней. Сейчас коллекция выставлена в Черниговском художественном музее.
Однако в нынешней Качановке тоже кое-что размещено. Но здесь картины носят, так сказать, прикладной характер: на них отображены все главные действующие лица Качановки. Тут и Румянцев, и Григорий Тарновский со своей женой, и Василий Тарновский-старший, и его сын... А вот показались новые герои – Харитоненки. И почему они здесь?
Жизнь вещь злая, и было вполне ожидаемо, что рано или поздно, но разорится хлебосольный хозяин Качановки. Так, увы, и случилось. Пришлось Василию Тарновскому-младшему продать свое имение с Парафиевкой в придачу «сахарному королю» Павлу Харитоненко.
Лишившись всего, Василий Тарновский переехал в Киев, где через год после печальных событий и умер. Не вынесло его сердце разлуки со своими любимыми местами и дорогими сердцу вещами. Ведь столько любви и заботы он проявлял к Качановке и ко всему, что там было!.. Сколько души вложил Василий Тарновский в дело всей своей жизни, а пришлось с ним расстаться. Даром для здоровья такие трагические метаморфозы не проходят…
Так что же Харитоненко? Зачем ему потребовалась Качановка? Попробуем разобраться.
В очередном зале дворца мы замечаем картину, на которой художник изобразил немногочисленное семейство «сахарного короля». Особо выделяем видную девицу.
- Наверное, дочь его, - делает сногсшибательный по глубокомыслию вывод Ира.
Естественно, что мы наливаемся гордостью от своей проницательности. Тем более что далее картины, где эта особа присутствует уже в единственном числе, идут одна за другой. Она только поначалу именуется как Елена Харитоненко. Чуть дальше – уже Елена Павловна Олив. И картины написаны не какими-то деревенскими мазилами, а замечательными мастерами Валентином Серовым и Константином Сомовым.
Павел Харитоненко был выходец из простой семьи. Его отец начал собственное дело, связанное с производством сахара. Но дело у отца пошло настолько хорошо, что и сыну он смог передать в наследство не пару мешков с сахаром, а кое-что гораздо существеннее. А сын Павел в семейном бизнесе был еще более удачлив, чем его отец.
Павел Харитоненко разбогател и превратился в настоящего нувориша. Однако и меценатом он был искренним. Помогал музыкантам и художникам, давал деньги на строительство храмов, мостов и новых учебных заведений. Кстати, на памятник Богдану Хмельницкому в Киеве пожертвовал немалые средства.
Жил он больше в Москве, имел родовую усадьбу в Харьковской губернии, а Качановку купил в приданое для своей дочери Елены. Она выходила замуж за князя Михаила Урусова, и негоже было родниться с княжеским родом без достойного приданого.
Харитоненко тоже приложил руку и труд к благоустройству, как дворца, так и парка. При нем во дворец провели электричество и телефон. Качановка и при Харитоненко продолжала хорошеть. Туда по-прежнему слетались творческие люди. Только один год было неспокойно в этом благословенном месте. Сейчас расскажу – почему.
Окончание в http://www.proza.ru/2019/09/26/1167
Свидетельство о публикации №219092600524