Победители

При строительстве станции им."Октябрьской революции" в течении восемьсот шести дней были мого радостных дней от результатов выполненных работ и были ошибки и несчастные  случаи и даже человеческие  жертвы. Станцию площадью восемь тысяч квадратных метров расположили под улицей Пушкина между сквером и торговым центром "Детский мир" Сваебойная техника с 29 июля 1972 года начала забивать двутавровые сваи в лёссовый грунт на глубину более 15 м. Их было забито не менее тысячи штук. Для укладки подземных коммуникации  параллельно станции построили малый коллектор диаметром 2,5 и  длиной 560 метров. Около ста тысяч кубов грунта было изъято с котлована. Верхние концы свай через всю улицу закрепили сварными расстрелами. По мере вскрытия между тавровыми сваями обшили досками стенки котлована.  В месте выхода тоннелей на станцию торцевые стены сваями не крепили, при выборке грунта со тороны Детского мира трое рабочих сели покурить в тени от солнца и ... в это время пошла стена. Самый молодой рванулся прочь, его засыпало по пояс, а двое остались. Причина обвала - наличие обводнённого участка под уличным лотком на улице Навои. Строители принятые на работу  в конце 1972 года работали на строительстве станции. Она не была глубокой и сваи не забивались. От неё до станции "Дружбы народов" пролегала глубокая Бозсу и через нее тоннель проходила над поверхностью земли, как перед станцией "Пушкинская". Станция "Хамза" соединялась со станцией "50 лет Октября"( ныне Мирзо Улугбек). Все 12 станций  имели документацию для начала строительства. Пока забивались сваи на одних станциях, на других ( Чиланзар , 50 лет Октября ) стройка шла под землёй. На улице Мукими перегородили участок перекрёстка под строительство  вертикального ствола для подачи материалов с поверхности на вагонетки. В обеденный перерыв по пути в кафе мы часто смотрели, опираясь на арматурные ограждения, как идёт работа по креплению тюбингов на стенах вертикального тоннеля глубиной более 20 метров. На дне грузились вагонетки и увозились в боковые тоннели в сторону строящихся подземных станций.
С низу ребята переговаривались с нами, говорили , что работают по вахтам и время обеда не совпадает с с временем обеда у односменных. И тут полетела плохо прихваченная арматура от перил и угодила прямо в рот проходчику. Отвалилась челюсть, о чудо, она оказалась вставной , а пострадавший - боксёр Дзюба.. отделался испугом. Однако вскоре здесь произошло более ужасное... Вокруг ограждённого участка переставили трамвайную линию с тоководными столбами посреди путей. При крутом вираже мальчик высунул голову в окно против задних дверей и ему моментально оторвало голову рамой окна трамвая, проезжающего впритык со столбом. Скорая вместе с трупом увезла  и  девушку , водителя трамвая , успевшую тормознуть перед потерей сознания.
На одной из подземных станции двоих ребят (одного на смерть)придавило боковой плитой отвалившейся при перемещений вагонетки вручную. Сменного мастера спасло от суда отсутствие на технологическом чертеже указания  места сварки при монтаже.
Зимой, пока забивали сваи на других станциях, готовили наземный участок метро с мостом через канал Бозсу. Мы строили раструб и основание станции "Хамза", когда завыли сирены и срочно отправили автокраны на место аварии с падением рейсового автобуса в Бозсу. Перегруженный Лиаз с рабочими мясокомбината перевернулся в глубокий откос с последующим погружением в восьми метровую глубину отводного канала. Автобус был настолько перегружен, что двери не закрывались и в тесноте пассажиры в дверях застряли. Выплыл шофёр и только один пассажир...    На снимке с транспарантом автор с Русланчиком. далее, третий справа, просматриваются ноги Айрата. 


Рецензии