Не подводя итоги
Он смерть сыграл.Спектакль краток был.
Я Рим не поджигал, но голубой вороной
Средь серых воробьёв,играя,жизнь прожил.
Но публике игра надоедает –
Не дай мне Бог её услышать свист;
Внимание!Вот сцену покидает
Всея Земли заслуженный артист....
Октябрь 1996
или путь от чужих текстов к своим ...
Лев Толстой помнил себя годовалым младенцем, которого купали в корыте /! /
Холотропные психологи утверждают, что могут довести воспоминания человека
до его пребывания в утробе матери: существуют детальные отчёты людей об
обстоятельствах их рождения.
Не удивлюсь, когда мы прочтем свидетельства о моменте зачатия, о пребывании в
качестве сперматозоида и т.д.
Говорю об этом потому, что моя память не сохранила многих важных для человека
вещей... Лет двадцать назад молодой коллега по кафедре раздраженно сказал: - Ты
человек без опыта! – Моя жена часто присоединяется к его мнению.
Может быть, гипертрофированное чтение в детстве и юности, этакая литературная
нирвана и вызвала эту оценку: моей первой книгой, прочитанной в возрасте 7 лет,
был исторический / и взрослый / роман А. Толстого « Петр Первый «.
Память не сохранила ни книжек – раскрасок, ни первых сказок, как это полагается в
детстве. С этой книги начинается почти семидесятилетний марш книгочея.
Итогом хаотического « алкочтения « - плохие школьные и институтские успехи и
невыполненные родительские задания и ..регулярные / где – то раз в неделю/
физические « внушения « /в Европе детей и юношей давно не бьют, может, иногда и
надо?/
К слову, на взаимоотношения с отцом в более зрелом возрасте это не отразилось и
сыновьего почтения не уменьшило... Итак, книги, книги, книги. В основном художественные. У Генри Миллера есть довольно толстая вещь, которая так и называется: « Книги в моей жизни « - такую должен был написать я.
Сотни, тысячи книг. Прибавим чтение так называемых « толстых « литературно –
художественных журналов.
Осмысляя и не ревизуя прожитую жизнь, можно сказать, что, независимо от качества
мною написанного, я – человек литературный /homo litterarius / Другим важным
моментом, объясняющим постоянное невключение в реальность, является Игра.
Игра словами, сюжетами, историями.
В 5 –7 классах я всегда изобретал какие – то коллективные игры: играли в императора
Нерона, в фараонов и богиню Изиду /которую исполнял ..я./
Позднее, в конце 9 класса, я придумал « Великое Государство ученических вольно -стей «, его ..конституцию, статут орденов /Архимед, Сократ, Петр 1/ и т.д. Один из
одноклассников сообщил / донёс ?/ об этом директору школы.Тот, посчитав мою
затею чем – то антисоветским, сообщил в Министерство государственной безопасности. Меня увели прямо из школы и..несколько раз допрашивали.Дело в том, что созданные мной « документы « показались им вполне взрослыми и « товарищам «
хотелось узнать, кто стоит у меня за спиной... На дворе стоял 1954 год. Меня спасло
отсутствие реальных действий и неожиданный либерализм допрашивающих.
Позже я прочел мемуары молодых людей / правда они были несколько старше/, которые действительно пытались как – то бороться с режимом. Расплата была:
10 –15 – 20 лет лагерей. Моя игра была невинной фантазией, но в компенсацию за
пережитый стресс, разрешите назвать себя также и homo ludens/человек играющий /...
Эйфория чтения порождала уверенность, что буду либо писателем, либо журналистом,
притом, что ничего для этого не делалось.
Правда, в 13 лет я написал, подражая В.Маяковскому : - Ты ушла.
Из домны сердца выгребаю
Пустых страстей перегоревших
Шлак.-
Затем «литературность « проявилась в годы институтской учёбы: писались эпиграммы,
пародии. Стихи по случаю / vers d`occasion / в основном юмористически – пародийного
характера сочинял и позже, но кто не занимался подобным? В интересах истины отмечу : подражание балладе Фр.Вийона « От жажды умираю над ручьём « / 1960 / и
два экспериментальных сочинения, написанных в манере пост – модерна /1963 /, - попытка доведения до абсурда стилистических и речевых структур современной прозы.
Легальных возможностей для публикации таких вещей тогда не было. Перо было вложено в ножны...
Лишь через 35 лет нормально переживаемого молчания, накануне 60 – летия / !/ я, повинуясь непонятным голосам и импульсам, стал интенсивно писать..и рисовать.
Возможно, одним из мотивов был страх перед уходом / я уже 13 лет был серьёзно болен /, желание оставить после себя что – то.Возможно, сама атмосфера общего
социального кризиса /распад СССР, отпадение республик Балтии/ тоже как – то активизировала область подсознательного: рушился привычный жизнеуклад; а когда
это происходит, дело имеешь с ангелами или демонами...
Но, пожалуй, самое важное – это полная свобода самовыражения,наступившая в 90 – е годы.
Героями моих стихов стали либо исторические личности / Сократ, маркиз де- Сад, Казанова, О. Уайльд, З. Фрейд и др./, либо темы, связанные с творчеством. Общая
тенденция стихов: антибуржуазность, критический пересмотр некоторых мифов, клише, Эрос в ироничнской упаковке. Смелость самовыражения обеспечила успех.
в узких кругах полубогемы.
Когда позднее я показал их довольно известному московскому критику, составителю
поэтических антологий, тот оценил их, как вещи дружеского жанра, весёлые, остроумные, но стоящие как бы на грани, которая отделяет поэзию от непоэзии.
Вдобавок он назвал мой словарь – словарем « типичного городского интеллигента «.
За словарь я больше обиделся, чем за общую оценку...
В Германии я значительно расширил тематический диапазон стихов и несколько
усовершенствовал стиль. Теперь он, по мнению другого критика, « местами блестящ,
но в целом не дотягивает «.
Да, я не дотягиваю до Пастернака, Цветаевой, Рильке, Блока, да мало ли кого?
Наличие сонма великих не должно парализовать творческую волю.
Главное – писать, пока есть новизна и страсть / лирическая ли, обличающая ли /.
В искусстве важны: боль и личность!...
Последние годы меня занимают / и находят отражение в моем творчестве / акты
символического сопричастия с тенями Моцарта, Гете, Маяковского, богини Изиды: я веду с ними диалог, надеюсь на их защиту – общение и идентификация
с ними стало неотъемлемой частью творческого процесса. И когда я стою у мольберта,
идёт перекличка с Гогеном или Матиссом...
Иногда мне кажется, что сама моя жизнь сделалась творением искусства; передать
словами это трудно...
Когда пишутся эти строки, мне уже исполнилось 75 лет.
Я, в отличие от Франца Кафки, не желаю уничтожения после моего ухода всего мной
написанного /вспомним его завещание Максу Броду /.Но и не надеюсь на долгую
жизнь стихов и, главное,- моих картин. Вот почему так обильно в моих стихах
и поэмах фигурирует..Исидор Коган, мой alter ego.- Вы не знаете меня и не хотите знать! – как бы говорю я – ну так я себя увековечу сам!-
К 70-летию я себе сделал подарок: написал большую вещь в стихах:»Verfahren gegen Isidor“, где д-р Фауст обвиняет И.К. в легкомыслии, дерзости, самомнении, с каким тот
утверждает себя, а вот бедному Gelehrterу Фаусту, дескать, всё давалось с трудом...
Трибунал / а это, в основном, инквизиторы / должен меня осудить...
Ход процесса преломляет защита: Моцарт, Маяковский и др. И так далее.
Затем последовала поэма « Дар Изиды «-фантасмагория, где фигурирует уже надоев-
ший вам автор: из10 читателей поэмы 2 нашли её гениальной...
Страстное желание « мумифицировать « себя и своё творчество, мало известное
народам Океании, породило эти вещи. А если серьёзно, то « кастальский « ключ
вдохновения пересыхает.
И когда это произойдет, я снова вернусь в лоно чтения с сознанием и надеждой, что
в Мировую Книгу внёс хотя бы..одну запятую...
Краткая автобиография
Родился 20.07.1936 г. в городе Ленинграде / Санкт – Петербург /
В марте 1942 г. вместе с матерью эвакуирован из блокадного города
1942 – 1947 гг. – проживал в селе Свияжск / Татарская автономная республика /,
где закончил начальную школу
В 1947 г. вместе с родителями переехал в город Ригу /ЛатССР /
1954 – 1960 гг. – закончил историко – филологический факультет Латвийского Гос.
Университета
1961 г. – женился на Валентине Лапковской
1963 г. – рождение сына Евгения
1960 –1970 гг. – работал учителем, научным сотрудником Гос. Исторического Архива,
занимался вопросами рационализации управленческого труда на
предприятиях, в проектно – конструкторском бюро
1970 – 1998 гг. – преподавал социологию и соц.психологию в высшей школе, работал
социологом
1996 – 1999 гг.- участие в художественных выставках / Рига /
1999 г. – опубликован сборник стихов «Голубая ворона « / Рига /
апрель 1999 г. – переезд на постоянное жительство в Германию/ город Реклингхаузен,
земля Северный Рейн – Вестфалия /
1999 – 2007 гг. – выставки работ художника И. Когана / г.Реклингхаузен/
2002 – 2011 гг. – публикации в журнале « Литературный европеец « / Франкфурт – на
Майне/, в антологиях « Муза Лореляя «, « Одилев « и др. изданиях
2008 г. – получил гражданство Германии.
30 августа 2011
ДОБАВЛЕНИЕ
В 2011 г. в польском городе БИТОМ( BYTOM)- побратиме г.Реклингхаузена состоялась персональная выставка моих работ. В 2013 в Риге был издан двух-томник стихов « Терпи, ЭВТЕРПА!».Затем началась череда тяжелых болезней.Но сумел в 2018 г. в Риге издать « Бедную прозу»-где соединил вещи 1963 года с циклом новелл позднего периода.Тексты эти прошли «апробацию» на ФЕЙСБУКЕ,где я « служу « с 2016г.Там родились мои тексты-вожжи,которыми я подстегивал нечитающую публику.Завершая,скажу: моя самооценка,в принципе,не разошлась с оценкой 20-40 человек,в числе которых: Флобер,Свифт,Вольтер и ..да мало ли кто(полу-шутка).
ЧИТАЙТЕ! ЧТИТЕ!
26.09.2019.
Свидетельство о публикации №219092600801