Жизнь в цветных пятнах 6

   Объяснить необъяснимое.
 Чем отличается восприятие мира зрячих и незрячих людей определить непросто.
Почему именно так? Видящие наблюдают за слепорождёнными, строят предположения об их восприятии действительности, но понять его до конца едва ли сумеют. У них есть зрение. Даже давно ослепший человек в восприятии мира до конца жизни останется словно бы видящим. У него есть воспоминания об образах и красках. У слепого от рождения таких воспоминаний нет. Он не представляет, как можно видеть.
   Но всё-таки я попробую рассказать о собственных наблюдениях,  которые ни в коем случае не претендуют на полноту.
Осязаемый мир незрячего заканчивается на кончике пальца вытянутой руки точно так же, как у меня он завершается на границе цветовых пятен примерно на том же расстоянии.
Конечно, я знаю, дальше что-то есть. Людям известно, как велика земля, но могут ли они одним единственным взглядом охватить её беспредельность? Точно так же незрячий охватит рукой мир только на её длину но безусловно поймёт, что он продолжается дальше. 
   Очевидно, из-за отсутствия зрения так же невозможно понять что значит, осмотреть мир с высоты птичьего полёта, охватить взором большую территорию. Когда я училась самостоятельной ходьбе, то запоминала маршрут поэтапно: я вышла, прошла прямо до угла дома, повернула направо, дошла до скамейки, и так далее.
Так мне путь и представляется, как последовательность действий что совершаются одно за другим, никогда весь сразу, словно на плане или карте.
   Ещё мне не страшно на вершине высокого холма или на колесе обозрения. В прочном, устойчивом кресле ощущения высоты отсутствует полностью, её же нет рядом, перед руками, перед глазами, что не знают расстояния дальше вытянутого пальца. Но попробуйте оторвать меня от земли, когда я на ней стою, визг будет страшен.  Любая канава, которую нужно перешагнуть, любая очень высокая ступенька вызывает в душе страх, если не дать измерить тростью их размеры.
   Ещё полностью незрячие от рождения люди не могут представить , что это такое свет и цвет. Закрытый от зрения глаз их никогда не касался. Представить их слепому -  примерно тоже самое, что зрячему человеку ощутить инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. Все знают, оно есть, оно действует. Но где же оно?.. Поэтому у человека, незрячего от рождения, ощущение темноты в глазах вероятно отсутствует, в них же никогда не было ощущения света. Чтобы понять, тебе темно, нужно узнать, что значит светло.
   Однажды ночью я сидела у нас в беседке с моей совсем слепой подругой. Ночь была очень тёмная, наверное, новолуние. Я сказала: «Мне страшно» и включила небольшую лампочку. Подруга долго надо мной смеялась, не потому, что я трусиха, а потому, что не могла понять, чего я вообще боюсь.
   Ещё мне запомнилось, как мой одноклассник однажды рисовал контуры вазы на приборе брайля. Есть такая техника, хотя контур выходит больше похожим на обычный цветочный горшок.
Захотев разукрасить рисунок, мальчик спросил у воспитательницы, какими бывают вазы.
-  Прозрачными, - ответила та.
   Тогда одноклассник сразу же попросил, чтобы ему дали прозрачный карандаш. Выходит, синий, красный, прозрачный для него одинаковые слова.

Продолжение
http://proza.ru/2019/10/08/1064


Рецензии
Ранее читал несколько глав, поэтому начал не с первой. Больная тема... Не знаю, чего это Вам стоит, но создаётся впечатление хладнокровного анализа, нередко на собственном примере, психологии и восприятия незрячих.
С уважением,

Дмитрий Гостищев   22.02.2023 12:36     Заявить о нарушении
Провести своеобразный анализ, конечно, пыталась. И один вывод во мне давно и прочно укоренился. Уверена, мы все абсолютно разные, впрочем, как и обычные люди. Поэтому повесть скорей всё же личный взгляд на наши проблемы и жизнь.
Как раз из-за внутренних трудностей и внешних обстоятельств повесть и осталась пока неоконченной. Хотя к нашей теме планирую вернуться, уж очень хочется провести читателя от детства к взрослой жизни.
Спасибо большое, что заинтересовались.
По понятным причинам ваш отклик очень важен.
С уважением, Лидия.

Лидия Сарычева   22.02.2023 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.