Закат Европы

(Не Шпенглер)

«Вот уже третий день
атакуют нас неандертальцы,
своим воем пугая
измученных наших коней»

Александр Штернберг, «Смерть тамплиера»


День неумолимо скатывался в вечер и золотое солнце, готовясь к холоду ночи, всё сильней кровенело, упитываясь алым, багряным и киноварным; тело его разбухало, спускалось всё ниже к ломаной линии горизонта, а лучи хоть и по прежнему ещё жадно лизали поверхность земли, неотвратимо тяжелели, с трудом уже пробиваясь сквозь вязкость густеющего воздуха – и оттого всё темней и мрачней становилось под тяжёлым каменным сводом, – и созвучно к перерождению природы всё большей безнадёжностью проникался тон звучащей под сводом беседы.

Нет. Хватит. Старик резко встал и отвернулся. Нельзя. Нельзя позволить, чтобы собеседник видел его исказившееся лицо. А ещё вдруг трудно стало дышать и как будто даже не хватать воздуха. Господи, в каких же пещерах мы живём…

— Хватит. Не могу.

Тяжело ступая, он с заметным трудом переставляя ноги направился к истоку свежего воздуха, дошёл, встал, вдохнул полной грудью, расставил руки и упёрся ими в противоположные края широкого проёма, сквозь который всё ещё прорывался внутрь краснеющий солнечный свет вперемешку с холодным ветром. И так застыл – будто крест, подставив свету и ветру лицо. Пальцы его побелели, упёршись в каменную твердь, тяжёлые, всё ещё мощные руки набухли мышцами и венами – будто хозяин их хотел раздвинуть границы собственного жилища, так, будто оно было ему мало.

Старик смотрел на закат. Вдаль. И видел он далеко – хотя собеседник считал, что это просто больная старческая дальнозоркость.

— Сколько же ещё им нужно изнасиловать белых женщин, чтобы мы наконец осознали, что всему нашему миру приходит конец? — Непроизнесённый вслух вопрос продолжал мучить изнутри. Ответа вопрос не имел. Старик опустил голову, руки его обмякли. Исчезла с лица гневная гримаса, от нервного срыва осталось только едва заметное дрожание в пальцах.

Бессилен… Какие там границы, когда даже и по ступенькам уже поднимаешься с трудом? Ветхие мышцы, растрескавшиеся суставы. Голубые когда-то глаза давно побелели. Побелели и волосы – прежде рыжие как огонь. А вот белая кожа наоборот – потемнела пигментными пятнами. Старость – это как пепел и паутина.

Бессилен… Уж если его не услышали даже в те годы, когда он был молод, а голос весом и громок…, и слышен он был не только под сводами родового гнезда…

Старик. — Брезгливо подумал про себя Старик. — Ни на что не годный. Последний из поколения, которое ещё было на что-то способно. — Он усмехнулся. — Так как они там про меня? Последний воин Европы?

Старик вернулся к разговору:

— Кем? Кем ты меня считаешь? Выжившим из ума стариком, сдвинутым на величии предков? — Взгляд бледно-голубых глаз не требовал ответа, а напряжённая, почти угрожающая поза однозначно указывала собеседнику, что спорить сейчас не стоит. — Смешно. Ты и вправду думаешь, что я не считаю их людьми, равными нам, лишь потому, что у них другой цвет кожи? Брось, я не питекантроп. Бред. Всё ровно не так. Наоборот. Цвет лишь оболочка, главное – внутри. А внутри все мы рождаемся свободными и изначально равными. Попытайся понять, я – именно о равенстве. Но не о котором ты – когда любой бездельник имеет равный голос с заслуженным членом общества. Я говорю о равенстве изначальном. Природном равенстве возможностей, данных каждому от рождения. И – свободе. Личной свободе каждого эти возможности использовать и занять своё место под солнцем.

Нам повезло? Нет. Напротив. Это сейчас мир меняется на глазах, скоро на севере будут пальмы расти, но изначально наша земля была совсем не нынешним – таким добрым домом, а суровым и холодным краем – не в  пример тем благодатным и богатым землям южным, откуда к нам устремился сейчас весь этот сброд. Так что неравенство есть, да – но как раз наши предки в сравнении с другими были в заведомо проигрышных условиях. И несмотря ни на что оказались первыми.

Мы – европейцы. Мы – победители. Мы – те, кто всего добились сами и никогда не надеялись ни на чью помощь. Сколько бы крови, сколько бы смертей ни было в нашем пути наверх, мы – выжили. И в конце концов преодолели и природу и самих себя. Сами себя создали и по праву встали выше всех.

И сейчас уже о равенстве говорить невозможно. Но не мы виноваты, если кто-то не смог воспользоваться своим изначальным преимуществом, не реализовал свою безграничную свободу возможностей. У них было всё. У них были все шансы – но они оказались ни с чем – и в том виновны лишь они сами. И теперь мы уже действительно не равны – нет, я это не доказываю, – всё уже доказало время. Таков естественный ход вещей – что есть победители и проигравшие.

Цвет кожи…? Какая разница! Глупость. Дело не в цвете – просто они всей своей историей доказали полную неспособность стать полноценными людьми. Не все люди – люди. Просто – похожи. Пора это признать. Мы не просто разные расы – мы разные виды.

Но суть даже не в победителях и проигравших. Пусть. Пусть бы приходили и жили, если были бы способны усвоить наши порядки, стать нашей частью – нами, и дальше идти уже вместе, и подниматься вместе с нами всё выше…

— Что? Надеешься, такое возможно? — В голосе старика звучала явная насмешка.
— Пожалуй, да…, надеюсь…, м-м…, скорей, даже так: я верю в силу культуры. — Собеседник насмешки не принял.
— Нет. Неверно. Сила культуры – в её носителях. В нас. И если мы слабы…, — ответил Старик. — Культура это ничто, если она не жива в людях, доросших до её понимания.

Старик задумался…

— Жизнь это всегда испытание – достоин ли ты подняться выше. Они его не прошли. Оказались неспособны. И не только подняться, но даже и понять, что путь вверх – единственно верный. Но он – трудный, а им было лень. И потому им никогда не понять, чего достигли  мы. — Ноздри его крупного носа презрительно раздулись, Старик резко дёрнул подбородком в направлении куда-то за спину собеседника:

— Вот тебе, к примеру. Обернись.

Собеседник оборачиваться не стал – он понял, на что указывал Старик, а так как был ценителем искусства, живописное творение одного из мастеров прошедшей эпохи помнил наизусть.

— Что? Считаешь, поймут?

Собеседник пожал плечами.

— Нет, ну…, и у них…, тоже в некотором роде… Бывает же, на первый взгляд кажется мусором, а если присмотреться…, кто знает, и из такого вот сора цветы культуры…
— Цветы?! Что?! Их обезьянья страсть пачкать где ни попадя своей уродливой мазнёй любую чистую поверхность? Это – искусство?! О чём ты?! Пещерная живопись!

Старик продолжил:

— Но – ладно, пусть бы с ним, с искусством. Не каждому, да. Но глядя на них, понимаешь, что всё намного хуже, что разница между нами глубже, там – на уровне понимания, что добро, а что зло. Где чёрное и где белое.
— Нет, ну зачем так сразу? Как можно…? Мне кажется, не стоит уж так вот искать в неких несущественных, на мой взгляд, внешних различиях… Возможно, во многом дело просто в среде обитания.
— Среде обитания? К примеру?
— Э-э…, ну если продолжить твоё вот это – чёрно-белое, то, к примеру, может быть, для одних белое – это цвет облаков, несущих благодатную защиту от палящих солнечных лучей, а для других – цвет снега и льда, грозящих смертным холодом…? Зачем так всё всегда усложнять, если многому можно найти и простое житейское объяснение? Как вода: не правда ли – она течёт вниз ведь не из каких-то низменных побуждений? Или цветок, тянущийся к свету вовсе не из возвышенных.
— Облака, говоришь…? Брось! Продолжая мысли твои и твоих единомышленников, рано или поздно окажется, что в мире вообще нет добра и зла – есть лишь разные точки зрения. Нет. Пока черный – черный, а белый – белый, они не  поймут друг друга.

Собеседник счёл за благо промолчать – он был из другого поколения, и Старик где-то, в общем-то, в чём-то косвенно прав – взгляды его и на искусство и на жизнь были намного шире, и по данному вопросу имелось прямо противоположное мнение…, – но есть ли смысл спорить с человеком, чья эпоха давно прошла? Всего лишь вечная борьба старого с новым, в которой всегда побеждает новое.

А Старик, о чём-то задумавшись, спросил. — У тебя дети есть?
— Есть.
— Наверняка, один?
— Одна.
— Одна? — Старик усмехнулся. — Что ж, тебе повезло, был бы сын… Боюсь, если и останется о нас хоть какая-то память через века, то только за счёт дочек.

Собеседник вновь счёл за лучшее не спорить, а у Старика окончательно пропало желание продолжать разговор. Да. Они были слишком разные. Для одного вообще не существовало понятий границ или неравенства – в любом виде, для другого…, нет, и Старик тоже не делил людей по цвету кожи – его деление на чёрное и белое было основано вовсе не на цвете, но планка была задрана очень высоко.

Он опять повернулся к собеседнику спиной и подставил лицо ветру. И опять расставил руки. Замолчал. Мысли его были тяжелы как камень,  холодивший ему ладони. Мысли…

Мы, гордо считавшие себя первыми, называвшие себя новыми людьми…
Нет. Культура – твоя только тонкая пелена лишь и отличает нас от животных – сорви её…
Европа. Великая цивилизация, воздвигнутая трудами сотен поколений. Через кровь, хаос, войны и потрясения, жестокость и боль…, несмотря ни на что, всё-таки поднявшаяся из грязи варварства, возвысившаяся до просвещённого разума. Ставшая наконец мирной и дружелюбной. Дружелюбной ко всем без разбору – и в этом-то её главная беда.

Что там было про цветок культуры…? Что ж, может, и цветок. Но. Жизнь…, её страшный закон.

Цветок распускается, чтобы вызрели семена, но семена эти несут в себе смерть самому цветку. Культура – цветок. Вот только и погубившим её семенам вызреть тоже не суждено. И потому теперь приходит время осознать, что все жертвы сотен поколений были напрасны. И потому очень скоро мы увидим, как вся наша великая, но слишком раздобревшая культура будет уничтожена. Цветок завянет, а семена будут втоптаны в грязь. Всё станет сором.

Хотя…, нет. Не цветок. Слишком женское сравнение, чтобы всё объяснить. Культура это в первую очередь труд и преодоление,  и… может быть, суть в том, что мы в сути своей не люди. Мы своим естеством всё те же животные, а человеческое в нас как вода – и точно так же как вода стремится течь только вниз, так и накопленное человеческое неумолимо тянет вернуться к своему исконному звериному состоянию. И только культура. Да. Не цветок. Культура – это плотина на пути рвущейся в падение воды. Плотина – как у бобров – по веточке, из всякого хлама… Труд, простой каждодневный труд. Но с каждым поколением плотина всё выше. И чем выше культура – тем выше уровень воды человечности. Но стоит плотине дать течь… – хоть малую щель…, и не успеешь оглянуться, как тонкая струйка превратится в дикий поток, сметающий на своём пути всё. Всё.

Но их струйка уже не тонкая. Их тьмы, и тьмы, и тьмы…

И мы. Культурные и миролюбивые. Наслаждающиеся купанием в своей тёплой культурной заводи. Разжиревшие, недостойные памяти великих предков. Бремя белого человека – мы забыли о своём главном долге.

Последний из воинов Европы поднял голову и посмотрел в почти уже чёрное небо. — Прости нас, Отец. Человечество оказалось недостойным великого дара разума.
Впустую. Ещё один, на этот раз последний урок: если даже тысячи лет европейской культуры не спасают нас от гибели, человеческому роду уже никогда не удастся возвыситься из животного состояния.
Против природы человек бессилен – и как вода с любой горы…, так и человечество, каких бы вершин ни  достигло, рано или поздно неизбежно падёт в низость животного. Наша дорога – не к звёздам, а в грязь.

Старик обречённо опустил руки. Крест больше не чернел в проёме.

Может быть, то Господь его услышал, а может просто – обессилело тело, но дрожание в пальцах прошло и на Старика всё же снизошёл покой.
Ветер набирал силу и всё злее терзал белые волосы, последние багровые отсветы вконец отяжелевшего от закатной крови Солнца в полуслепых выцветших глазах отражались всполохами будущих пожарищ…
А Старик смотрел вдаль. Старик смотрел на закат. Прощальный закат Европы.


**** ****

Это поколение белокожих рыжеволосых неандертальцев было последним, считавшим себя хозяевами тех краёв.
Звероподобные темнокожие кроманьонцы победно шли по западным землям, освобождённым отступающим Великим Льдом. Человечество гибло навсегда.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.