М. М. Кириллов Неожиданная память Рассказ

М.М.КИРИЛЛОВ

НЕОЖИДАННАЯ ПАМЯТЬ

Рассказ

      Ежедневная память у всех нас переполнена. К старости частенько забываем мы кое-что, но нельзя же, в конце концов, тащить за собой всю свою жизнь. Что-то неизбежно теряется, да и не нужно сохранять всё нажитое. Но иногда неожиданно всплывают какие-то события или люди, существовавшие когда-то как бы параллельно с тобой, и оказывается, что ты и сам был объектом чьей-то памяти и даже не знал об этом. И это наше, незамеченное подчас, внешнее измерение или даже оценка неожиданно дополняют наш собственный опыт и о себе или об окружающем мире. Иногда оказывается, что взгляд со стороны был даже полнее и правильнее. Не зря говорят, что «правда глаза колет». Это доказывает, что мы в какой-то степени, в сущности, очень субъективны и иногда даже слепы. Одним словом, существует и неожиданная память окружающих нас людей и даже, может быть, неожиданная истина.
        Каждый человек, так или иначе, сталкивается с этим. Есть такие примеры и у меня.
         Был у нас в институте хороший человек, доброхот. Всем помогал, когда мог. Устроить ребёнка в детсад, помочь поступить выпускнику в местный Университет, положить чьего-то родственника в больницу на лечение или просто дать добрый совет.
       Помогал он охотно и безвозмездно. Такой был человек. Его все уважали. Пару раз обращался к нему и я. Бывал у него дома, видел супругу.
        Шли годы. Он умер. Прошло это как-то незаметно, в период отпусков. И о нём забыли в суете обычных дел. А спустя лет пять я неожиданно встретился в городе с его супругой и, поскольку знал её мало, даже не сразу узнал её. А она окликнула меня и горько упрекнула за то, что не зашёл к ним ни разу за эти годы. И, помолчав, ушла. Неожиданное напоминание о забытом долге до сих пор мучает меня. Должное нужно помнить и отдавать.
        А тут недавно лежал я в своей бывшей старой клинике, в которой сорок лет проработал. Встречал кое-кого из прежних сотрудников и учеников. Это было приятно, ведь прошло уже более 10 лет, как я вышел на пенсию. А на третий день часов в девять вечера, когда уже погасили свет, в палату неожиданно вошёл врач, дежуривший по другому отделению. Напомнил мне, что ранее он со мной работал и, узнав, что я лёг в клинику, захотел повидаться. Включили свет в палате, и я с трудом узнал его в лицо, но фамилию уже вспомнить не смог. Он напомнил, и это помогло. Действительно, был такой, тогда ещё молодой врач. Это было очень приятно. Работает он сейчас ординатором в соседнем терапевтическом отделении. Надо же, узнал обо мне и пришёл повидаться! Это было для нас обоих неожиданным праздником памяти.  Редкая человеческая и профессиональная радость для старого учителя.
        Вспомнился и ещё один случай. В одном из лечебных отделений нашей клиники (было это в 80-десятые годы) работала санитаркой одна, уже пожилая, женщина. Приветливая, всегда добрая и улыбчивая. Приходилось и мне не раз по-дружески беседовать с  ней. Я мало, что знал об этой женщине. Санитарка и санитарка. Обычный человек. Никогда ни на что не жаловалась. Говорили, что она истинно верующая. И, действительно, чувствовались в ней какое-то внутреннее удовлетворение и покой. Чтила церковные праздники и радовалась им.
      А однажды она вдруг занедужила и слегла в одну из наших палат. Вели её наши врачи. Меня к ней не звали, и я ничего о её заболевании не знал.
      Но как-то пришла медсестра и попросила меня по её просьбе подойти к ней и поговорить. Я вошёл в палату, присел на стуле возле её койки, и мы поговорили. Она была слабенькая (вероятно, у неё было какое-то онкологическое заболевание), но она не жаловалась ни на что конкретно. По-видимому, я нужен был ей не как врач, а как человек. Она радовалась мне, улыбалась и благодарила за мою доброту к ней. Мне показалось, что она прощалась со мной.
      Спустя несколько дней она тихо умерла. В коллективе погоревали, похоронили её, да со временем и забыли. Я ни тогда, ни сейчас не понимаю, почему она именно меня попросила попрощаться. Видимо, я для неё был чем-то большим, чем я мог подумать. Ведь относились к ней одинаково хорошо все наши сотрудники.
      В любом случае сама избирательность её выбора была для меня неожиданной. А как Вы относитесь к неожиданной памяти в своей жизни?
Г.Саратов, 23 сентября 2019 года.


Рецензии