Ректоры - мошенники

О том, с какими трудностями приходилось сталкиваться при защите научных диссертаций в советское время, я узнал из мемуаров своего сокурсника Михаила Рицнера, который уже давно живет в Израиле, профессор, ездит по миру со своими лекциями. Его вклад в науку неоспорим. Но в те годы его завистники из мира науки в бывшем СССР сделали все, чтобы его диссертацию провалить.

Нужно сказать, что в те годы существовала клановость в науке. Известным светилам из научной среды было легко организовывать защиту своих учеников,  и некоторые ученые советы ВУЗов плясали по их дудку. Особенно тяжело было защищаться диссертантам с периферии в московских ВУЗах. Пример Гавриила Илизарова, ставшего позже академиком, создателем нового направления с ортопедии и травматологии, свидетельствует об этом.  У меня на памяти есть случаи разной оценки примерно одинаковых работ по выводам в них, одна из которых была успешно защищена в  Хабаровске по хирургии, а вторая получила много черных шаров при защите по онкологии в одном из ВУЗов в Сибири.

Были и у меня возможности написать в свое время кандидатские диссертации. Именно написать, а вот защитить их и стать кандидатом медицинских наук, никто таких гарантий не давал. Хотя в первом случае моим научным руководителем мог стать главный рентгенолог Советского Союза профессор Юрий Николаевич Соколов, думаю, он бы помог мне защититься. У меня об этом есть отдельное повествование. http://www.proza.ru/2019/02/14/29

Но в постсоветской России возможностей для написания научной работы стало намного больше, главное, были бы деньги. Недаром многие руководители регионов, министры и их заместители правительства России в одночасье стали докторами наук, профессорами, академиками.  И когда только успевали писать и защищать свои диссертации? Скорее всего, платили каким-нибудь научным работникам, и те писали за них работы.  Зная, как работал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, я удивился, узнав, что он уже доктор экономических наук.  Хотя, честно сказать, экономист он очень грамотный.

В начале 90-х годов, когда стало вводиться обязательное медицинское страхование в России, ко мне в кабинет, а я занимал должность первого заместителя начальника управления здравоохранения Хабаровского края, вошел молодой человек. Он представился, что из Москвы, и повел разговор о том, что человеку в такой должности не грех быть как минимум кандидатом медицинских наук.  Когда я ответил, что занят по горло работой,  и отвлекаться на написание научной работы нет времени, молодой человек сказал, что это и не надо будет делать. Напишут диссертацию люди, знающие как это делать,  представят документы о сдаче мной кандидатского минимума,  нужные люди напишут рецензии на диссертацию, останется только приехать на защиту диссертации,  гарантия положительного результата защиты тоже будет. Надо только заплатить энную сумму денег, и можно будет написать на табличку кабинета –к.м.н.  Но я счет это нечестным, и отказался. 

Почему я вспомнил об этом давнем эпизоде? Просто на днях прочитал материал о том, что творится в отечественной науке в настоящее время, когда все продается и покупается.

Сетевое сообщество «Диссернет» подготовило доклад о ректорах российских университетов, в научных работах которых нашли плагиат — всего специалисты изучили 676 образовательных организаций и выяснили, что каждый пятый российский ректор нарушает академическую этику. «МБХ Медиа» получили копию доклада и публикует самое интересное из него.

В «Диссеропедии российских вузов» «Диссернета» значится 676 образовательных организаций, изученных на предмет соблюдения норм академической этики. Проанализировав их научные работы, эксперты «Диссернета» обнаружили 64 ректора с плагиатом в собственных диссертациях, 31 ректора с некорректными научными статьями и 32 ректора-диссеродела. Диссероделами эксперты называют ректоров, несколько раз выступавших оппонентами недоброкачественных диссертаций и допустивших их защиту — а значит, они тоже причастны к несоблюдению академической этики.

Эксперты «Диссернета» обращают внимание, что наличие в вузе ректора-плагиатора вредно для учебного процесса и нормальной жизни университета. Например, такой ректор не будет требовать от других соблюдения норм и отказа от плагиата, а его решения на посту будут продиктованы не заботой о студентах и преподавателях, а желанием угодить начальству, которое может уволить его за плагиат в любой момент. О соблюдении прав студентов и сотрудников университета тоже можно забыть: по мнению экспертов, не стесненный академической этикой ректор может дойти до разгона целых учебных подразделений, неудобных ему.

Кто списывает диссертации?
В ходе исследования выяснилось, что чаще всего ректоры российских вузов списывают диссертации по гуманитарным наукам, и среди них с большим отрывом лидирует экономика. Все диссертации с плагиатом по техническим наукам составляют  14,3% процента.

«Диссернет» подготовил антирейтинг «Боттом-50 худших ректоров России». Первое место в нем занимает Игорь Максимцев, ректор СПбГЭУ (он же ФИНЭК, он же СПбГУЭФ, ректором которых тоже был Максимцев) и член Высшей аттестационной комиссии, которая отвечает за присуждение ученых степеней. Под его началом защитили 1052 диссертации-фантома, копии которых вопреки правилам не доставили в Российскую государственную библиотеку. Эксперты предполагают, что защиты этих диссертаций были сфальсифицированы, а сами диссертации написали «задним числом» и предоставили в РГБ, только когда на них обратил внимание «Диссернет».

На втором месте — Владимир Стромов, ректор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, абсолютный рекордсмен по числу некорректных научных публикаций — их у него тридцать. «Диссернет», например, обнаружил, что один и тот же текст использован шесть раз с разной комбинацией соавторов, в числе которых Стромов и руководитель Следственного комитета по Тамбовской области А. Н. Караулов.

Замыкает тройку «лидеров» Ольга Пилипенко, ректор Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. В этом университете работает «фабрика диссертаций» — в нем, по данным «Диссеропедии российских вузов», было защищено 139 недоброкачественных диссертаций. Сама Пилипенко тоже защитила недоброкачественную докторскую диссертацию, имеет отношение к трем защитам недоброкачественных диссертаций и является автором девяти некорректных публикаций, из которых пять вторично использованы в качестве отчетов по грантам.

Полный список ректоров-плагиаторов можно будет увидеть в докладе. Среди них есть, например, ректор РГСУ Наталья Починок, выдвигавшаяся в Мосгордуму (замечена в плагиате и подлоге статистики); ректор Финансового университета при Правительстве РФ и член ВАК Михаил Эскиндаров; ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров (80% плагиата в докторской диссертации); глава Академии права и управления ФСИН Александр Крымов (в академии массово защищаются некорректные диссертации, а их авторы трудоустраиваются в этот же вуз). Всего «Диссернет» обнаружил 112 ректоров, замеченных в нарушениях академической этики.

По мнению экспертов «Диссернета», Министерство образования прямо поддерживает ректоров-плагиаторов, так как до сих пор не была проведена их масштабная проверка, а увольнения недобросовестных ректоров — скорее исключение, чем правило.

«Диссернет» предлагает создать специальную комиссию из авторитетных ученых, в том числе представителей РАН и постоянно работающих за границей соотечественников, которая займется проверкой сведений «Диссеропедии российских вузов» в отношении ректоров вузов. В состав этой комиссии не должны входить сотрудники Минобрнауки, члены ВАК, руководители вузов и другие люди, которые находятся в каких-либо отношениях с плагиаторами. Если нарушения академической этики подтвердятся, такому ректору рекомендуется отозвать некорректные публикации, а в случае отказа — уволиться.

Вот такая неприглядная картина в нашей науке.  Диссертации пишутся и защищаются не ради научных открытий, а ради получения звания,  повышающего статус человека, и солидной прибавки к окладу.  Думаю, что среди этих псевдонаучных работников, даже членов Академии наук, хватает людей в высоких должностях.  Вспомним отчет  Президиума РАН перед президентом, который предложил «академикам»  определиться, или работать в Академии, или отказаться от звания и работать чиновником.  Думаю, толк от работы этих людей будет маловат и в науке, и в управлении.


Рецензии