Часть 8 Битва Кощея с Иваном

Загрос в дымке. Из-за гор
Едет дядька Свято-Гор,
Сочиняет Ману-Тору,
Для племянника Егора.
По написанному Гором
Учат мантры в школе хором!
Волхв седой – Хранитель Книги,
Уплетает с мёдом фиги.
Кто забыл про Яра Дана,
Выдаёт по три шелбана,
Спутал локоть и аршин,
Ищет угол у вершин.
Где растёт Ливанский кедр
Велики богатства недр,
Отдают росткам все соки,
Лишь бы помнили уроки.

Время скачет неустанно,
Узы, связи рвёт нежданно.
Бехистун. В скале записка.
Хилый кустик тамариска.
Пыль веков. Песок да гравий.
Ваня глаз прищурил правый:
– Тыщу лет я не был здесь!
Как бы мне повыше влезть?
Ни дубов, ни даже пня!
Кто подскажет, где родня?
По какой же рода Мати
Тут картавят дети Хатти?
Круто местность изменилась,
Может, правда, всё приснилось?
Где поля и хаты Руссов
Со столицею Хаттуса?
В них народ в плечах дородный,
Сев на месяц плодородный,
Сеял, веял, молотил,
На войну не тратя сил?!
Всё их тратил на друзей
Так, что сам попал в музей!
Еле-еле оклемался
И опять к друзьям подался!
Сколько ж можно раз с добром
Лезть к врагам с открытым ртом!
Помогать им безвозмездно,
А себя, ввергая в бездну
Войн, раздоров и вражды,
Бедствий, мора и нужды,
Доводя до нищеты,
Ради сует и тщеты!
Стоит хлебушка не дать,
Жмотом тут же можешь стать!

Меркнет свет у горизонта.
Чёрный Ветер вроде с Понта?
С ратью тёмной грозовой,
Сам Кощей летит на бой!
Как же выручить Ивана?
Ну, не знаю?! Врать не стану!
Понабрал злодей дружину,
В сапогах Reebok – пружина.
В Доме Бая на Кавказе
Для костей надыбав мази,
Спрятал ключик заводной
Между пяткой и спиной.
Западню устроил Бес,
Знал бы Ванька, не полез
Головой своей навстречь,
Понадеявшись на меч!

Рукоять ладонью грея,
Узнаёт Иван злодея:
– Что ж, придётся попотеть,
Порубить в капусту медь.
Золочёные доспехи
Сталь расколет, как орехи!

Предстоит неравный бой.
Солнце скрылось с глаз долой.
Пыль столбами до небес,
Ветер с корнем валит лес.

Вспомним, Ванька наш не робкий,
Сдвинул вместе хмуры бровки:
– Здравствуй, Ветер – брат морей,
Не признал меня, Борей!

– О-го-го, знакомый голос,
На головке русый волос!
Ты ли, Ванька-Соловей,
Что гоняет голубей!?

Вставил Ванька пальцы в рот,
Свистнул так, что вышиб пот!
Между туч раздался рокот,
Раскатился Ветра хохот!
Закачались горы, ели,
Черти точно поседели!

Ветер тучам встать велел
И к Ивану полетел.
Зашумел, завыл на миг
И щенком у ног затих.
– Извини, Вань, не признал,
В общем, баста, всё, привал!
С бела моря, окияна
Привязался, окаянный.
Веселил меня порой,
Прятал тучи за горой.
Рад, нашёл я снова друга
И за мной должок-услуга.
Свистни в небо пару раз,
Пред тобою, как Пегас!

– Что ж, спасибо за подарок,
Жду я тут охрану Мары!
Отдохни, мой друг могучий,
Аспид! Выгляни из тучи!
Эй, начальник, плешь твою,
Испытай Судьбу в бою!
В пасти дух свой грей, не грей,
Я – Дракон, а ты лишь Змей!

Грохот слышится мощей,
Из-за туч летит Кощей,
Вмиг на «встречной полосе»
Предстаёт во всей красе!
Весь залатан и зашит,
Выше роста медный щит,
По краям щита пиявки –
К драке злобные заявки!
Обстановкой озадачен,
Нашим Ванькой одурачен:
– Ну, подумаешь, загадка,
Хоть бы дрын какой, рогатка.
Так никчёмные слова,
А в расход то – голова?!
Хрен с Деревни-на-Дону,
Жизнь – горчицей на кону?
Плюс на минус, вроде плюс,
В школе я мотал на ус!
Как-то просто, что я злюсь?
Да, сдаюсь, сдаюсь, сдаюсь!

Рёбра сжались, свисла челюсть,
Нервный тик на роже – прелесть!

– Что-то ты, костлявый, сник?!
В детстве было не до книг!
Дёргал девок за косички,
А в пенале прятал спички!
Посмотрите на бойца,
Сабля в виде огурца!

Глухо дёрнулся кадык,
Опустился книзу клык.
Ощетинились железки,
Как жестянщика обрезки.
Заскрипел мешок костей,
Засверкал огонь речей:
– С дураками вечно бьюсь,
От загадки развалюсь!?
Стой, Иван! Опомнись, глупый,
Я тебе не пестик в ступе!

– Я знаком с коварством ступ!
Ваня вышел на уступ:
–Ладно, слушай, при прощанье
Дал я Бабе обещанье!
У меня оно святое!
Слышь-ка, дело непростое
Помирить тебя с Ягою,
Подготовить чресла к бою.
Слишком ты, товарищ, пылкий
Для объезженной кобылки.
Но любовь указ не любит,
Страстью норов приголубит!
Вам что поле, что кровать,
Было б где повоевать
На мечах иль без оружья,
Веселуха – жизнь супружья!

Опустил Кощей забрал,
Чтоб Семаргл его задрал.
Ну, никак ему неймётся,
Что Иван над ним смеётся.
С неба капает вода,
На дрожжах растёт беда.
В бой рванул коварный змей,
Прицепился, что репей.

Ваня голову снесёт,
Тут же новая растёт.
Рубит тело в колбасу,
Лишь морщины на носу!
Крутят беса злые боги,
Молодеют руки, ноги.
С булавы лихи удары,
Прибавляют битве жару.
Вот уж плавятся доспехи,
Наш Иван даёт огрехи.
Слабина растёт в руках,
Дрожь в коленях и ногах.
Без стратегии и плана
На измор берут Ивана.
Неожиданный приём –
Со спины удар копьём!
Покачнулся парень наш,
Вспомнил Раду и шалаш,
Грудью пал на острый камень,
Веки скрыли боль и пламень,
А душа, как мотылёк,
Что случилось, невдомёк!
Бьётся крыльями с испуга,
Как ей быть одной без друга?
Без сознания душа
В нас не стоит ни гроша!

Ветер взвыл, со зла могуч,
Сгрёб в охапку стадо туч,
Белый свет затмил, что ночь
И понёс Кощея прочь!
Между гор нашёл провал,
Где сам чёрт нос не совал!
Затащил его в пещеру,
Приковал все члены к Меру,
Завалил песком следы
И лишил на век воды!

* * *

Тихо стало на планете,
Солнце ласково не светит.
На камнях лежит Иван,
В небе кружится Сапсан.
Горе вдребезги разбилось,
Жива в баночке разлилась,
Проникает Ване в рану…
Мойры пляшут, врать не стану.
Стонет бедный Ваня тихо,
Отступает Горе-Лихо.
Рядом рдеет встань-трава,
Оживает голова.
Наполняя силой члены,
Заиграла кровь по венам.
Мать-Земля поит росой.
Сокол тут как тут с козой:
– Эй, пора вставать, Иван!
Печень мне, тебе баран.

– Не баран то, а коза!
Нешто минула гроза?!
Трёт Иван висок, коленку,
Оживает помаленьку.
Растянулся рот в улыбке:
– Исправлять пора ошибки!
Что живой! Спасибо Раде,
Быть недолго мне в накладе!
Враг коварен! В этот бой
Хитрость в помощь нам с тобой.
Попадётся в сети плут,
Есть капкан с его же пут!
Принеси дрова к костру,
Я же высеку искру.
Подкрепимся после боя,
Нет отставки для героя!
Меч на месте и колчан,
Забродивший с квасом жбан!
Нужен мне с Кощеем мир,
Силам зла устроим пир.
Я, признав за ним победу,
Приглашу его к обеду,
Корок хлеба насушу,
Жажду в горло напущу!

Утро хворь рукой смело,
Вспомнил мать, в снегу село.
Вспомнил дело непростое:
– Время трачено – пустое!
Путь с аршин, коль цель близка,
Песнь лети! Умри тоска!
Верный конь скачи по скалам,
Расквитаюсь с зубоскалом!
Он железка, а не сталь,
Шерсти клок ещё не шаль!
Без победы поединок?
Зуб даю, сожру барвинок!
Право дело верой свято,
Зло поплатится треклято!

Сверху тают ледники,
Поят влагой родники.
Средь расщелин серых плит
Камень розовый торчит.
Сокол клювом камень щёлк!
Искры высек, сам, как волк,
Отскочил на верх сосны.

– Чтоб меня сковали, сны!
Чтоб я в муках страшных сдох
От укуса чёрных блох!
Любопытство не порок,
Русский воин, не игрок!
Если драка – то всерьёз,
Если отдых – то до слёз!
Ваня взмахом булавы
Отломил кусок скалы:
– Не возьму никак я в толк–
Под рукою будто шёлк.
Не про этот ли булыжник
Объяснял мне чернокнижник?!
Ну-к подай мне меч сюда!
Тронул раз, сталь, что слюда,
Засверкала, заблестела!
– Чёрт возьми! Вот это дело!
То-то меч давал осечку,
Остригу теперь овечку!
За обиду отплачу,
А тебе найти свечу,
Хоть лучину на крайняк!
Что? Перун хватил, столбняк?

Смотрит Сокол на Ивана:
– Я взлетаю тут с дивана?
Я тебе не хрен в лечо,
Дай мне руку иль плечо!

– Не серчай пернатый друг,
Я к словам твоим не глух.
Склон приняв тепла глоток,
Поднимает ввысь поток,
С ним те горы просто кочки,
У тебя всего две ночки!
Где пещера за рекой,
Ждёт реванш нас, а не бой!

Позади крутой карниз,
Птица вверх, а конник вниз.
Жбан привязан под седлом,
Корка хлеба мокнет в нём.
Бродит Ваня по лугам,
Выбирает что-то там,
То понюхает цветок,
То потрогает листок,
Рвёт со всех кустов плоды –
Гор невиданных дары.
Наконец лизнул один,
Рот скривил и глаз за ним:
– Черти, Злыдни! буду гадом,
Для перцовки то, что надо!
Вот удача, вот так случай,
Мне попался перец жгучий!
Для Кощея будет пойло,
Жеребца поставим в стойло!

Кинул в жбан Иван стручок,
Шлем повесил на сучок.
Отпустил коня на травку,
Смастерил из ёлок лавку.
Сил набраться вам не шутки,
Завалился спать на сутки!
Храп его качает горы,
Позабились звери в норы.
Мишка бросил мёд сосать
И полез в берлогу спать!

В третий день «герой» проснулся,
Почесался, потянулся.
На очаг казан поставил,
По рецепту щи заправил.
Прояви в тот раз сноровку,
Не страдала б так головка,
Не скучал бы в поле конь,
Не серчал меж дров огонь!
Щей наелся воин наш,
Шлем надел, поднял «палаш»,
Затрубил в олений рог,
Боги с ним и с ним Сварог!
Заклинанье произнёс:
– Жди нас в гости, волчий пёс!
Выноси меня, скакун,
Ждёт тебя кобыл табун!

Конь заржал что было сил,
Горы мигом проскочил.
За вершинами в снегу,
Между скал на берегу
Перепрыгнул с ходу речку…
Лаз в пещеру – это нечто!
Ад кромешный, вниз провал.
Ваня: – Тпр-р-у-у-у – коню сказал!
– Ты к кобылкам не спеши,
Погуляй-ка тут в тиши!
Дым густой окутал ноги
Замер лес вокруг в тревоге…
– Доскакались! Вот так место
Честь искать! Уж лучше тесто
Мне взбивать для пирогов
Жёнам всех моих врагов!
Но мечта и сердца зов
Заставляют бросить кров.
Где ж ты, птах, запропастился?
Чтоб огнём твой хвост побрился!

– Ну, «Орёл», давай свечу,
В темень ею посвечу.
Мрак от света тает вмиг
Со страниц культурных книг,
Эта заповедь – потомкам!
– Подержи-к мою котомку!
Бросив взгляд поверху скал,
Ваня влез в дыру-провал,
Спичкой чиркнул, свет зажёг:
– Жбан не зря я свой сберёг!
Аромат на три версты,
Сунут все носы в хвосты!

Застонал в углу Кощей,
Эхо вторит из щелей.
Встрепенулись ада твари,
Налетели, скалят хари!
А Ивана распирает,
Меч, как щепки, всех кидает,
Отгоняет от свечи,
Раздавая калачи.
Бьёт налево, бьёт направо,
Поубавилась орава.
Визга нет, не слышно баса
Не прошло и получаса.
Сгибли тени в черноте,
Ужас ёкнул в животе!
Тишина пьяна мертвецки,
Страшно стало не по-детски!

– Ваня! – скрежет из угла:
– Дай попить, весь высох я!
И пожрать чего-нибудь,
Милосердным братом будь!
Давит цепь мне под ребром,
Буду век тебе рабом!
Разруби мне тяжки цепи,
Станешь богом, как Асклепий!

– Фу ты, ну ты! Вот и узник,
Всех чертей моих союзник!
Вытирает Ваня пот,
Улыбается, как кот.
Сжал язык, припрятав мат,
Прирождённый дипломат!
– Жаждал я с тобой сразиться,
Да с больным чего возиться.
Нет ни славы, ни почёта.
Драки нету – нету счёта!
Ваня к тени подступает,
С горла цепь одну снимает,
В рот кладёт ему сухарь:
– На, поешь, змеина тварь!
Что тебя спасаю тут,
Боги вряд ли мне зачтут!
Злом подкованная вша,
Что в тебе Яга нашла?!

Заскрипел Кощей, как ель,
 Точно мышь попала в щель:
– Не могу я проглотить,
Дай же мне воды попить!

Долго ждал Иван момент,
Что ж, готов почти клиент!
Достаёт заветный жбан,
Подаёт ему стакан:
– Пей, засохшая скотина,
Не смотри, что сверху тина!

Мары вспомнил пленник слово,
Лишь глоток – бессмертным снова
Станет он, Кощей, над миром,
Править лично будет пиром!
Жадно брагу пьёт, не воду,
Всем назло и даже Роду!

– Выпил весь стакан до дна?!
Ну, Кощей, тебе хана!
Захмелел?

– Горю внутри!
Ой, спаси, Ой, помоги!

– Перестань визжать, как рысь!
Так! Давай, Кощей, колись!
Мне в аду спешить не надо!
Где секрет, с чего бравада?
Ни усталости, ни боли,
Сила есть, а нету воли?
Не пойму тебя никак,
Не помог мне акинак?…

– Стой! Лады, лады, лады!
Мне б один глоток воды!
Сзади есть секретный ключик,
Бес мне дал на всякий случай!

– Сам бы я не догадался,
Век как с Бесом поругался?!

– Сбегай, друг мой, за водой
И Кощей навеки твой!

Ваня левою рукой,
Вынул ключик заводной.
Череп, кости, глаз – алмаз!
– Вот так штука, вот те раз!
Удивлён я без прикрас,
Беса профиль и анфас!
Хватит сохнуть! Пей, волчок!
От бессмертия крючок?
Не игла, не гвоздь, не шило!

– Что-то, Ваня, мне паршиво?

 – Полезай без слов в мешок,
Не прошёл покуда шок!
Свистнул Ваня потихоньку,
Ветер поднял их легонько,
Будто ждал дружка привет,
С ними выскочил на свет.

Обнял Ваню, пнул мешок:
– Я исправил свой грешок!

Кто же знал там про субботу,
Ветер взялся за работу.
Завалил провал камнями,
Вырвал дерево с корнями,
Корнем вверх поставил ствол,
Бесам знак – осины кол!

– Вот спасибо! Ты свободен!
Посмотри, где бродит Один.
Погоняй над ними тучки
В Илион веди за ручки.
Передай там весть для Рады,
Что навёл я здесь порядок!
Разогнал Кощея нечисть.
Живе честь и не перечить!
В мир лети, мой друг, и вей,
Зло гони, Добро лелей!

Потеплело, стихло сразу,
Лишь Кощей скрипит, зараза.
Ваня пухнет с голодухи,
Крик лебяжий режет ухи,
Пробрало аж до костей.
«Как там родина, ей-ей?»
Постелил кафтан расшитый
И заснул, как сыч убитый!

Снится красный сарафан,
От реки молочной кран,
В красном золоте осина,
Жёлты кудри у русина,
Девиц белых хоровод,
Посерёдке божич Род.
Жарят молодцы гуся,
Только сказка тут не вся!
В круг примятые былинки,
Чур на страже по-старинке
Охраняет древний род
И того, кто сказ ведёт!
– Чур меня! – успел сказать,
Что теперь с поэта взять?!
Скоро, скоро наш Ливан,
Пусть поспит дня три Иван!
Но будить его не надо,
А то с ним не будет сладу.
Кто ему мешает спать,
Может в ухо схлопотать!


Битва Кощея с Иваном

Эльбрус – высочайший горный массив Большого Кавказа, в системе Бокового хребта.
Булава – холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами.
Яр – божество весеннего плодородия. Веселый и разгульный, этот бог страсти и удали
Святогор – в восточнославянской мифологии богатырь-великан. Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса.
Веды – знание, мудрость (санскрит). Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире.
Ману – в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману.
Тора – учение, закон (иврит), называют Пятикнижие Моисе;ево или Кни;ги Моисе;евы, причем как сам текст, так и печатные или рукописные экземпляры (свитки).
Мантры – (санскр.), «орудие осуществления психического акта», в ином толковании — «стих», «заклинание», «волшебство») — священный текст в индуизме и буддизме.
Финикия – Ханаа;н (от греч. ;;;;;;;;, фойникес, буквально «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане.
Палестина – историческая область на Ближнем Востоке, охватывающая примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот.
Шумер – первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э. Шумеры –  народ, заселявший Южное Междуречье.
Иордан – река на Ближнем Востоке. Берёт начало у подножия горы Хермон, протекает через озеро Кине;рет, впадает в Мёртвое море.
Русена – ( Арсава ) – союз городов-государств ( Средиземноморская Русь). древнейшее название Палестины и как Русь или Русена…http://www.litmir.net/
Арарат –  самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции, Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс.
Гильгамеш – (Вольга-муж авт.) – царь (лугаль) шумерского города Урука, правил в конце XXVII — начале XXVI веков до н. э. Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес», что, возможно, значит «Предок героя». Отец его был эном Кулаба.
Бехистун –скала Бехистун. Бехустунская надпись древнеперсидского царя Дария I (правил в 522—486 до н. э.), высеченная на скале Бехистун (Бисутун, Бисотун) (на территории современного Ирана. Бога стан!
Хаттуса –  столица древнего Хеттского царства. Городище расположено около современной турецкой деревни Богазкале (тур. Bo;azkale, ранее именовалась Богазкёй)
Бурса –  крупный город на северо-западе Анатолии.
Понт – Чёрное море, Скифским морем называли Понт Аксинский и генуэзцы. в греческой мифологии бог, олицетворявший море, порождение Геи. От союза Геи и Понта родились морской великан Тавман.
Домбай – (Домбайская Поляна) — горная территория в Карачаево-Черкесии в бассейне Теберды на Северном Кавказе (Россия).
Борей – в греческой мифологии олицетворение северного бурного ветра, был сыном Астрея (бога звёздного неба) и Эос (богини утренней зари).
Весталка – жрицы богини Весты в Древнем Риме.
Коло – круг, колесо, знак, символизировавший круговое движение солнца (Хорса) по небосводу и подземному морю мрака.
Семаргл – древнерусское языческое божество.
Жаля – Желя – Богиня сострадания, Рока, обрядов проведения тризны по усопшим
Дивьи скалы – Дивьи горы, Дивья пещера, Дивьев камень … Легенды о дивьем народе на огромных просторах Руси могли застыть в названиях скал, пещер. vantit.ru
Меру – или Сумеру — священная гора в космологии индуизма и буддизма, Северный склон Меру, побережье Молочного моря». Славянский Пуп Земли – это и есть Мер-гора,В мифологии древних славян упомянуты две священные горы: Мер-гора и Бел-гора Алатырь.
Мойры – греческие богини судьбы.
Лихо – в восточнославянской мифологии дух зла, несчастья, олицетворение горя.
Асклепий –  в древнегреческой мифологии – бог медицины и врачевания.
Илион – Древнее поэтическое название Трои, происходящее от Ила, сына Троса, основателя города. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей».
Жива –  западнославянское женское божество, главное в земле полабов, богиня жизни и плодородия.
Чур – в славянской мифологии – Бог межи, по ту сторону которой – смерть.


Рецензии