О керамике

 «…целое есть нечто большее,
нежели простая совокупность его частей».
Платон

Как исчезающий бытовой предмет становится достоянием культуры? Попадает в экспозиции художественных, археологических и краеведческих музеев? Как эстетика простого рукотворного изделия переходит в разряд художественного произведения? На сельскохозяйственных и промышленных выставках Российской Империи кон. XIX в. лучшие производители награждались медалью «За трудолюбие и искусство от министерства торговли и промышленности», подтверждая мысль о том, что вершины ремесла становятся искусством. Справедливо это и для народной крестьянской керамики, и для авторских произведений, в которых художники стремились возвести утилитарное изделие до уровня совершенства. Не менее противоречив был процесс охудожествления фабричного изделия. В начале XX века критики писали: «Где фабрика – там нет искусства, там нет служения красоте».  Что же происходило с самым близким человеку на протяжении тысячелетий видом его бытовой деятельности — производством керамических изделий на рубеже XIX-XX веков в России?
Представить в целом развитие керамической отрасли Российской Империи непросто. Однако из совокупности отдельных частей можно создать более полное представление об отрасли, считая её важной частью культурно-художественной жизни России. Отрасль состояла из народного (кустарного) гончарства, фабричной изразцово-гончарной промышленности, кирпичных производств, стеклянной, цементной, промышленности, фарфоро-фаянсового производства. Производство строительной керамики и промышленного гончарства в период XV-XVIII веков возникло в недрах кустарной промышленности и постепенно выделилось в обособленные ремесла, располагавшиеся в городских гончарных слободах, гончарных концах, крупных монастырях. Центры гончарного промысла возникали обычно близ торговых путей, на базе месторождений качественной глины и отличались выверенной технологией работы с местными материалами. Процесс развития промышленного гончарства вт. пол. XIX-нач. XX века России можно условно разделить на периоды начального подъёма в 1870–1890-е гг., укрупнения 1890-1914-х гг. и относительного упадка, вызванного русско-японской (1905 г.) и первой мировой войной (1914 г.). Наряду с промышленным керамическим производством по своей особой траектории развивались кустарное производство и художественное керамическое творчество. С 1870-е гг. в России, как результат промышленного развития страны и итог первого пореформенного десятилетия в жизни державы, появились многие интересные в художественно-историческом плане предприятия. Поддержка государства послужила фундаментом, на котором развились малые гончарные предприятия. Сегодня названия большинства из них канули в историю, не оставив о себе даже имени. Большинство справочников о фарфоро-фаянсовых заводах информацию о гончарных производствах почти не включали. Эти изделия, обычные обиходные кувшины, чашки, скульптуры, вазы, изразцы, плитки,  — сегодня стали предметом увлеченного изучения и коллекционирования. На основании статистических сборников, архивных документов, адресных книг, а порой и просто сохранившихся единичных изделий с марками можно систематизировать разрозненные крупицы истории керамических российских заводов и фабрик.
В период становления в России рыночной экономики мелкотоварное производство являлось одной из основ российского предпринимательства. Постепенно мелкие товарные производства перерастали в мелкие и средние заводы. Предметы крестьянского обихода и орудия труда были впервые представлены на Выставке сельских произведений 1850 г. в Санкт-Петербурге. Изделия русских кустарей начиная со Всемирной выставки 1851 года в Лондоне получали высокие награды международных комиссий, включая золотые медали. Кустарная гончарная промышленность занимала значительную часть общего объёма производства, и пользовалась спросом у покупателей. На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1882 года в Москве впервые появился самостоятельный кустарный отдел. Многомиллионная армия российских кустарей выставляла свою продукцию на местных сельскохозяйственных смотрах, где были кустарные отделы. Всесторонняя поддержка кустарей была возложена на губернские и уездные земства. Успехом пользовался русский кустарный отдел и на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Проведение всероссийских кустарных выставок под эгидой правительства показывает, насколько серьёзно власти относились к развитию народных промыслов, в которых участвовало многомиллионное сельское население нашей страны.
Наличие в губернии крупного производства часто приводило закрытию малого бизнеса, не выдерживающего конкуренцию с заводом-гигантом. Кроме того, многие кирпичные предприятия включали в ассортимент изделия гончарного направления, например трубы и черепицу, а иногда — кафель и изразцы.
Статистические данные анализировались на основании различных справочников, отчётов, архивных ведомостей до 1917 г. Большинство из них рассчитывалось с различной степенью округления. Поэтому данные из разных источников имеют значительные отклонения. Так, например, в материалах сводов данных о фабрично-заводской промышленности Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов не учитывались данные мелких заводов с годовой производительностью менее 1 тыс. руб.  В именных справочных данных П. А. Орлова приводились численные показатели заводов с годовым производством не менее 2 тыс. руб. Они иногда имели отклонения от значений Памятных книжек и адрес-календарей отдельных губерний. Справочные данные, которые приводились в описаниях выставок, отражали, как правило, наивысшие достижения производства. И наоборот, — в заводских ведомостях данные владельцами занижались. Численность работников небольших предприятий отрасли менялась от множества факторов (сезонность, учёт или исключение в подсчёте учеников и др.). При изучении объёмов производства необходимо учитывать, что покупательная способность рубля значительно отличалась в 1870-е, 1900-е и 1910-е гг.  Тем не менее, цифры по каждому заводу в целом дают представление о динамике развития или упадка завода в каждый конкретный период времени (по ряду предприятий в схематической таблице представлены годовое производство и количество рабочих, а также в отдельных случаях технические параметры оборудования).
С 1860-х гг. финансово-политическая ситуация в стране изменилась в связи с уничтожением крепостного труда, активным строительством железных дорог, таможенными изменениями, проведением сельскохозяйственных и промышленных выставок. Также на развитие керамической отрасли влияли военно-политические события . В 1880-1890-е гг. отмечалась неустойчивость таможенного тарифа. Под охраной покровительственного тарифа 1891 г. развитие отрасли ускорилось. В 1890 г. в России насчитывалось  1921 отраслевых фабрик и заводов с суммой годовой производительности 25,7 млн. руб. при  61,911 тыс. раб. Керамическая отрасль занимала 12-е место среди всех видов отраслей, но по количеству предприятий — 4-е место. И 5-е место по количеству занятых рабочих. Таково было начало движения керамической отрасли Российской Империи кон. XIX-нач. XX века (кирпичного, изразцово-гончарного, фарфоро-фаянсового производств и кустарного гончарства) к монополистической концентрации производства.   


Рецензии
Как много вокруг всякого интересного!
После твоих искусствоведческих рассказов о керамике и фарфоре, приходя в гости к разным людям, я каждый раз ловлю себя на том, что пытливо осматриваюсь вокруг в надежде увидеть какую-нибудь вещицу, которую можно будет выпросить или купить у хозяев - для твоей коллекции:)

Кима Кишиневская   12.10.2019 20:18     Заявить о нарушении