Из плеяды первых

                И  З      П  Л  Е  Я  Д  Ы      П  Е  Р  В  Ы  Х.

«О  милых  спутниках, которые  наш  свет
Своим  сопутствием  для  нас  животворили,
Не  говори  с  тоской  -  их  нет,
Но  с  благодарностию  -  были!»
                Жуковский, 16.02.1821 г.


Их  было  ещё  так  мало – сторонников  нового  вида  боевых  кораблей, считавших, что  именно  подводные  лодки  сыграют  огромную  роль  в  предстоящих  морских  сражениях. Сторонников, не  только  представлявших  их  значение  в  будущем, но  и  стремившихся  освоить  подводные  лодки  в  деле.
К  этим  немногим  принадлежал  и  выходец  из  морской  семьи  фон  Беверсхофов, барон  Виктор  Викторович  Вилькен. Участник  русско – японской  войны, Георгиевский  кавалер, служивший  на  миноносце  «Грозный», крейсере  «Дмитрий  Донской». Желание  попробовать  себя  на  новом  поприще  привело  его  на  офицерские  классы  подводного  плавания, которые  он  закончил  в  1907  году. Первые  выходы  в  море  на  подводных  лодках  совершал  на  Балтике. Получил  назначение  на  Черноморский  флот  в  подводную  Бригаду  под  командованием  капитана  1  ранга  Вячеслава  Евгеньевича  Клочковского. Имевший  опыт  подводного  плавания, вступил  в  должность  старшего  флаг – офицера  штаба  начальника  Бригады  подводных  лодок.

К  началу  первой  мировой  войны  флот  получал  подводные  корабли, созданные  специально  для  Черного  моря. Поступали  они  с  Николаевского  завода, носили  название  ластоногих – «Нерпа», «Тюлень», «Морж». Позднее  к  ним  присоединились  другие -  «Скат», «Налим»  и  минный  заградитель  «Краб».

В  противостоянии  с  немецко – турецким  флотом  подлодки  Бригады  вели  поисковые  и  разведывательные  действия, минно – заградительные  операции  у  турецких  берегов.

Комбриг  В. Клочковский  собрал  у  себя  офицеров  с  целью  разъяснения  сложившейся  на  флоте  обстановки, предоставив  слово  флаг – офицеру  старшему  лейтенанту  В. Вилькен:

«Итак, господа, - начал  Виктор  Викторович, -  в  течение  последнего  времени  действия  флота  в  неприятельских  водах  проходили  особенно  активно. Командующий  флотом  Андрей  Августович  Эбергард, изучив  важные  сведения  из  документов, обнаруженных  на  захваченном  нами  турецком  пароходе  «Эдинджик»  о  проникновении  в  Чёрное  море  германских  подлодок, приказал  приостановить  выходы  тяжёлых  кораблей  и  возложить  всю  тяжесть  борьбы  с  врагом  на  миноносцы  и  подводные  лодки, организовать  их  взаимодействие. Вы  все, наверное, осведомлены, что  использование  не  новой  техники, я  имею  в  виду  наши  линкоры  и  крейсера  буквально  на  износ, не  замедлило  сказаться  на  состоянии  их  материальной  части. Поэтому, командованием  отводится  определённое  время  на  неотложную  переборку  машин  и  чистку  котлов.
Вы, надеюсь, понимаете, господа, какая  ответственная  роль  отводится  теперь  нашим  подводным  лодкам.»

Тут  донесение  Вилькен  прервал  капитан  1  ранга  В. Клочковский:

«Господа! Донесение  барона  прозвучало  достаточно  ясно  и  доходчиво. Теперь, Виктор  Викторович, должен  вас  обрадовать: пришёл  приказ  о  вашем  назначении  командиром  подводной  лодки  «Нерпа». Можете  принимать  её  у  старшего  лейтенанта  Б. Соловьёва. Посмотрите  в  деле  взаимодействия  с  миноносцами.»

Известие  о  ожидаемом  назначении  действительно  обрадовало  Виктора  Викторовича, стремившегося  попасть  на  новый  для  него  корабль. Первым  делом  он  поспешил  встретиться  с  командиром  «Нерпы». Подлодка  недавно  вернулась  на  базу, совершив  боевое  охранение  вблизи  острова  Кефкен – Босфор.

«Как, командир! Навёл  страху  на  турок? – обратился  В. Вилькен  к  старшему  лейтенанту  Б. Соловьёву.

«Знаешь, Витя, вот, что  я  тебе  скажу. Турецкие  угольные  пароходы  ходят  по  мелководью, вблизи  берегов, а  боевые  корабли – крейсера  бегают  со  скоростью  25  узлов, не  догнать  их  нашим  медленным  подводкам, но  подстеречь  можно  и  тогда – лупи  торпедой. Возьми  себе  на  заметку -  мореходные  качества  у  «Нерпы»  неплохие, вот  только  время  погружения  слишком  длительное, синхронное  управление  носовыми  и  кормовыми  горизонтальными  рулями  уж  слишком  неудобно. А  в  остальном, убедишься  сам», -  ответил  Б. Соловьёв.

Через  несколько  дней  подводная  лодка  «Нерпа»  под  командованием  В. Вилькен  вместе  с  однотипной  пл  «Тюлень»  вышла  в  поход  курсом  Севастополь – Кефкен  Босфор – Сарыч – Ялта – Севастополь. Лодки  действовали  во  взаимодействии  с  миноносцами  дивизии  капитана  1  ранга  князя  В. Трубецкого.

Однажды, «Нерпа»  выследила  у  Босфора  вражеский  миноносец, но  при  погружении  вышло  из  строя  управление  носовых  горизонтальных  рулей. При  этом  подлодка  сама  могла  стать  хорошей  мишенью, оставаясь  на  поверхности. Только  благодаря  умению  машинных  унтер – офицеров  Порошина  и  Белова  повреждение  удалось  быстро  исправить, что  и  спасло  «Нерпу».
В  августе  1915  года  «Нерпа», участвуя  в  боевой  операции, обнаружила  неприятельский  конвой  в  составе  немецко – турецкого  лёгкого  крейсера  «Гамидие»  и  двух  миноносцев  типа  «Миллиет», сопровождавших  транспорты  с  углём. Командир  «Нерпы»  В. Вилькен  решил  атаковать  головной  корабль. Неожиданное  появление  русской  подводной  лодки  произвело  переполох  среди  кораблей конвоя. Крейсер  «Гамидие»  стал  резко  менять  курс, что  помешало  «Нерпе»  выйти  на  верную  позицию  для  торпедного  залпа. «Гамидие», отвлекшись  от  судов  конвоя, сосредоточил  весь  артиллерийский  огонь  на  подводной  лодке. Тем  временем, с  «Нерпы»  по  радио  было  отправлено  сообщение  на  миноносцы  «Быстрый  и  «Пронзительный»  о  нахождении  турецких  пароходов  с  углём, маневрирование  которых  было  рассеяно, они  приблизились  к  устью  реки  Сакария, где  и  были  уничтожены  артиллерией  подошедших  миноносцев. «Нерпе»  удалось  спешно  погрузиться  и  уйти  на  глубину.
Быстрые  и  решительные  действия  подводников  во  взаимодействии  с  кораблями  Минной  дивизии  способствовали  потоплению  трёх  турецких  угольных  транспортов – «Эрезос», «Иллирия»  и  «Сейхун»  с  грузом  свыше  десяти  тысяч  тонн.
В  походах  за  два  года  «Нерпа»  потопила  или  захватила  три  парохода, пять  малых  и  три  больших  парусных  судов, моторную  шхуну  и  баржу.

В. В. Вилькен, получив  звание  капитана  2  ранга, стал  начальником  дивизиона  Бригады  подводных  лодок  Черноморского  флота. Во  время  революции  он  перешёл  на  сторону  белых. Командуя  в  1920  году  ледоколом  «Гайдамак», ушёл  с  эскадрой  в  Бизерту  (Тунис).

…………………………………………………………..
«Не  сломила  судьба  нас, не  выгнула.
Хоть  пригнула  до  самой  земли.
А  за  то, что  нас  Родина  выгнала,
Мы  по  свету  Её  разнесли….»
                А. Ачаир   «В  странах  рассеянья», 1924  г.


Долгое  время  В. Вилькен  жил  в  Тулоне  (Франция), затем  в  Веймаре  (Германия), там, на  чужбине  и  умер.

ЕГО  ИМЯ, КАК  И  ИМЕНА  ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ  ПЛЕЯДЫ  ПЕРВЫХ  РУССКИХ  ПОДВОДНИКОВ – А. ПЛОТТО , Т. фон  дер  РААБ  ТИЛЕНА,  М. ПАРУЦКОГО,  К. ЛЮБИ  и  других  ДОЛЖНА  ПОМНИТЬ  РОССИЯ.

28  сентября  2019  г.                В. Прытков.


Рецензии