Сочинение на вольную тему

       
              Сильный ветер, шумевший за окном, почти беспрерывно бросал в окно целые охапки листьев, сорванных с деревьев. Забрызганное сверху донизу стекло казалось политым из шланга, хотя хмурое небо пока не разродилось дождем. Вероятно, влагу просто сдувало ветром с тех же деревьев, расположенных поблизости.   
              Судя по внешнему облику прохожих, бегущих с поднятыми воротниками и старавшихся не задерживаться на улице, температура тоже была далекой от комфортной.
              И можно было бы порадоваться, что находишься дома, в тепле, за своим письменным столом, но столбик барометра Мишкиного настроения приближался к нижней отметке.
              От Мишки требовалось написать сочинение к завтрашнему дню, а большой любви к этому делу мальчишка не испытывал. А может, просто с учительницей по русскому и литературе у него сложились не самые лучшие отношения. Ведь порой любовь или нелюбовь ученика к предмету в значительной мере зависит от отношения самого педагога. Или даже в большей мере, от отношения педагога к процессу обучения и к ученикам.

                Увы, но учительница русского и литературы Мишку не жаловала.
Вот почему-то не жаловала и все тут. Хотя учился парень очень даже прилично, можно сказать – был твердым хорошистом, лишь изредка получая тройки. 
                Что характерно, все упомянутые тройки случались исключительно за сочинения. Ну, не нравился учительнице стиль, используемый её учеником в индивидуальных работах, не нравился и хоть ты тресни. Самое главное, что ошибок Мишка почти не делал, точнее – не делал орфографических ошибок, а вот лексика у него порой выходила своеобразная. Видимо именно характерная лексика и вызывала у преподавателя какие-то негативные чувства. Так происходило и в пятом классе и продолжалось в шестом.   
               Собственно, в школах во все времена не слишком-то приветствовалась инициатива учащихся в некоторых вещах. А уж инициатива в творчестве, да еще в советской школе начала восьмидесятых – это было что-то из разряда фантастики.

               И вот пришла пора писать очередное сочинение. Причем в самом худшем для Мишки варианте – сочинение на вольную тему. Как раз сочинения по каким-то конкретным авторам или произведениям Мишке удавались более-менее прилично. Хотя, правильнее сказать, он просто приспособился подлаживаться под приемлемый для учительницы, довольно суховатый стиль, отдающий, по словам дедушки – казенщиной. Но когда выпадал случай писать сочинения на вольную тему, для парнишки это становилось сущим кошмаром.   
               Сосредоточиться и писать о чем-то своем, именно своем, а не о том, что имеет отношение к кому-то другому, в том же сухом казенном стиле у Мишки не получалось категорически.
И каждый раз парень получал за это дело тройки. Причем тройки с большой натяжкой.
Учительница так и говорила своему ученику:

                – Ну, Пахомов, опять ты в своей, какой-то детской манере пишешь. Ты что, в подворотне находишь таких героев или старый старик?!

                Подобная фраза, особенно её последняя часть, выглядела особенно противоречивой, что, однако, нисколько не мешало педагогу довольно часто повторять её.
А после учительница всегда добавляла:

                – Только из уважения к потраченному тобой времени, замечу – совершенно бездарно потраченному, все же поставлю тебе тройку.

                В данной фразе опять возникало противоречие, но и к нему Мишка уже давно привык. Что отнюдь не добавляло ему любви к сочинениям как таковым, а особенно сочинениям на вольную тему. И теперь он вновь сидел за письменным столом, уставившись в окно, и слушал рассеянно, как бубнит телевизор в соседней комнате, и в унисон ему – дедушка на кухне.

                Хлопнула входная дверь, это вернулся с очередного аврала отец. Поначалу глава семьи, понятное дело, зашел на кухню к матери, выслушивающей бесконечное ворчание деда. Затем будет заход в комнату старших членов семьи, где имеющая очень слабый слух бабушка, смотрела телевизор на максимальной громкости. И, наконец, приоткрылась дверь Мишкиной комнаты, и отец заглянул в неё.

                – Ну, что сын, до сих пор за уроками? – небрежным тоном спрашивает отец, похлопав Мишку по плечу.

                – Да, почти уже все сделал, – стараясь говорить, самым непринужденным тоном почти не врет Мишка, – так, осталась самая малость, – тут он делает паузу, набирает в грудь побольше воздуха и выдыхает, – сочинение.

                – Сочинение? – переспрашивает отец, уже повернувшись, чтобы выйти из комнаты.

                Нелюбовь Мишки к сочинениям хорошо известна всей семье.

                – Та...ак, – протягивает с недовольными интонациями отец, – что на этот раз?

                – Сочинение на вольную тему, – отвечает Мишка, тяжело вздохнув при этом, – но в этом сочинении должна присутствовать тема осени и что-то из событий в нашей стране.

                – Ну, Михаил, это же проще пареной репы, – снисходительно улыбаясь, произносит отец, возвращаясь к письменному столу сына, – день седьмого ноября – красный день календаря.

                – Нет, это не подходит, – грустно качает головой Мишка, – на тему революции будет отдельное сочинение через две или три недели.

                – Вот дают! – с озадаченным видом говорит отец, почесывая затылок. – И о чем тогда писать, если нужно об осени и о стране? Об очередной битве за урожай?

                – О людях нужно писать! О людях труда! – слышится от двери торжественный дедушкин голос. – Вот в мое время были такие люди... – Дедушка поднимает руки к потолку, принимая возвышенно-патетическую позу, но потом опускает их и произносит с сожалением:

                – Э...эх, нет сейчас таких людей!

                – Ну, батя, какие люди? – задает резонный вопрос отец. – Тема то у нас об осени.

                Обсуждение темы сочинения начинает приобретать характер семейного спора.
 
                – И осенью люди немало трудились, – не желает сдаваться дедушка, – сколько выдающихся достижений труда было сделано осенью, – тут его снова пробивает на ностальгию, – вот помнится, в мое время у нас на заводе, во время войны люди по три, по четыре нормы за смену делали.

                – Это понятно батя, – снисходительным тоном произносит отец, – но как это все с темой осени увязать, что бы пусто было этим педагогам! – чертыхаясь, глава семьи недовольно мотает головой. – Придумали какую-то ерунду, а теперь мучайся тут с ней.

                В этот момент отец вспоминает о чем-то, и тотчас с воодушевленным видом поворачивается к Мишке:

                – Это, спутник первый мы запустили осенью! Вот, и событие осени и о людях труда написать можно.

                – Да мне нужно о современных событиях осени в стране, – уже совсем унылым голосом произносит Мишка.

                – Ну, ты загнул, – начинает сердиться отец, – ты еще скажи, что нужно о вчерашнем дне написать.

                – Что за шум, а драки нет? – в комнате появляется мама, вероятно, обеспокоенная тем, что все мужчины семьи оставили кухню и не собираются ужинать.

                – Да вот, сочинение, понимаешь, опять! – возмущается отец, тыкая пальцем в тетрадку сына.

                – Каждый раз это сочинение, – с печальным видом произносит мама, и вздыхая, глядит на Мишку по голове.

                – Сочинение?! – эхом откликается Мишка, снова поворачиваясь к окну.

                Сквозь забрызганное стекло становится видно, как двое рабочих в спецовках пытаются натянуть транспарант к празднику Октябрьской революции. Ветер мотает транспарант из стороны в сторону, вырывая из рук рабочих, попутно швыряя в лицо охапки мокрых листьев с деревьев. Однако рабочие не сдаются, упорно натягивая красное полотнище.
                Чуть погодя, немного в стороне появляется дворник, который что-то говорит рабочим, а потом подходит ближе и начинает руководить процессом натягивания транспаранта. Рабочим это явно не нравится, и они бросают сердитые фразы дворнику в ответ. Теперь это не нравится служащему ЖЭК-а, видно, как он ругается в ответ, сплевывает на землю и уходит прочь.
                Как раз в этот момент начинается дождь, рабочие слезают со своих лестниц, приставленных к столбам освещения, и уходят под дерево. Незакрепленное полотнище продолжает болтаться под дождем, волочась одним краем по земле.
                Откуда-то из подворотни вновь появляется дворник и, продолжая ругаться, взбирается на оставленную рабочими лестницу, где пытается закрепить транспарант.

                – О чем сочинение–то, Миш?! – с сочувствием глядя на сына, спрашивает мать.

                – На вольную тему, о том, как проходит осень в нашей стране, – с затаенной грустью вздыхает Мишка.

                – О, господи, и что же там писать-то можно? – всплескивает руками мама, скорбно качая головой. – Об уборочной страде что ли?

                – Отличная идея! – немедленно воодушевляется дедушка. – Вот в наше время, помниться, бывало, ездили мы в колхоз...

                – Ну, да ладно. – Прерывает старшего члена семьи отец. – Не загибай батя, когда-то это ты ездил в колхоз? Это уже в наше время на картошку всех вывозили.

                – Что ты мне говоришь?! – сердится дедушка, топая ногой. – Вот именно, что вас вывозили, а мы сами ездили, куда сознательнее были, чем нынешнее-то поколение.

                Мишка вздыхает, продолжая смотреть в окно, и видит, что рабочие не выдержали и вышли из-под дерева – помогать дворнику. Наконец, общими усилиями транспарант удалось закрепить и теперь все трое стояли с довольным видом и смотрели на свою работу.
                Немного погодя дворник о чем-то спросил у рабочих. Те переглянулись, потом посмотрели по сторонам, а затем один из них кивнул в ответ головой.
                После этого дворник, как показалось Мишке, заметно обрадовался, махнул рукой и быстро ушел куда-то. Рабочие, тем временем, сложили свои лестницы и отнесли их к стоявшему неподалеку грузовику. Затем они вновь вернулись под дерево и стали ждать, глядя в ту сторону, куда отправился дворник.

                Тем временем, в Мишкиной комнате спор разгорается с еще большей силой. Ни отец, ни дед не желают уступать, хотя, наверное, уже и сами забыли о том, что же послужило причиной их спора. Мама только грустно смотрит на них, вздыхает и посматривает иногда на Мишку.
И тут в комнате появляется бабушка и громогласно заявляет с порога:

                – Вы так громко здесь галдите, что я не слышу телевизор! Это же надо так орать!

                – Вот! – тут же переключается дедушка. – В наше время телевизоры работали куда громче, а сейчас... Разве это громкие телевизоры?!

                – В ваше время были только КВН-ы, – со снисходительным видом отмахивается отец.

                – Может тебе написать об уборке листвы и мусора, которая происходила у вас в школе неделю назад? – робко спрашивает мама.

                – Ну, это же совершенная мелочь, – сердится дедушка, – тоже мне – значимое событие в жизни страны!

                Мишка вновь бросает взгляд в окно и видит, что дворник уже присоединился к рабочим, и теперь все трое о чем-то оживленно разговаривают. Приглядевшись, парнишка видит мелькнувшую в руках дворника бутылку, а рабочие, оглядываясь по сторонам, аккуратно прячут под спецодеждой стаканы. Мишка вздыхает, понимая, что происходит за окном и видит, как один из рабочих спрашивает дворника о чем-то. Тот на минуту задумывается и вдруг его лицо озаряет улыбка. Служащий ЖЭК-а снова куда-то убегает, а потом очень быстро возвращается с довольным видом. Рабочие смотрят на него вопросительно, и дворник с видом фокусника достает из-под своего фартука несколько ярких, хорошо различимых даже из окна, яблок. Лица рабочих расплываются в довольной улыбке.

                В голове у Мишки мелькает какая-то мысль, связанная с яблоками, но поначалу она никак не может оформиться.

                Тем временем, спор разгорается с новой силой, причем в нем принимает участие и бабушка. Маме это все, в конце концов, надоедает, и она решительным тоном произносит:

                – Все! Хватит кричать друг на друга! Мы сейчас же идем ужинать, через пять минут жду всех на кухне!

                И тут до Мишки внезапно доходит, почему ему вспомнились яблоки. Ведь всего месяц назад его, вместе с другими учениками школы, отправляли за город помогать в сборе яблок в одном из совхозов. Ребята провели там целый день, собрали едва ли не целый грузовик фруктов, после чего всем учащимся презентовали по довольно приличному пакету яблок.   
                Воспоминание об этом оказывается настолько ярким, что Мишка даже удивлен тем, что не сразу вспомнил о таком событии. Получается, что дворник, принеся своим случайным собутыльникам яблоки как закуску, всколыхнул у Мишки воспоминания о недавнем прошлом.
                А собирать яблоки, хотя и оказалось нелегким делом, Мишке тогда понравилось. И занятие веселое, и занимались они с ребятами действительно полезным делом.

                – Миша, ты идешь? – спрашивает от двери мама.

                Мишка с трудом возвращается в реальность и произносит медленно, словно пребывая в полусне:

                – Сейчас мам, через десять минут.

                Постояв с минуту у окна, парнишка идет к столу и открывает тетрадь. Мама тихонько прикрывает дверь его комнаты.
Когда через двадцать минут она вновь заглядывает в комнату, то видит сына, с увлечением пишущего что-то в тетради и улыбающегося при этом.
                Мама недоверчиво качает головой и снова прикрывает дверь.
Через некоторое время Мишка заканчивает писать, с удовлетворением откладывает ручку, а потом вновь выглядывает в окно.
                Вешавшие транспарант рабочие уже уехали, не видно и дворника, да и на улице уже совсем темно. Мишка улыбается чему-то своему, гасит настольную лампу и идет на кухню.

А за сочинение, он получил четверку. В первый раз в жизни.


Рецензии
"Сочинение на вольную тему, – отвечает Мишка, тяжело вздохнув при этом, – но в этом сочинении должна присутствовать тема осени и что-то из событий в нашей стране".

Бедный ребёнок!
Хорошая обстановка в семье, когда все стремятся помочь и подсказать мальчику что-то дельное. Но никто толком не знает что может вдохновить ребёнка на написание неопределённого текста. Вся семья подключилась.
Осень и рабочие замечательно вписались в сюжет.
Учительница сразу вызывает неприятие, прежде всего, нелюбовью к детям, а ещё неумением поставить задачу и безграмотной речью.
И зачем заставлять писать сочинения на вольную тему?

А воспоминание о яблоках мальчику помогло!
И вдохновение пришло.

Прекрасно написано, Сергей.

Светлана Данилина   27.03.2024 16:42     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Светлана!

Искренне благодарю за отклик!

Увы, история отнюдь не единичная, а скорее, едва ли не обыденная, и в какой-то мере даже автобиографичная.
Как много детей, обладающих творческим началом, потеряли всяческий интерес к литературе и процессу творчества, столкнувшись с подобным, откровенно недалеким, можно сказать, бюрократическим подходом педагога.
И в таких случаях частенько на помощь приходили члены семьи, что вполне понятно, родные люди всегда воспринимают близко к сердцу тревоги и проблемы своего младшего поколения.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   27.03.2024 20:43   Заявить о нарушении
Вы правы, Сергей!
Помню, как учила десятиклассницу писать сочинения - излагать свои мысли. Раньше у другой учительницы дети просто копировали тексты из учебника.
Кажется, у меня получилось.)

Светлана Данилина   27.03.2024 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 84 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.