Рюген, продолжение 4

                начало: http://www.proza.ru/2019/09/21/1594


В самом святилище стоял большой, превосходящий человеческий рост, кумир, с четырьмя ликами, Святовит (Белобог, Даждьбог)*, - вендский бог войны и победы у западных славян, и бог плодородия, согласно "Mater Verborum"**, противостоящий Чернобогу (дьяволу), всегда приносящему несчастья.

Храм Святовита в Арконе был не только главным святилищем руян, но и большей части западнославянского Поморья, его мудрые жрецы и преданные делам общины прихожане почитались прочими балтийскими племенами как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого не принималось ни одно важное решение.

Здесь было сосредоточие всей веры и упования языческого духовенства, здесь же, в руках верховного жреца-священника***, была сконцентрирована власть гордых и свободолюбивых островитян. Из всех противоречивых, до наших времён дошедших сведений, ясно одно - ругиев честили единоверцы и ненавидели враги - всё как обычно в истории человечества****. Вот как описывает их Адам Бременский, северогерманский хронист, каноник и схоластик XI века: "... остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами, - это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться."*****

Цитадель Аркона, известная как "крепость Яромаса", была одновременно святыней и убежищем для всех обитателей здешних мест, обладая мощным защитным валом и высоким, непреодолимым со стороны моря, частоколом. И хотя сам остров невелик - около трех дней пути с юга на север, да с запада на восток, и кажется легкодоступной добычей для предполагаемых завоевателей, он весь покрыт труднопроходимыми болотами и лесами...


- Что ж, неволить не смею, поступай как хочешь, только повремени чуток, пока Хельга хворает, с мальцами некого оставить.

- А ты?..

- Я, хоть и стар для рати, призван в ландвер, отлогие берега укреплять. Штормовые ветра и морские волны выедают наш белокаменный островок...

- Добро. Уйду в Перунов день.

- Будь по-твоему!..


                (продолжение по ссылке)

http://www.proza.ru/2019/10/06/1308


* Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда из Босау и описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов" как главный бог - бог богов этого храма.

** "Mater Verborum" - средневековый энциклопедический словарь, созданный в IX  веке в Швейцарии.

*** Подробные документальные свидетельства об этом племени встречаются во многих письменных источниках, начиная с X века. Гельмольд из Босау, монах-священник, христианский миссионер, проповедник, один из наиболее известных хронистов XII столетия, автор «Славянской хроники», написанной им на латыни сообщает, что племенем руян управлял князь, чья власть ограничивалась авторитетом жрецов.

**** Герборд, немецкий монах и биограф в "Беседе о житии Отто Бамьергского (XII век) называет Рюген островом Верания (Verania), а его жителей самым варварским народом.

***** "Деяния епископов Гамбургской церкви" ("Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum"), Адам Бременский


Рецензии
Здесь, пожалуй, историк и археолог почти полностью взял верх над писателем, сочинителем. Почему бы не святилище Святовита глазами Эллы? И еще одно замечание. Древнеславянский Чернобог не тождественен христианскому дьяволу.
С уважением, Александр

Александр Инграбен   16.01.2021 02:37     Заявить о нарушении
Возможно было бы лучше описать святилище глазми Эллы, да не очень хотелось фантазировать там, где есть о нем хоть какая -то инфа, а вот про Чернобога мнения исследователей разняться, как в пользу его отождествления с дьяволом, как и против, в целом считая, что силы добра не могут существовать без сил зла. Подобный баланс – залог гармонии и сохранения мира. Истоки самого культа, прославляющего бога несчастий и разрушений, пока ещё невозможно отследить.

С уважением,

Дастин Зевинд   16.01.2021 18:52   Заявить о нарушении
Позвольте вмешаться насчёт "инфы". Александр правильно заметил: Вы же все-таки не статью для энциклопедии пишете, а роман, так что все эти исторические справки в тексте романа не очень уместны. В сносках - другое дело, а вот сам текст они, что называется, "сушат". Зачем Вам это? И Адама Бременского Вы тут тоже зря помянули. Сомневаюсь, что Вашим героям до этого Адама есть дело, что он там писал или говорил; не думаю, что они о нем вообще знают. Так что лучше действительно показать храм Святовита глазами Эллы или кого-то ещё, а не скучного историка.

Мария Пономарева 2   23.02.2021 18:47   Заявить о нарушении
Мадам, я не пишу сказок.
Мои повести, плохие они они хорошие, основаны на сохранившихся исторических фактах. А Вы пишИте как хотите и чем хотите, попутно самовосхваляя свой гениальный "роман" (!) и оценивая чужое творчество негативно. Судя по количеству читателей, отметившихся на Вашей странице, можно с точностью предсказать Вам величайший успех из всех возможных в русской литературе.
Здоровья Вам и ума!



Дастин Зевинд   23.02.2021 20:44   Заявить о нарушении
или хорошие = опч.

Дастин Зевинд   24.02.2021 00:09   Заявить о нарушении
А кто сказал, что я самовосхваления свой роман? И Вы видели, чтобы я где-то назвала его "гениальным"? И мне совершенно неважно, сколько читателей отметились на моей странице. Важно не то, сколько читателей зашли, а сколько захотели вернуться.
Да и вообще, что Вы так разобиделись? И почему Вы решили, что мои отзывы - негативны? Да, делаю какие-то замечания, но всегда по делу. А что касается фактов - то покажите мне факт, что действительно существовала святовитка по имени Элла Эстер. Есть о ней какие-то упоминания в источниках? А если нет, то это уже вымысел. А в приключенческом романе, я считаю, данные из энциклопедии выглядят неуместно, сушат текст и идут во вред. Зачем Вам портить своё произведение?

Мария Пономарева 2   24.02.2021 14:41   Заявить о нарушении
Вы знаете, поначалу, читая Ваш словесный бред, я подумал, что Вы таким образом пытаетесь обратить моё внимание на своё лит. творчество, потому и оторвался от своих забот и прочитал вступительную главу Вашего генитального романа. Даже отметил его зелёной кнопкой. Несмотря на Ваши усилия казаться хитромудрой и Ваши три отрицательные мне рецензии. Но Ваша паранойя о якобы еврейском имени ЭЛЛА даёт мне повод считать Вас не совсем адекватной женщиной. Исходя из этой суппозиции, наша пустопорожняя с Вами "беседа" теряет всякий рациональный смысл. Я своим временем дорожу. Будьте здоровы!


Дастин Зевинд   24.02.2021 19:18   Заявить о нарушении
Во-первых, не путайте слова "гениальный" и "генитальный". Во-вторых, не пыталась я обратить на своё творчество Ваше внимание. Наоборот, Вашим творчеством заинтересовалась. Увидела, что про Рюген. Тематика, знаете ли, импонирующая. А в-третьих, почему Вы считаете, что рецензии отрицательные? Я же не сказала, что плохо написано. Я просто указала, на что стоит обратить внимание. Могу Вам тоже зеленую кнопку нажать, мне не жалко.

Мария Пономарева 2   24.02.2021 20:09   Заявить о нарушении
Почему считаю их отрицательными?..

Потому, что Вы три раза нажани "НЕ НРАВИТСЯ".

А раз не нравится, к чему такая логорея?

Дастин Зевинд   24.02.2021 20:43   Заявить о нарушении
Дастин, не нажимала я "не нравится". Вот поверьте мне: не нажимала. Может быть, кто-то другой нажал?

Мария Пономарева 2   24.02.2021 21:13   Заявить о нарушении
Так вот в чем дело, Дастин? Поэтому Вы так обиделись? Сказали бы сразу, я бы Вам объяснила, что не нажимала "не нравится", и почему так вышло, даже не знаю. У меня вообще куда-то пропала эта опция. Как раз хотела нажать Вам "нравится", и не смогла найти. Так что это что-то с интернетом, он часто "шалит".

Мария Пономарева 2   24.02.2021 21:36   Заявить о нарушении
Никто кроме Вас три раза нажать НЕ НРАВИТЬСЯ не мог. Да и нет в этом смысла.

А что не вру вот и доказательство:

ДАСТИН ЗЕВИНД
Место Произведение Рейтинг
303 Рюген, продолжение 60 9
1575 Упрямство 7
1705 Рюген, продолжение 57 6
Полная таблица рейтинга

Нет прочитанных и отмеченных Вами страниц.
Ни вчерашних, ни сегодняшних.
И врать Вам не обязательно.

Дастин Зевинд   24.02.2021 21:43   Заявить о нарушении
Дастин, я не вру. Я действительно ничего не нажимала.

Мария Пономарева 2   24.02.2021 22:16   Заявить о нарушении
Дастин, Вы можете мне верить или не верить, но эти три произведения, которые Вы назвали, я ВООБЩЕ не открывала. Я ничего не могу про них сказать, потому что я их не читала. Почему Вы вообще решили, что эту кнопку нажала я?

Мария Пономарева 2   24.02.2021 22:31   Заявить о нарушении
Эти "три произведения" как раз отмечены, там же и баллы видны, разве Вы их не видите? Вы же не с путинского Чудо-Йотафона текст набираете, а как минимум с китайского андроида.

И я не помню здесь случая, чтобы один и тот же читатель аж 5 (!!!) раз ошибся кнопкой...

В принципе мне всё равно, я не рейтингист, но зачем врать, считая меня лохом?

Дастин Зевинд   24.02.2021 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.