Тропой через Беляш

Мы шли по берегу Чусовой, разглядывая небольшую и живописную скалу. Она расположилась перед бойцом Винокуренным. Поскольку название камушка на картах не отмечено, мы назвали его сами – Беляш. В том смысле, что не Темняш, уж точно.

Обойдя повыше поляну, которая кишела джипами и автотуристами, дорога спустилась к ущелью глубокого лога. Наверх вели лестницы – сначала деревянная, затем стальная. Так начинается экотропа Природного парка "Река Чусовая", ведущая на вершину бойца Винокуренного. На самом деле, первым делом тропа идёт на вершину того самого Беляша.

Пройдя через мостик, мы начали подъём. Чувствуешь себя паровозом на горной железной дороге, когда пыхтишь по этим деревянным шпалам и рельсам. Незаметно река остаётся где-то внизу. Мне нравится ходить по этой тропе. По пути я люблю разглядывать могучие стволы пихт и их корни с норами. У одной берёзы внизу образовался большой нарост, похожий на колесо  - словно дерево на самокате по горе гоняет.

В конце первой стальной лестницы открываются шикарные виды. Виден лес, залитый солнцем на поляне, который обступает тёмная парма с остроконечными пиками. Вы'соко! Лестница оканчивается на гребне камня Беляш.  Именно оттуда лучше всего смотреть на перебор Реки Теснин. Река неспешно делает крутой поворот перед камнем Винокуренным, по синей воде плывут белые облака.

На Беляше мы созерцаем Реку Теснин. Его вершина всегда кажется мне уютной, тёплой. В апреле здесь первым тает снег, склоны камня хорошо прогреваются солнцем. Тепло и сейчас, в середине сентября. Выбирай место поудобней, и присядь. Послушай тишину, погляди на Чусовую. Осень раскрасила берёзы в жёлтые краски. Но лиственницы пока не подхватили эту песню. Они зажгутся лимонным огнём к началу октября.
Смотри, какие шишечки на ели! А мы всё ещё не ели...

С камушка тропа спускается в следующий лог с небольшим ручейком, через который оборудован мостик. Дальше – опять железные ступени, идущие круто вверх. Пока поднимаешься, перед тобой появляются новые горизонты. Вот уже заметна гора Сабик большим синим увалом на фоне позолоченной тайги.

Чусовая поблёскивает сквозь еловые лапы. Закатный свет красит противоположный берег. Выше сосен и берез взметнулась тёмно-зелёным столбом старая-старая Царь-Пихта. Это наш маяк. Когда тропинка близко подошла к обрыву высоких скал, то оказалось, что мы всего лишь на уровне половины высоты её ствола.

Тропинка по окончании второй лестницы вьётся по острому гребню камня Винокуренного. В этом месте он напоминает нож. Слева – глубокое ущелье, справа – не менее глубокий и отвесный обрыв к реке. Над нами голубеет небо. Облачка зависли над недосягаемым Сабиком.

На склонах бойца растут мхи и различные растения-эндемики. Винокуренный – не только геологический, но и ботанический памятник природы. Поэтому для подъёма и спуска большого количества туристов Природный парк оборудовал его склоны лестницами.

Безумно чернеющий силуэт Пихты великой высился в лазурном небе. Гребень бойца навис над голубеющей Чуоси, словно и нет полусотни метров высоты, а просто небольшой островок зелени врезался в гладь воды. Обманчивое впечатление!

Наконец, наша дорожка становится горизонтальной. Можно перевести дух и бродить по редколесью среди черноствольных берёз. Да, есть и такие! По дороге справа разливается и "о чём-то поёт зелёное море тайги". Только оно уже не зелёное, а пёстрое, огненно-рыжее и яично-жёлтое. Река Теснин темнеет пропастью под белыми уступами камня.

Еловые и пихтовые лапы щеголяют молодыми побегами. Берёзовый лист отлетает, наступает черёд осинам солировать. Некоторые из них обзавелись жёлтыми листьями с малахитовыми прожилками. Другие осины ещё краше, сигналят розово-багряными факелами среди чащи. Ныне "под крылом самолёта"  - Осень. Такая замечательная и яркая!

От пихтового "маяка" мы поднялись к скальным выступам. Чабрец и другие травы отцвели, оставив камни в седине. Нарядный лес раскинулся чудной картиной под бойцом Винокуренным. И эта картина продолжалась до самой линии, где целуются небо и земля. Любо-дорого глядеть. Художники, не пропустите!

А тропинка всё шла и шла по крутым бокам горы, где поселился атаман Винокур. По склонам глубоких логов струился солнечный свет, стекая на самое донышко. Хотелось взобраться на самый верх гребня, чтобы как следует посмотреть на пейзаж с высоты птичьего полёта. Вот и с верхушкой огромной берёзы мы уже вровень.

Дорожка юркнула "по лезвию ножа" за сосны, и впереди мы увидели вершину. Оглянулись назад. От горизонта вниз по реке расплылось волшебное зеркало Чусовой. Большие косматые ели притихли, склоняясь над рекой. С верхотуры и они гляделись махонькими. Мы стояли, казалось бы, на обычной лесной тропе. Однако, сразу за ней шёл обрыв. И ближний лесок на самом деле был в нескольких километрах от нас, на другом берегу.

И здесь мы тоже любим созерцать Реку Теснин. Коли стоять страшно, можно просто лечь на траву-мураву, и смотреть на дальние дали. Глядены, одно слово. Видоны.

В мохнатой парме изумрудные конусы строгих ёлок резко контрастируют с весёлой берёзовой желтизной. Видно, как День уходит от нас, а Ночь его пытается настичь. Это вечные догонялки.

На нашей, Максимовской стороне, камни нахмурились. На Усолошной стороне вечор завсегда праздник! Коли оттуда солнышко по-заутрени выходит, стало быть там, на исходе дня, оно прощальными лучами землю гладит. Пихтово-еловые тени медленно двигаются по той стороне, и лес затихает. Постоим и мы в тишине на бойце Винокуренном, помолчим.
Когда видишь, как прекрасна наша уральская земля, слова не нужны.


Рецензии