Утопизм Фихте

Фихте И.-Г. Сочинения в 2 т., МИФРИЛ, Санкт-Петербург, 1993 г. - т.2.      
          
"Лекции об назначении учёного". Лекция 2.

(По поводу одного изречения Фихте.)

Когда Тьма вынуждена бороться - это уже залог свободы" Тьма "любит мрак, она уже проиграла, если она вынуждена выйти на свет". (Л.2. 26.)

Афоризм столь же красноречивый, сколько неверный. Реальность такова, что в ней чаще всего, открыто или исподволь, побеждает - в определённой ситуации - Тьма, а не Свет. Конечно, Ф. имеет в виду конечную, финальную победу Добра над злом, поэтому и верит, что рано или поздно, но наступит время совершенно разумного общества. Но он сам же полагает высшую цель недостижимым идеалом. И через миллиард лет идеал этот не будет достижим, стало быть, недостижима и конечная победа Добра, Высшего Человека. А в реальности которая только и дана нам и будет таковой ещё много-много лет, побеждает отнюдь не лучший, как уверяет Фихте. Если бы было так, мы уже давно пришли бы к совершенному обществу. Причём одно из условий "победы Света" в обществе - исчезновение такого института как государство. Байки о победе Лучшего когда-нибудь не имели бы значения для данности вообще. Но положительный момент таков: вера в силу добра стимулирует человека на борьбу со злом. Обман, но благой. Впрочем, Фихте свято верит в то, что говорит.Сознательного обмана других здесь,разумеется,нет. Но утопизм Фихте в этом вопросе очевиден. Точно также в другом месте он полагает, что достаточно индивиду только ,согласно потребности души,захотеть, пожелать разумное общество вне себя и оно сразу появится. Но как доказать хотя бы наличие такой потребности в человеке до общества, тем более, что такого человека, согласно же Фихте, и быть-то не может? По Фихте это необходимо, чтобы человек мог быть в качестве разумного человека. Но ведь разум не даётся сразу, он воспитывается и взрослеет постепенно - через общество и жизненный опыт индивидов. Стало быть, сперва дан неразвитый человек. Будет ли он испытывать нужду в разумных, других людях? Скорее всего в центре его внимания были бы чисто эгоистические, чувственные,животные интересы. Таким образом, даже Абсолютное Я создаёт человека вовсе не просто "разумного" - сразу, всёцело и навсегда, а ПОТЕНЦИАЛЬНО разумного, способного прогрессировать и деградировать, что и показывает нам история человечества. Фихте делает возможность человеческой разумности её данным, сущностью самой природы человека. Если человек не животное, он разумен, т.е. социален, член общества и т.п. Из этого следует необходимое развитие человека и человечества, прогресс разума и победа Тьмы над Светом. Фактически же возможность, потенция может и не реализоваться. Её развитие  и реализация зависят от множества внешних и внутренних воздействий, от среды и социума, от разного рода условий, где борьба Света и Тьмы вечна, как они сами. В этом случае человек определяется свободой не всёцело. И мы скорее видим его неразумность, чем разумность. Дело ещё в том, что говоря "разум", Фихте подразумевает "сердце". Вне второго первый  внеэтичен, а значит холоден и аморален, даже при больших знаниях и техническом прогрессе. Поэтому "разумный человек" у Фихте фактически "человек нравственный" или "человек сердца". Поэтому чистый рационализм при анализе общества "не работает". В итоге, по Фихте же, "мы ещё не совсем люди". И свобода, которая находится в центре внимания Фихте и понимается как приоритет в дуще человека Разума, - это этическая категория - что-то вроде "разумного сердца". Отношение Разума к Нравственности - серьёзная проблема философии, не решённая вполне до сих пор. Дело осложняется тем, что в социуме человек сердца мало преуспевает, чем человек чистого разума, понимаемого как рациональное мышление и поведение. Именно рационализм перерастает в дурной эгоизм, меркантильность, в приоритет денег и оборачивается борьбой групп и индивидов за власть в обществе. Не забудем, что жизнь человека по сей день определяется государством с его мощными силами  оболванивания и эксплуатации масс.
Фихте сливает воедино два вопроса "назначение человека в обществе" и "выполнимо ли это назначение в реальном обществе вообще - сейчас или когда-нибудь?" Но узнать своё предназначение ещё не значит - хотеть и мочь его реализовать. Пусть Фихте теоретически докажет, что человек по природе разумное существо. Жизнь опровергнет эту теорию своей жестокой реальностью, которая называется "деградацией человека и человечества", причём прежде всего это деградация нравственная. Время Фихте - время свершений, надежд на прогресс, время, когда ещё разум не был уязвлён сознанием скептическим. Он к тому же устал сидеть в кабинетах и хотел живой деятельности на благо Отечества и человечества в целом. Теперь же нам остаётся лишь признать, что гуманизм Фихте великолепен, но утопичен. Свобода по прежнему идеал, но не факт Жизни.


Рецензии