Три кнопки

      Общежитие аспирантов, куда направили меня и Игоря, находилось на Северо-западе Москвы и представляло собой серый трехэтажный неоштукатуренный кирпичный дом без каких-либо архитектурных излишеств. У входа красовалась вывеска: «Дом аспирантов Академии строительства и архитектуры». Комендант, среднего возраста мужчина, чье лицо отражало тяжелые заботы по содержанию этого старого здания, мрачно сообщил что в общежитии свободных мест нет, но Игорь заявил, что нам выделены два места, мы пришли с официальным направлением, и указал ему на ответственную подпись и печать!
      После этого комендант стал несколько вежливее и объяснил, что именно сейчас все места заняли съехавшиеся со всех концов страны участники месячных курсов повышения квалификации, как только эти курсы окончатся, участники разъедутся и, конечно, он нас поселит. На это я ответил, что сочувствую его проблемам, но в Москве нам остановиться негде, и мы будем ночевать в его кабинете.
Тогда комендант понял, что мы от него не отвяжемся, подумал, встал и сказал, что есть одна идея. Он провел нас по второму этажу и показал небольшой светлый холл в коридоре. Коридор был гостиничного типа, а в холле стояли два кресла и столик, на котором находился стакан и графин с водой.
      - В этом холле я вас могу временно поселить, - сказал комендант и налил себе из графина.
      - Значит, мы будем жить прямо в коридоре и спать в креслах? - спросил я.
      - Нет, я отгорожу холл от коридора занавесом и поставлю вам кровати. Я так уже делал.
      - Но любой может зайти сюда, когда нас не будет!
      - Ну, что вы, тут живут интеллигентные люди. Участники семинара – инженерный руководящий состав! А все ценности сдайте мне, и я их положу в свой сейф!
Мы согласились. Пока ездили за своими вещами я - на Киевский, а Игорь - на Казанский вокзалы, комендант сделал обещанное. Холл был отгорожен от коридора тяжелым непрозрачным занавесом, стояли две кровати со свежими постелями, два стула и даже две тумбочки. Мы стали осваиваться в новом жилище и, в общем-то, были довольны. Через пару дней комендант вечером заглянул к нам и сказал:
     - Вам придется немного потесниться: приехал из Новосибирска еще один аспирант. Временно он поживет с вами.
Мы потеснились, и в холле появился Костя. Вскоре он вечером сказал:
     - Слушайте, я тут пошарил по коридору и нашел пустую комнату на трех человек. Давайте туда переселимся!
Я осмотрел комнату, и она мне понравилась. У каждой кровати стоял стол и стул, на столах стояли настольные лампы с зелеными абажурами, а над ними висели полки для книг.
    - Спросим утром разрешения коменданта, - предложил я.
    - Переезжаем немедленно, - скомандовал Игорь, и мы стали переносить вещи. Утром мы ввели в курс дела коменданта. Он ничего не сказал, только спросил номер комнаты, дал каждому по ключу и взял паспорта на прописку.
Поскольку главный герой этого рассказа - Костя, надо сказать о нем несколько слов. Костя был высоким и красивым блондином, к тому же веселым и добродушным парнем. В аспирантуру он поступил чтобы пожить в Москве. Где-то на Урале у него осталась жена и маленькая дочка.
Просидев три дня в Ленинской библиотеке, он сообщил, что нашел двенадцать диссертаций, которые уже защищены по теме, над которой он собирается работать.
    - Костя, - сказал я, - так ты будешь менять тему?
    - И не подумаю. Наоборот, если по этой теме защищены 12 диссертаций, почему не может быть защищена 13-я? Я не суеверный.
Я никак не ожидал от Кости такого логичного подхода!
Мне казалось, что занимался он мало, по крайней мере, я не видел его, усердно сидящего за книгами. Когда вечером он приходил в общежитие веселый и возбужденный после очередного свидания и заставал меня и Игоря за работой, то обычно спрашивал:
    - Чем вы заняты?
    - Работаем над рефератом по философии.
    - Счастливые, - говорил Костя, - как я вам завидую! А я еще не брался.
Я потратил на реферат неделю, а Костя написал его за три дня.
Сразу же после приезда он присмотрел в нашем общежитии миловидную молодую женщину из инженеров, приехавших на курсы повышения квалификации. К Костиному удивлению она отвергла его ухаживания, и возмущенный Костя мне жаловался:
    - Корчит из себя недотрогу. Я не поверю, чтобы она ни с кем не сошлась. Я буду следить за ней и стану свидетелем ее падения!
Вскоре он утешился и нашел себе другую, что делал с замечательным искусством.
    - Слушайте, - кричал Костя, показывая с порога бутылку вина, - я познакомился с потрясающей буфетчицей и пригласил ее завтра вечером сюда.
    - Что ж, будем рады познакомиться.
    - Нет, вы должен уйти. Ну, пожалуйста, всего на пару часов. Я очень прошу.
    - Я задержусь в институте, - согласился Игорь.
    - А я могу вечером поработать в библиотеке, - сказал я, - а как мы будем знать, что комната свободна - ведь у каждого из нас есть свой ключ?
После минутного молчания Костя предложил решение. Когда он приведет свою подругу, прикрепит с наружной стороны двери нашей комнаты три кнопки. В виде треугольника. Если кто-то из нас случайно рано вернется, эти кнопки будут сигналом, что комната еще занята. Когда Костя со своей подругой уйдет, кнопки он снимет, и мы будем знать, что комната свободна. На том и порешили.
Вечер следующего дня я провел в Ленинской библиотеке и вернулся домой уже после 11-ти. Подходя к дому я увидел Игоря.
    - На дверях висят три кнопки, - недовольно сказал он, - я уже замерз.
Мы еще немного походили по улице, дело было зимой, и решительно пошли в общежитие. На двери все еще красовались кнопки, но я отпер дверь. Комната была пуста. Вскоре вернулся Костя.
    - Ребятки, простите меня, - с порога начал он, - я страшно виноват, забыл снять кнопки. Вспомнил о них, когда уже отошел с ней довольно далеко. Я хлопнул себя по голове и сказал вслух: - Кнопки!
А она с удивлением спросила:
    - Какие кнопки?
Далее Костя достал из шкафа свою бутылку вина, осмотрел ее и сказал:
- А вино еще осталось, и я смогу пригласить другую!
- Костя, - сказал я, - у тебя ведь есть жена.
- Жена меня любит, - сказал Костя, - у меня крепкая семья, а здесь, я просто провожу время.
Неожиданно комендант принес три повестки: нас вызывают на двухнедельные военные сборы. Такой тогда был порядок – офицеров запаса каждые шесть лет заставляли пройти переподготовку.
Мы трое были офицерами запаса, так как в наших институтах была военная кафедра. Игоря не было, он уехал на какие-то испытания, а я с Костей сложили в сумки свои вещи и вскоре поселились в общежитии инженерной воинской части, базирующейся в области у небольшой речушки, название которой я забыл.
       Мы осваивали новую военную технику, учились современным методам съемки местности, минированию дорог, строительству мостов и наведению понтонных переправ. А также слушали лекции о международном положении и проходили политическую подготовку. Вечерами делать было нечего, иногда смотрели старые фильмы в офицерском клубе или резались в шахматы. Костя сразу организовал шахматный турнир и стал его победителем.
        Питались мы в офицерской столовой, и он вскоре знал как зовут каждую официантку, кто из них замужем, а кто - нет и спрашивал меня, смогу ли одну ночь переночевать в другом месте. Ближе к концу сборов появилась новенькая официантка Варя, из-за которой он сразу забыл обо всех остальных. Она, действительно, была хороша: тоненькая шатенка с большими серыми глазами. Когда она принесла обед, он ласково взял ее за руку, спросил, что она делает вечером и пригласил в кино. Но она ничего не ответила, вырвала руку и ушла.
Новенькая оказалась женой капитана, который вызвал Костю к себе и провел с ним воспитательную беседу. Он вернулся хмурый.
       - Этот тип спросил, знаю ли я, что такое гауптвахта и готов ли я отсидеть оставшиеся дни?
Утром Костя стал собирать вещи.
      - Больше мне тут делать нечего. Ах, Варя, Варя! Сердце мое разбито. Еду в Москву, где ждет меня моя буфетчица. Осталось три дня, пожалуйста, отвечай за меня на перекличке. Наш лейтенант все равно, когда делает перекличку, смотрит только в журнал.
      Когда я вернулся в Дом аспирантов, он сидел за столом, обхватив голову руками, перед ним лежало распечатанное письмо.
      - На кой мне нужны были эти сборы, - причитал Костя, - ведь я собирался съездить домой и все могло бы быть иначе! Жена прислала заявление на развод. Нашла себе другого. А я так ее любил. Разве можно верить женщинам? Давай выпьем. Он разлил по стаканам оставшуюся полбутылки.
      - Костя, ты ведь можешь использовать это вино еще для одной подруги, - напомнил я.
      - К черту всех подруг, - кричал Костя, - моя жизнь сломана. Мне показалось, в его глазах блестели слезы.
Выпив, он вытер слезы и решительно сказал:
      - Ничего. Найду подходящую бабку и останусь в Москве. Будешь в Москве, заходи в гости. Куда - пока еще не знаю, спросишь адрес в справочном бюро! Я уже звонил буфетчице. У тебя есть три кнопки?
      Прошли годы. Во время одной из командировок в Москву я решил разыскать Костю. Полистал телефонный справочник, в котором нашел москвичку по фамилии Е, а Кости не обнаружил. Такой абонент в Москве не значился.


Рецензии