Лукьяненко, Звезды - холодные игрушки
Но мы начнем с разбора полетов. Собираемся в комнате для брифингов, смотрим на схемы, графики и карты, вывешенные на стенах, и выслушиваем от руководителя полетов замечания по поводу того, что мы сделали не так.
В предыдущей статье я ошибся почти по всем пунктам. Да, Петр действительно был вынужден спасать свою жизнь, имея конечной целью задачу спасти человечество и еще несколько звездных рас. Но не спас. Надеюсь, пока не спас (ключевое слово - «пока», выделено курсивом).
Романа с Машей не случилось, она осталась где-то перед кульминацией сюжета.
Цели и задачи… Не то, чтобы они менялись. Менялся сам Петр. Вместе с ним менялось отношение героя к существующему порядку вещей. Что ж, довольно неплохой ход. Интересный и неожиданный.
Но я всё еще тешу свое самолюбие тем, что всё неслучившееся имеет шанс произойти во второй части дилогии. Поживем — увидим.
А теперь о своих впечатлениях. Во время кульминации я попал в давно знакомый и нежно мною любимый мир Полдня братьев Стругацких. Полдень изменился. И не в лучшую сторону. Лукьяненко перевернул его с ног на голову, отразил в кривых зеркалах, поднес увеличительные стекла к местам несостыковок, на которые я, сознаюсь по-честному, не обращал внимания. И оказалось, что не такой уж он и идеальный, этот мир. Что ж, не буду осуждать автора. Он сделал всё честно — «ловкость рук и никакого мошенничества», а «наука умеет много гитик». Тем более, я не против свежего взгляда на вещи.
Несколько лет назад был такой проект - «Время учеников». В его рамках современные фантасты писали свои продолжения к книгам Стругацких. Так вот в одном из произведений была такая версия Полдня — массачусетская машина продолжила функционирование, и весь этот рай на Земле был придуман ею и при помощи оборудования Странников, установленного на околоземных спутниках, "наведен" в сознание землян. Помните - «мы пробовали использовать гипноизлучатели»? И после отключения излучения те, кто были настоящими, видят полупустую, малозаселенную землю. Тоже интересный вариант?
Продолжим разбор полетов. Более всех от Лукьяненко досталось Наставникам. Интересно, а что бы сказал Фрейд по этому поводу? Уж не досадили ли автору некоторые из его учителей во времена детства и юности? В «Звездах» они выглядят какими-то монстрами, коверкающими психику детей. При этом сами они искренне верят в благость своих намерений. И именно эта их вера вызывает у меня некий диссонанс в восприятии. Если бы они только имитировали свою веру, было бы проще. А тут…
Во вторую очередь досталось прогрессорам. Профессионалам, несущим прогресс иным цивилизациям. Потому что, оказывается, до прогрессоров работают регрессоры. Те, кто возвращают цивилизации как можно ближе к первобытному состоянию. С ними потом проще работать. Потому что сопротивление минимально по причине слабого технического развития, да и к хорошему тянуться хочется сильнее. Как там было в заезженном высказывании — чтобы сделать человека счастливым, надо отобрать у него всё, чтобы ему стало очень плохо, а потом часть вернуть. Откуда они — регрессоры — взялись? Где прототип регрессоров у Стругацких? Румата, спасающий книгочеев, ученых и поэтов от расправы серых? Максим Камерер и Рудольф Сикорски, вытаскивающие Саракш из постъядерного ада, щедро приправленного оболванивающим излучением? Антон и Димка, перевязывающие раны в концлагере на Сауле?
В Полдне Лукьяненко едят синтезированное мясо, вино пьют по назначению врача, а прикосновения к себеподобным табуированы. Йошперный кукуй, у Стругацких нет ничего подобного! Животных для производства пищи разводят на фермах, вино время от времени пьют все за исключением космолетчиков, а люди не гнушаются обниматься, здороваться за руку и хлопать друг друга по плечам. Нашел-нашел, несостыковочка.
Заседание Мирового совета превратилось в трапезу сильных мира сего. Ой, как пахнуло средневековьем, не хватает только животных, подобных собакам, которым дают облизывать грязные тарелки. В человеке, лежащем на диване, легко узнаётся Горбовский. Автор, Горбовского не надо было трогать. Я, в свое время горевал по нему, как по настоящему, из плоти и крови, когда мэтры оставили его на обреченной Радуге. И искренне радовался, когда он поднялся со смертного одра и вышел в холл своего дома после встречи с Тойво Глумовым. Горбовский — это легенда, не трогайте легенду руками.
И забавная аналогия. Куалькуа для Хрумова стал тем, чем была для Камерера биоблокада. Последний был практически неуязвим на Саракше, первый легко справился со всеми опасностями, грозящими Петру на Родине (интересно, а почему у планеты именно такое название?). Очень хотелось бы знать — параллель «биоблокада-куалькуа» была задумана автором или ее сгенерировал мой мозг?
А теперь забудьте всё, что я здесь написал. Книга у Лукьяненко получилась отличная. Читается легко и с удовольствием. Сюжет, как всегда в его книгах, закручен и запутан так, что дух захватывает. А впереди еще «Звездная тень». Предвкушаю...
Свидетельство о публикации №219092800202