Барабанная дробь. Для тех кому 12 и старше

                Для тех, кому 12+ и старше.

  Одной из разновидностей барабанных рудиментов является частая барабанная дробь, какую  можно услышать в цирке, когда оркестр внезапно замолкает и, только быстро  выбиваемая барабанная дробь, предупреждает зрителей о том, что акробаты под куполом цирка сейчас выполнят сложный «смертельный» трюк.  Или в историческом фильме,  где показано как  при большом скоплении народа  палач, стоящий в маске и красном балахоне на эшафоте, сооруженном в центре площади,  под частую дробь военных барабанщиков заносит топор над головой несчастной жертвы.

  Но та,   барабанная дробь, о которой я хочу рассказать, навсегда  врезалась в мою память почти в самом начале моего жизненного пути, когда я учился  в пятом классе.  Мы были первым послевоенным поколением, не испытавшим  ужасы войны, но в сознании взрослых, перенесших войну, она всё ещё была рядом, жила в них.

  Я, как практически  и  все дети в те годы,  стал пионером.  Как важнейшее событие нашей юной жизни врезался в память торжественный приём в пионеры,  произнесённая нами «Клятва пионера», лейтмотивом которой звучали слова: «За дело Ленина и СТАЛИНА будь готов…», -  алый пионерский галстук, впервые повязанный на наших худых детских шеях, совсем ещё не старческими руками ветеранов Октябрьской революции, видевших живого Ленина,  вызывали  и чувство гордости,  и давили  грузом ответственности за свои дела и поступки.

 История эта случилась в конце зимы, когда рутина учебного процесса начинала давать о себе знать. Когда хотелось побегать, погонять мяч. Вот и мои одноклассники Валерка Шеленко, Сашка Паршута и Петька Козин соорудили из бумаги обмотанный бечевкой «мяч», и на переменке устроили футбольную распасовку. Другие ученики, выходившие из класса, устраивались  вдоль стен, становясь болельщиками, либо, а это были в основном девочки, шли в другой коридор.

  И надо же было в это время самой маленькой по росту и самой щупленькой в классе Симке Снегиной «додуматься» идти напрямки через импровизированное  «футбольное поле», т.е. центр коридора,  да ещё и держа в руке булочку с маком и шоколадной глазурью…

  Сашка верхом пасует  «мяч» на высокого плотного Козина, тот бежит задом, пытаясь достать «мяч»  головой, и спиной наваливается на Снегину.  Симка чудом не падает, но булочка, выбитая локтем Козина из  её руки, вращаясь,  летит над головой девочки прямо к Шеленко.   Протяни бы Валерка вперёд обе руки, и он, скорее всего, булочку поймал руками, но он принимает её на свой ботинок и заправски пасует Паршуте, которого уже «перекрыл»  Козин. Оба топчут булочку, пытаясь отнять её словно футбольный мяч,  друг у друга…

  Слёзы Симки, ворчание возмущённых девочек, выкрики ребят: «Пацаны!  Вы что? Кончайте!», - прерываются истошным воплем появившейся перед началом урока нашей классной руководительницы Людмилы Варфоломеевны: «Вы что делаете? Изверги!».

  Раздаётся звонок на урок и все молча спешат в класс. Учительницу трясёт, её глаза полны слёз,  две или три девочки сочувственно ведут Людмилу Варфоломеевну, помогая ей сесть за учительский стол. Кто-то шепчет провинившимся, чтобы стояли у доски, мол, учительница успокоится, будете просить прощение. Виновные топчутся у доски,  понуро опустив головы. Замешательство учительницы продолжается пару минут, за которые, видимо, пролетает перед ней вся её жизнь.

  Как родилась она в Ленинграде, проспекты, парки, мосты и каналы которого знала с рождения. Как её родители, студенты, окончив ВУЗ, уехали работать на крайний Север, оставив свою любимую Милу у бабушки в Луге.  Вспомнила она и тёплое воскресенье 22 июня 1941 года, когда началась война, и как через несколько недель её – комсомолку, ученицу 9го класса направили на строительство  военных укреплений под Лугой, где их немцы несколько раз бомбили.  Она на всю жизнь запомнила  истошный вой пикирующих самолётов,  страшный грохот взрывающихся бомб, и  впервые увидела изувеченные тела погибших мирных людей.

  Вспомнила, как наскоро простившись с бабушкой, и не  думая, что навсегда,  с последней группой беженцев вместе с отступающими войсками, оставившими Лугу, добралась до Ленинграда, где снова строила укрепления, а позже  по направлению райкома комсомола её определили нянечкой в детский дом, который планировалось эвакуировать.

   Но когда баржу на Ладоге  с частью детдомовцев и персонала немцы разбомбили,  и они все утонули, эвакуацию перенесли до лучших времён. А потом и вовсе отменили, т.к. детдом стали пополнять дети, потерявшиеся  в суматохе  эвакуации ,  позже оставшиеся без родителей или других взрослых родственников, погибших во время бомбёжек и артобстрелов, а быстро наступившей ранней необычайно суровой  зимой,  найденные в квартирах, где все взрослые умерли от ГОЛОДА и добивавшего голодных обессиленных людей холода…

 Через минуту другую Людмила Варфоломеевна собралась, незаметно смахнула выкатившуюся слезинку и, взяв паузу, обратилась к ученикам:

   - То, что совершили эти негодяи, а я не могу иным словом охарактеризовать ваших товарищей, равносильно предательству. Они предали память миллионов советских людей, умерших от голода в годы войны, и особенно много детей, стариков, женщин и мужчин умерло от голода в блокадном Ленинграде. Город, окруженный со всех сторон фашистами, сражался почти девятьсот дней и ночей, не сдался и победил, только цена этой победы оказалась огромной.

 В самом начале войны немцы разбомбили и сожгли склады, где хранились стратегические запасы продовольствия для ленинградцев.   Уже в начале осени всё, что имелось в продуктовых магазинах, было раскуплено, закрылись рынки, т.к. все колхозы и подсобные хозяйства оказались на занятой врагом территории.  Замкнулось кольцо блокады.

  В ноябре 1941 года норма выдачи ленинградцам хлеба составила всего сто двадцать пять грамм в сутки, и это был единственный доступный людям продукт питания. Правда, и этот один ломоть на день ржаного «кирпичика» наполовину состоял из гороха и отрубей, а иногда и с добавлением опилок.

  С наступлением холодов удалось организовать подвоз всего необходимого для фронта и городских заводов на грузовых машинах по льду Ладожского озера.  Но количество завозимой муки никак не могло покрыть потребности города, в котором оставалось около двух миллионов жителей. К тому же часть машин гибла от обстрелов немецкой дальней артиллерии, бомбёжек или просто проваливалась под тонкий местами лёд.

  Об этом не принято рассказывать, продолжила Людмила Варфоломеевна, но мне довелось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде, и я видела это своими глазами,  как  быстро исчезли в городе собаки и кошки, птицы. Да, да! Не делайте такие удивлённые глаза,  ИХ СЪЕЛИ…  Имели место и более ужасные факты, но я не могу вам о них говорить, вырастите – узнаете.

  Сотни тысяч ленинградцев умерли от голода.  Но,  даже  умирая от голода, люди совершали подвиги.  В своей лаборатории за рабочим столом был найден учёный ботаник-селекционер, умерший от истощения и переохлаждения.  В его сжатой ладони была пробирка  с уникальными образцами отборной пшеницы, которую он согревал рукой, чтобы зёрнышки  не замёрзли лютой зимой в неотапливаемом помещении.  А он ведь мог  эти зёрнышки съесть и этим поддержать покидающие его  жизненные силы. Но он  не сделал этого во имя науки, во имя тех солдат, которые ценой своей жизни сдерживали фашистов, не пуская их в город, давая учёным возможность  продолжать работать в своей лаборатории, чтобы сегодня мы могли собирать высокие урожаи и кушать вкусные булочки.

  Говорят, что умершие дети становятся ангелами на небе. Предположим, что это так и ангелы могут говорить, скольких бы детей смогла спасти в блокаду сегодняшняя растоптанная булочка, одного, двух, трёх? И что бы они сказали вашим товарищам, простили бы они их?

   Запомните! Цена этой растоптанной булочки не 10 копеек, её истинная цена –  человеческая  ЖИЗНЬ,  которую хлеб может спасти. Что же это получается, не имевшие хлеба люди умирали от голода для того, чтобы те, кто будет иметь хлеб в достатке, топтали его ногами. Более кощунственного поступка не может быть, как и прощения за него.

                ***

  После уроков состоялось открытое собрание пионерского отряда нашего класса и совета пионерской дружины школы. Присутствовали директор, учителя, члены совета пионерской дружины школы и представители пионерских отрядов других классов. На повестке один вопрос: «Персональное     дело  пионеров  В. Шеленко,      С. Паршуты, П. Козина».  После сорокаминутного обсуждения, во время которого уши и лица наших «героев» стали пунцовыми, председатель Совета школьной пионерской дружины им. героев «Молодой гвардии», не по годам крупной комплекции ученик седьмого класса Олег Стариков по школьному прозвищу «Кошевой» зачитал решение:

  - «За грубое нарушение «Клятвы пионера», выразившееся в хулиганском поступке, а именно: умышленном топтании хлебобулочного продукта, чем была оскорблена  память советских людей, голодавших и умерших от голода в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг – пионеров В. Шеленко, С. Паршуту , П. Козина из рядов пионерской организации  - ИСКЛЮЧИТЬ.»

   Олег Стариков подошел к стоявшим в шеренгу провинившимся ребятам, два барабанщика, находившихся рядом со знаменосцем  у знамени пионерской дружины школы, подняли барабанные палочки над барабанами.   В тот момент, когда Олег развязывал узелки пионерских галстуков на шее провинившихся ребят и стягивал их,  раздалась поразительно громко звучащая в помещении  частая быстрая барабанная дробь,   от которой мурашки пошли по телу.

   Эту барабанную дробь  и слова моей учительницы: « Не время обесценивает наши проступки, а притупление всенародной ПАМЯТИ»,  -  я не забуду никогда.

                * * *

  P.S. - Эмоциональную встряску получили все. Ещё недели две вся школа, включая родителей, гудела. Во всех классах прошли родительские собрания вместе с учениками. Все родители пережили войну, поэтому поддержка решения администрации школы была единодушной.

  Наказанным ребятам был объявлен неформальный бойкот, видимо поэтому уже на весенних каникулах П.Козина родители перевели в другую школу. С.Паршута через пару дней пришел с побоями, отец, полковник сильно отлупил его офицерским ремнём. Летом С.Паршута уехал жить в другой город, куда перевели по службе его отца. В. Шеленко рос в неполной семье, учился плохо, нарушал дисциплину. Он остался в пятом классе на второй год, и на этом наши пути разошлись. Говорили, что в новой школе П.Козин хотел восстановиться в пионеры, но там досконально проверили его личное дело и выяснилось, что его дед был кулаком и отбывал срок за кулацкий бандитизм.(реабилитации не подлежал)

  Наше первое послевоенное поколение, жившее в более суровых условиях, по своим навыкам, бережливости, экономии имело большое сходство с поколением наших родителей, переживших войну, поэтому описанный случай был исключительной редкостью, запомнившейся на всю жизнь.

 А вот поколения наших детей и внуков полностью "развинчены". Это началось в годы Брежневского, я называю не "застоя", а "застолья" и продолжилось в провальные девяностые. Я последние пять лет перед выходом на пенсию работал учителем в школе, часто приходилось дежурить в школьной столовой, следить за порядком на обеде. После обеда три-пять кусков хлеба под столами стало обычным явлением. И на это не обращают внимания ни взрослые, ни дети.Сейчас нет голода, но хлеб продукт труда десятков и сотен людей, но уважительному отношению к их труду мы детей не учим ни дома, ни в школе. Когда я на педсоветах поднимал этот вопрос, мои более молодые коллеги-учителя тихонько хихикали. Наши сегодняшние вожди нам говорят, что идеология не нужна. Вопрос, конечно, какая? И кто же, и как будет прививать в государственном масштабе будущим поколениям общечеловеческие ценности. 
   
 
  Букулты                Сентябрь  2019 года.

        Владмир  Пантелеев

                КОММЕНТАРИИ.

Барабанные рудименты – стандартные наборы разновидностей ударов по барабану, некое подобие гаммам для фортепиано.

В.И.Ленин  и И.В.Сталин – Вожди Октябрьской революции 1917 года в России, руководители СССР (в разные годы).

Описанная история имела место быть, однако по понятным соображениям имена и фамилии участников изменены.

Олег Кошевой – так звали 16ти летнего комсомольца, руководителя краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», погибшего в застенках гестапо. Герой Советского Союза (посмертно).

Построение Пионерской организации в СССР – носила имя В.И.Ленина. Первичная орг. – Пионерский отряд (класса), имел совет отряда, возглавляемый Председателем, горниста и барабанщика и свой вымпел. Носил название (как правило им. героя революционера или героя В.О.В.), все пион.отр. классов входили в состав пионерской дружины школы( Совет дружины во главе с председателем и двумя заместителями, имел знамя дружины, барабанщика и горниста. Иногда по два-три. Дружина имела название по аналогии с отрядами). Пионервожатые – в младших классах назначались на обществ.  началах из числа комсомольцев – старшеклассников.  Работу пион. Дружины курировал пионервожатый - штатный учитель комсомольского возраста.

Пионерский возраст – с конца 2го класса по 7кл включительно. В Комсомол принимали с 14ти лет. (с конца 7го класса)

Внимание!  «Октябрята» - будущие пионеры (ученики 1-2 классов, носившие знак - звёздочку с детским профилем В.И.Ленина)  были учреждены только на рубеже 60х годов. Этого не знают молодые кинематографисты, показывающие октябрят в фильмах о 40вых и даже 30ых годах.

Кстати, до В.О.В. пионерский галстук не завязывался на узел, а два его конца, спускавшиеся на грудь, продевались через специальный металлический значок-зажим, кот.  защелкивали на шее. На передней стороне значка изображен пионерский костёр с тремя красными языками пламени, символизирующими единство  партии большевиков, комсомола и пионеров в борьбе за светлое будущее.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.