Фестиваль Нить Ариадны проект без границ

Международный московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны" признан одним из лучших проектов 2018-года. Не случайно он получил поддержку Фонда Президентских грантов России. Организаторами фестиваля, проводимого традиционно один раз в два года и отметившего в этом году своё десятилетие, являются Департамент труда и социальной защиты населения Правительства Москвы, Благотворительные фонды "Качество жизни" и "Добрый век", Региональная общественная организации "Клуб психиатров", которую возглавляет все эти годы  Аркадий Липович Шмилович — кандидат медицинских наук, заведующий медико-реабилитационным отделением Московской психиатрической клинической больницы №1 имени Алексеева.

Название фестиваля "Нить Ариадны" – иносказательно. В древне¬греческом мифе герой Тесей убивает Минотавра. Но самое трудное для него было не совершить подвиг, а выбраться из мрачного запутанного лабиринта. Спасается Тесей благодаря клубку ниток, подаренному ему дочерью Миноса Ариадной. Основная цель проекта "Нить Ариадны" – помочь найти выход из трудной ситуации, подобрать ключ к решению проблем, встречающихся на жизненном пути, не только его участникам, но и каждому нуждающемуся в этом человеку.

Ни для кого не секрет, что проблема душевного здоровья во все времена играет важную роль. В настоящее время она актуальна как никогда, так как с каждым годом увеличивается количество людей, страдающих неустойчивостью психики. Эти люди   живут среди нас, и только небольшое их количество наблюдается в стационарных больницах. В настоящее время во многих странах Евразии оказание практической помощи таким людям проводится с учётом этого фактора. Так, например, в России началась реализация проекта, направленного на повышение доступности квалифицированной и адекватной медицинской помощи пациентам с психическими расстройствами через открытие в условиях многопрофильных поликлиник психиатрических диспансеров.

По мнению Аркадия Липовича Шмиловича, заведующего дневным стационаром Московской психиатрической клиники имени Н.А. Алексеева, президента Региональной общественной организации "Клуб психиатров", это хорошее решение.
"Сегодня в любой момент только 5-6 процентов людей из тех около 200 тысяч, кто официально наблюдается у психиатров в Москве, находятся в больнице. А 95 процентов вписываются в социум. Даже из психоневрологических интернатов целый ряд людей по утрам уходит на работу. Раньше психиатрия была больничной, ещё не было препаратов, которые помогают снять острые состояния. Сейчас психиатрия другая. Сокращается число коек, но не психиатрическая помощь, которая перемещается во внебольничную сферу: диспансеры, полустационары, медико-реабилитационные отделения. По этому пути идёт весь мир. И обществу нужно объяснить, что психиатрическая служба развивается, а не закрывается. В больнице нельзя жить. Только надо создать такие условия, чтобы никто не сомневался, что вне больницы можно выжить".

Но этому процессу, по мнению психиатров, в значительной степени мешает существующее в населении мнение, основанное на различных предубеждениях в отношении душевнобольных. И в наши дни средства массовой информации часто искажённо преподносят мифы о психиатрии, оперируя необъективными данными. Это становится одной из причин того, что люди с психическими расстройствами опасаются приходить к психиатру или обращаются со своими проблемами слишком поздно. У некоторых людей существует и крайне радикальное мнение, что всех душевно больных даже нужно изолировать. "Так кого же нужно изолировать, – обращается Аркадий Липович Шмилович к журналистке газеты «Московская медицина», отвечая на её вопрос, – если каждый десятый человек на планете страдает серьёзным психическим расстройством, а ещё каждый десятый – пограничным расстройством? А если сюда присовокупить психосоматические расстройства – цифра увеличится в разы..."

Есть ещё одна особенная группа людей, будущим которой особо обеспокоены организаторы проекта. Это – талантливые люди, которые лишены возможности развивать свои дарования. Двадцать лет проработала я в одном из отделений областной психиатрической клиники в Германии, часто задавая себе вопрос: А что же делается в международном масштабе в этом направлении? Итогом наблюдений стало написание мной книги "Несостоявшиеся судьбы. Из записок практикующей медсестры".

Для себя я и сейчас считаю, что мои наблюдения и размышления являются вкладом в общее дело оказания помощи людям с ограниченными возможностями. И когда летом 2014-го года от московского писателя В.В. Кузнецова я узнала о проведении Третьего Московского Фестиваля творчества "Нить Ариадны", то, ни на минуту не задумываясь, отправила рукопись книги организаторам фестиваля. В ответ получила официальное приглашение на участие в нём.
 
В дни работы фестиваля я поняла, что если человек ставит перед собой цель, концентрируется на её выполнении, то есть совершает определённые действия, то мечты сбываются. Нужно только приложить максимум усилий. Ну, а если человек не один, а имеет единомышленников и помощь со стороны объединений, обществ и правительства, то результат усилий будет непременно положительным. Только в этом деле, как и в других, нужны энтузиасты, верящие в успех.
Такими энтузиастами являются организаторы и инициаторы проекта Московского Фестиваля творчества "Нить Ариадны", начавшегося для меня в 2014-ом году в Драматическом театре имени М.Н. Ермоловой коллективным исполнением гимна Фестиваля, слова которого одновременно объединяли, вдохновляли многочисленных участников форума, создавая неповторимую атмосферу радости творческих достижений.
 
На следующий день работы фестиваля я побывала в Московском драматическом театре под руководством А.Б. Джигарханяна, в котором состоялась встреча с театральным коллективом "Вектор" из Уфы, выступившим с постановкой "Радость нашего дома" по одноимённой повести Мустая Карима. Театральная студия дневного центра "Царская свеча" города Рига выступила там с шуткой в одном действии "Предложение" по мотивам одноимённого произведения А.П.Чехова. Выступление проходило на русском и латышском языках. Студия из Нидерландов представила работу "Радио Адулт". Каждое выступление зал встречал овациями. Среди зрителей можно было уже различить знакомые лица участников фестиваля, проживающих в хостелах города, любезно предоставленных участникам фестиваля для проживания. С утра от них отправлялись автобусы, доставлявшие нас в различные районы столицы на шестнадцать площадок фестиваля. Выступления и присутствие на различных номинациях в качестве действующих лиц сплачивало участников идеей совместного творчества. Приятно было в лицах выступающих узнавать соседа по комнате, по этажу в гостинице, по обеденному столу в ресторанах сети "Му-Му". Атмосфера добра и творчества, доверия друг к другу расширялась с каждым днём. Обсуждения в автобусах, метро и такси, во время пауз на театральных подмостках в Театре Луны, в помещениях Дома учёных, Дома кино, в Мультимедиа арт музее, в музеях изобразительного искусства, объединяли нас в единый живой творческий организм. Это – одно из немаловажных достоинств фестиваля.

Лично я на этом форуме добрых, умных, приветливых, глубоко чувствующих людей познакомилась с врачами-психиатрами из Петрозаводска и Челябинска, полюбила делегатов прекрасного города Оленегорск Мурманской области, почувствовала уважение и прониклась пониманием необычности судеб фоторепортёра по призванию Дмитрия Хитрина из Ижевска, поэтов Татьяны из Братска и Алексея из Владимира, самородка художника и поэта Андрея Петровича из Челябинска, актёров из Риги, Голландии. Большую дискуссию среди слушателей вызвало выступление Андрея Аркадьевича Шмиловича, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой психиатрии и медицинской психологии Университета имени Н.И. Пирогова, на тему "Творчество гения через призму душевных страданий". Мастер-класс от Виталия Лейбина, главного редактора журнала "Русский репортёр", на тему "Структура интервью: как понимать человека" тоже не оставил присутствующих равнодушными.
В холлах гостиницы участники обменивались своими шедеврами, говорили о трудностях обретения душевного равновесия в обыденной жизни и о большой роли занятий творчеством для каждого. Искусство помогает преодолевать трудности, развивает мысль, является средством выхода из депрессии – с этим был согласен каждый участник фестиваля.
 
Для меня стала мигом счастья презентация на Литературной номинации моей книги об историях жизни людей в доме, где проживают пожилые люди с психическими расстройствами. В тот день я поняла, что занимаюсь нужным делом, поверила в значимость моего творчества. Передо мной сидели герои моих рассказов, какими они могли бы стать через десятилетия, и я не желала им в реальности такой участи, поэтому поддерживаю до сих пор словом и вниманием. А в последний вечер на московской земле мы обменивались впечатлениями и новыми задумками, адресами и советами, обещали непременно зайти на сайт в интернете, принять участие в следующем фестивале, который должен был состояться через два года.

И вот через два года я опять в Москве на Четвёртом международном фестивале "Нить Ариадны - 2016". Одним из ярких событий этих дней стало для меня знакомство с героями будущего очерка "Мы такие, как все", молодыми людьми с синдромом Дауна. Впоследствии очерк был опубликован в русскоязычной газете "Новые земляки" в Германии, затем в московской газете "Психиатрия. Нить Ариадны", позже в пермской газете "Здравствуй", на родине участников инклюзивной театральной студии «Пространство любви», и, наконец, в газете для инвалидов "Надежда", выпускаемой в Москве.

В заключительной части очерка я обратилась к читателям этих изданий с вопросом: а не провести ли следующий фестиваль в городе Пермь или в Германии? Отклика на этот, в общем-то, риторический вопрос, услышать пока не удалось.
 
А ведь проблема, которую пытаются решить московские психиатры и которая лежит в основе этого проекта – межнационального характера. Не только психиатры, но и все неравнодушные люди должны объединиться для решения триединой задачи: снятие или смягчение болезненных расстройств, восстановление трудоспособности душевнобольных и восстановление социального статуса человека, то есть интеграция этой группы людей в общество.

Проблема слабого отклика общественности на межнациональном уровне видится мне в человеческом факторе. Да, есть спонсоры, есть благотворительные фонды, которые материально и духовно откликнулись на призывы москвичей, но этот опыт нужно активнее тиражировать, расширять его географию. Когда я спросила в 2018 году у одного из психологов, работающих в психиатрической больнице им. Н.А. Алексеева, сколько человек в оргкомитете фестиваля, он ответил, не задумываясь: "Восемь". Я думаю, что их, конечно, в разы больше. Но всё же пока ещё только небольшим количеством специалистов-профессионалов, фанатиков своего дела, проводится   регулярная работа по организации детища, которое в 2018 году объединило представителей 18 государств и 42 регионов России. Это открытие – впечатляет!
Но вернёмся к очерку "Мы такие, как все" и его героям. "Существует много мифов и легенд о людях с синдромом Дауна, – написала я в его вступительной части. – Имеется сложившееся мнение о характерных чертах и особенностях этих людей. Но мне достаточно было нескольких дней общения с ними, чтобы понять, что в обществе порой существуют мифы, которые не соответствуют действительности. Прожив с ними в течение нескольких дней на одном островке, в гостинице "Привет", я поняла и почувствовала, что они – такие же, как мы, только искреннее, честнее, великодушнее. "Солнечные дети", которых не коснулся тёмный луч цивилизации – такими они предстали передо мной в те ноябрьские дни".
 
Хорошо помню день постановки спектакля на театральной номинации фестиваля моими новыми знакомыми, артистами с синдромом Дауна. Вспоминаю, как сначала в этот день мы посетили выставку художественного творчества, а к середине дня мы – в   киноклубе Эльдара Рязанова. Проходим за кулисы, начинается подготовка артистов к выступлению: костюмы, грим – всё, как везде, как всегда. Чувствуется слаженность действий руководителей студий, родителей, сопровождающих детей на выступлениях, и самих артистов. Никакой суеты во время подготовки, да и позже – в процессе самого театрального представления. Вместе они – единое целое, театральная студия, творческая и сплочённая, получившая уже признание в родном городе. Имена артистов хорошо известны в Перми. Это – Наталья Алексина, Иван Заворохин, Надежда Мальцева, Антон Мысляев, Екатерина Пищальникова, Вероника Постникова, Наталья Родина.

С Наташей Родиной, девушкой двадцатилетнего возраста, я познакомилась в первый день проживания в гостинице. С ней мы оказались в одном номере и сразу нашли общий язык. Позже, оставаясь вдвоём, говорили о музыке, артистах, певцах. К тому времени я уже закончила писать книгу о бардах. Сама находилась ещё под впечатлением работы над текстом, а девушка, приехавшая из Перми, охотно поддержала разговор на эту тему. Она знала песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Олега Митяева.

Позже, когда между нами пролегла ниточка доверия, Наташа рассказала и о себе. Живёт она с отцом и матерью. Окончила коррекционную школу. Получила специальность переплётчика книг. Искусство шить ей тоже знакомо. Но работу по специальности она не нашла, так и живёт на пенсию, выплачиваемую государством как человеку с ограниченными возможностями здоровья.
 
Наташа познакомила меня и с первыми шагами театральной студии "Пространство любви": "Как-то мне позвонили из общества инвалидов Дзержинского района и пригласили на встречу с профессиональной актрисой пермского театра Аллой Викторовной Мезенцевой. Нас пришло тогда только двое: Антон Мысляев и я. Алла Викторовна показала нам основные приёмы актёрского мастерства мимов. Нам понравилось – решили встречаться раз в неделю. Мы стали приводить своих друзей. И собралось нас семь человек. Свою маленькую театральную студию назвали «Пространство любви». В ней играют люди с ограниченными возможностями здоровья. Или, как считают некоторые, с безграничными возможностями. Вместе с нашей руководительницей Аллой Мезенцевой и режиссёром-постановщиком Андреем Максимовым мы начали готовить свои номера. Позже создали из них маленький настоящий спектакль".

За полтора месяца начинающие артисты отрепетировали первый номер, который назвали "Улыбайтесь чаще". Затем состоялся дебют на фестивале "Синяя птица". Этот фестиваль проводится в городе среди инвалидов ежегодно в рамках премии "Преодоление". Конечно же, на своём первом выступлении ребята волновались. Но когда зрители одарили их громкими аплодисментами, молодые артисты, по словам Наташи, "получили огромный заряд положительных эмоций. Это было приятно и здорово!". В тот день они стали обладателями Диплома второй степени в номинации "Оригинальный жанр".

Из выступления Аллы Мезенцевой на интернет-сайте 59.ру знаю, что отправной точкой для создания труппы, состоящей из артистов с синдромом Дауна, стал московский "Театр простодушных". Она рассказала слушателям о том, что в Европе есть театр, где актёры с проблемами здоровья работают профессионально: они дают представления, получают зарплату, ездят на гастроли… Алла Мезенцева – человек дела и профессиональная актриса пермского театра. С самого начала она поставила перед собой и родителями ребят цель – создать не театральный кружок, а театр-студию и выходить с театральными постановками в пространство города и края. Сегодня эта цель достигнута.
 
"Да, творчество имеет необыкновенную силу воздействия на людские души, на человеческие судьбы, – думала я вечером после спектакля, когда мы с ребятами возвращались в гостиницу на автобусе. – Оно способно поднять человека над сиюминутными заботами, раздвинуть горизонты мира, в котором люди привыкли жить, оно врачует души и пробуждает прекрасные порывы. От него тянутся те нити Ариадны, которые на этом форуме света и добра связывают нас в единое целое. И этот праздник души невозможно забыть ни взрослым, ни детям, ни тем, кто в дни фестиваля был артистом, ни тем, кто оставался зрителем и занимал место на галёрке".
 
У меня на глазах рождалось доверие и понимание между присутствующими, людьми разных национальностей из стран Евразии, открывался кладезь душевных и физических сил. И так, через встречи и выступления, приходило к участникам Фестиваля признание. Прощались мы зимним вечером, уставшие, приятно возбуждённые после заключительного вечера в киноклубе Эльдара Рязанова. Я оставила ребятам на память о себе небольшие сувениры в виде простеньких браслетиков. Позже мама Нади напишет: "Надежда не расстаётся с ним ни днём, ни ночью". А я пересматриваю фотографии тех дней и благодарю судьбу за эту встречу.
 
Пишу эти слова, а мыслями вновь нахожусь в Москве, на Четвёртом Московском фестивале "Нить Ариадны". Его творческую атмосферу невозможно передать обычными словами. Фейерверк чувств, помноженных на работу разума, и через общение с участниками фестиваля – подпитка важных источников жизненной энергии организма – лучшее доказательство нужности и необходимости его проведения. До сих пор живу на высокой ноте душевного подъёма от той волны, которая вынесла меня в заключительный день фестиваля на сцену киноклуба Эльдара Рязанова, переполненного зрителями, участниками и гостями фестиваля. В одном из очерков так описываю этот незабываемый момент:
 
"Раздвигая стоящих на пути в переполненном зале, бегу в направлении сцены. Всё ещё не веря, что меня там кто-то ждёт, не вникая в то, о чём говорит со сцены Аркадий Липович Шмилович. И вот я уже рядом с ним, у микрофона, слышу его подбадривающие слова: "Давайте экспромтом!" Для меня это значит: "Говорите о том, о чём душа просит. Я предоставил Вам аудиторию". Меня знают сегодня в этом зале не только как участницу фестивалей, но и как автора рассказов из книги "Несостоявшиеся судьбы. Из записок медсестры", в течение двух лет публикуемых в газете "Психиатрия. Нить Ариадны", которая распространяется в шестнадцати тысячах экземпляров в 31 регионе России. Сегодня я говорю слова благодарности организаторам фестиваля за предоставленную возможность быть участником этого уникального события. Говорю, что средства, затраченные спонсорами на проведение форума, спасут многих от одиночества, от разочарований в жизни, осветят последующие за фестивалем дни, месяцы и  годы  радостью от соприкосновения с искусством и пониманием того, что все мы на этой планете обладаем творческими способностями и в нас самих находится ключ к своей душе, своему месту в жизни, в конечном счёте, к своему счастью".

А когда я приехала домой, в Германию, в своё прекрасное зазеркалье, с холодным, разлитым в воздухе непониманием душевных порывов, я целый месяц не могла привыкнуть к состоянию, в которое моя душа должна была вновь вернуться. Но работа мысли продолжается, чтобы когда-нибудь, оказавшись вновь среди ставших родными людей, душа могла снова распрямиться и испытать чувство полёта, мгновение счастья, кусочек которого мне подарен фестивалем 2016-го года в Москве.

Благодаря интернету мне удалось услышать и мнение Аркадия Липовича Шмиловича об итогах проекта "Нить Ариадны" 2016 года: "Инвалиды вследствие психических заболеваний – это самая распространенная категория, но именно они чаще всего страдают от отношения общества и нарушения их прав. Большая проблема – профессиональная реабилитация, трудоустройство. В России начала активно развиваться международная программа Абилимпикс. Это чемпионат по профессиональному мастерству людей с инвалидностью в более чем 60 профессиональных компетенциях, и в прошлом году наша команда впервые выступила на нём с отличным результатом. Другая программа, которую ведёт общественная организация – Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны". В последнем, четвёртом фестивале, приняли участие представители 40 регионов Российской Федерации и 14 стран".
                *  *  *
Прошёл ещё год и организаторы фестиваля подали документы на получение материальной поддержки в Фонд Президентских грантов. Я – не психолог, не психиатр, не врач, а просто учитель – в прошлом и медсестра – в настоящем, отдала свой голос в поддержку проекта и организаторов фестиваля, написав письмо в адрес руководителя Фонда, в лице Генерального директора Фонда Чукалина Ильи Владимировича:
 
"Имея двадцатилетний опыт работы учителя советской школы и двадцатилетний опыт работы в областной психиатрической клинике Германии, могу с уверенностью сказать, что проект "Нить Ариадны" – один из самых значимых прецедентов в области реабилитации психически больных, которые мне известны. Такого рода проекты могли бы на мировом уровне решать проблему становления и развития способностей людей с особенностями психического развития. Ведь все признают сегодня, что это – назревшая проблема для всех стран мира. А в дни проведения фестивалей, в которых я принимала участие, дружеские отношения между людьми разных национальностей сплачивали, соединяли, придавали силы, помогая поверить в себя каждому. Я надеюсь на то, что Фонд Президентских грантов поддержит Проект "Пятый Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны" как значимую и важную акцию в деле охраны здоровья граждан и пропаганды здорового образа жизни".

Проект был одобрен Фондом, Президентский грант получен организаторами фестиваля "Нить Ариадны".

Осенью 2018-го года я оказалась свидетелем чуда, не имеющего себе аналогов в мировом масштабе. Нить Ариадны вновь соединила в Москве людей, приглашённых на фестиваль "Нить Ариадны" из разных уголков Евразии и других стран мира. Только в гостинице "Космос" проживало восемьсот тридцать человек, из которых более двухсот тридцати – из-за рубежа.  Девиз фестиваля – "Открытость. Творчество. Интеграция" – сближение людей на фоне общих ценностей (главным образом искусство), основанное на открытости и взаимном интересе друг к другу. В программе фестиваля традиционно семь творческих номинаций: театральная (69 спектаклей), концертная (15 концертов), литературное творчество (около 200 участников), фотография (экспозиция из 83 фоторабот), кино (13 фильмов), изобразительное и прикладное искусство (753 произведения в 9 галереях), мультимедийные проекты (14 радиостанций из 11 стран). Программа включает в себя научно-практическую конференцию, посвящённую передовым технологиям арт-терапии; 68 мастер-классов и психогигиенический форум студентов, учащихся колледжей и ВУЗов Москвы, в котором участвовали более 300 человек. Площадками фестиваля стали Дом кино Союза кинематографистов РФ, Театр Луны, Клуб-музей "Эльдар", Высшая школа музыки им. А.Г. Шнитке Российского Государственного Социального университета, Государственная Третьяковская Галерея, Галерея искусств Зураба Церетели, Центр эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон" Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Культурные Центры ЗИЛ и Москвич, Государственная галерея "Беляево", Культурный Центр – музей им. Н.А. Островского, театральная мастерская Олега Буданкова и ряд других известных культурных объектов столицы. Как всегда, участников Фестиваля приветствовали юные талантливые музыканты Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.

Литературная номинация проходила в 2018-ом году в Культурном центре ЗИЛ.
"Творчество – это мост в жизнь, – прозвучало в моём приветственном слове поэтам, авторам произведений разных жанров. – Фестиваль "Нить Ариадны" – это возможность привлечь внимание общественности к проблемам особенных людей и свидетельство того, что несмотря на заболевания, они, как все, могут писать, творить, переживать". Изданный сборник литературных произведений был назван словами из стихотворения Нины Жильцовой из Санкт-Петербурга "Я выбираю слово" (В мире, где ценники ценностей выше, / В мире, забывшем основы / В мире вещественностей без смысла / Я выбираю слово).
 
Когда я ехала на фестиваль 2018-го года, то заранее наметила для себя посещение научно-практической конференции в больнице имени Н.А. Алексеева, мастер-классов в Московском финансово-юридическом университете, хотелось принять участие и в дискуссии о том, как могут сотрудничать психиатрические радиостанции на разных языках мира. Скажу сразу, этим планам не удалось сбыться по причине чисто человеческого фактора. В третий раз находясь среди участников фестиваля, я не смогла покинуть обретённых ранее друзей и посетила вместе с ними, людьми с ментальными особенностями, все, в пределах возможностей и времени, музыкально-литературно-театральные площадки фестиваля. В автобусах и театральных залах, в фойе гостиницы "Космос", в ресторане в процессе приёма пищи и после него, мы знакомились с   участниками форума, проживающими в Краснодаре, Ростове, Уфе, Кемерове, Екатеринбурге, Ярославле, Оленегорске, в Германии, Аргентине, Италии, Чили, Мексике, Коста-Рике, Франции, Польше, Венгрии, Португалии, Швеции, Испании, Латвии, Беларуси, Украине, Узбекистане и многих других населённых пунктах России и странах, рассказывали о себе, делились впечатлениями и размышлениями об увиденном. "Мы вместе" – эти слова стали девизом фестиваля, и я их прочувствовала на себе. Нам было хорошо вместе. Мы дышали одним воздухом радостного удивления чуду, которое происходило на наших глазах. До сих пор слышу слова новых друзей: "Я за вами всегда наблюдаю", "Я вас всегда ищу", "Я хочу с вами поговорить", "Я хочу вам рассказать" ... Я рада моей востребованности на фестивале, и у меня для каждого участника, обратившегося ко мне, нашлось время.
Меня порадовало то, что в 2018-ом году расширился круг участников фестиваля из Германии. 22 ноября в киноклубе "Эльдар" перед зрителями выступил театральный коллектив "Rapsoden/Рапсодия" из немецкого города Штутгарт. Его участники   использовали в спектакле фрагменты фильмов, театральных постановок, музыкальных произведений. Для друзей, сидящих рядом со мной в этот день, я была переводчиком с немецкого и горжусь тем, что смогла хоть немного помочь людям, говорящим на разных языках.
 
Участники фестиваля были в восторге оттого, что 30-летний опыт работы радиостанций Аргентины, на которых вещают только люди с особенностями психического развития, с 2014-го года внедряется и совершенствуется на фестивале "Нить Ариадны". В Москве создано своё радио "Зазеркалье", которое вещает в прямом эфире каждую субботу с 15:00 до 16:00. Ведущие этой радиопрограммы беседуют не только о психиатрии, но и о любви, профессии, детях, туризме, театре, литературе и т.д. Они приглашают гостей и в студию. Трижды я встречалась с этим коллективом на фестивалях в Москве, в 2014, 2016, 2018-ом годах, и скажу Вам, что этот опыт теперь изучают другие регионы Евразии.
Если говорить об итогах проекта, то для меня его результат в тех искорках счастья, которые я видела в глазах каждого участника. Нить Ариадны проложила путь к сердцам, заставила задуматься о том, как можно создавать мгновения радости, как нужно помогать людям, нуждающимся в помощи. Для меня лично на этом фестивале протянулись реальные нити к душам людей, с которыми и сейчас продолжается общение по электронной почте, на сайтах "Одноклассники" и "ВКонтакте". "Мы вместе" – это не просто слова. Это – действия, помноженные на расстояние, чувства, эмоции, радость и надежду. 
                *  *  *
Проект "Нить Ариадны" набирает обороты. В нём в 2018 году приняло участие около 1300 человек. Более 7 тысяч зрителей приняли площадки фестиваля. К его проведению было привлечено более двухсот волонтёров, студентов из четырёх вузов Москвы. По итогам фестиваля изданы два тома трудов научно-практической конференции, каталог изобразительного искусства и альманах литературных произведений.

Правительства стран Евразии поддерживают проведение такого рода проектов, которые в конечном итоге помогут людям найти своё место в жизни, стать полноправными членами общества. Активное сотрудничество евроазиатских регионов между собой развивает межнациональные отношения, что в конечном итоге становится прочным фундаментом для улучшения благосостояния людей и развития их творческих способностей.

Март, 2019

Ирене Крекер

P.S. Уважаемые коллеги, этот текст был отклонён на Лондонском фестивале по причине, что он не относится к номинации "Публицистика" по теме Успехи и проблемы развития регионов". Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.

С уважением, Ирене   


Рецензии
Как хорошо, Ирене, что ты опубликовала этот текст - он трогает до глубины души и рождает светлую надежду: проект "Нить Ариадны" будет развиваться и принесет много добра в нашу жизнь. Особенно приятно, что Фестиваль проводится в России, и, как мне кажется, не в последний раз!

Елена Ханен   04.10.2019 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за тёплый отклик. Да, думаю, что в ноябре 2020 года по сложившейся традиции фестиваль состоится вновь. Я выставила на проза.ру рукопись незаконченного романа "Невероятность равняется нулю". В нём есть отзвуки этого необычного, удивительного фестиваля.

Ирене Крекер   04.10.2019 20:29   Заявить о нарушении
Да, роман обещает быть интересным, почитаю и напишу о впечатлениях)))

Елена Ханен   04.10.2019 21:16   Заявить о нарушении
Буду ждать замечаний.
Ирене

Ирене Крекер   04.10.2019 22:55   Заявить о нарушении